Среда 15 августа, 23:08
Ясно + 18°
Обложка книги «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны».

ЦРУ: методы культурного воздействия и перепрограммирования

Фото: Фото с сайта http://www.invissin.ru/
11 июля в Москве состоялась презентация русскоязычного издания книги известной британской журналистки, историка Френсис Стонор Сондерс «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны».

В основу труда, впервые увидевшего свет в 1999 году, легли материалы из 30 американских и британских архивов. Книга рассказывает о секретных программах американских спецслужб в области антисоветской пропаганды в период холодной войны. Однако, проблемы, которая она поднимает, прежде всего работы НКО и их зависмость от спецслужб, актуальна и сегодня.

«Френсис Сондерс впервые представляет свидетельства манипуляций спецслужб США в сфере культурной политики в годы холодной войны», - рассказала генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты, автор перевода книги на русский язык Вероника Крашенинникова.

- Сейчас при рассказе о работе американских спецслужб чаще всего мы видим либо конспирологию, либо правую критику Америки. Она идет по разным направлениям и критериям. И просто не может сделать нас союзниками. Мы же (институт – «ВМ») даем качественный научный анализ и строго отбираем книги для своей серии о международной политике.

Сондерс взялась разобраться с истинным положением дел. Она занималась данным вопросом пять лет, работала в архивах. И очень интересно рассказывает о жизни исследователя, которому приходится работать летом в помещении «с неоновым светом и температурой морга».
У нее нет особых симпатий к СССР и не была никогда левой. Ее симпатии на стороне Вольтера. Это позиция честного исследователя, независимого журналиста и историка.

На основе первоисточников автору удалось сложить уникальную картину одной из самых амбициозных секретных операций холодной войны.
«В книге подробно описываются механизмы «мягкой силы», которые США создали в 1950-1960-е годы для того, чтобы отдалить западную интеллигенцию от левых идей, склонить ее к борьбе против СССР и привить симпатию к «американскому пути», - сообщила Крашенинникова.
Главной проблемой США после Второй Мировой войны была большая популярность коммунистов. Левые взгляды у европейской элиты были чрезвычайно популярны. И, по мнению ЦРУ, ей нужно было править любовь к американскому образу жизни, сместить к центру и увести от левых идей.

Для этого существовали фонды, чтобы передать деньги, убрав из цепочку явное влияние ЦРУ. Это делалось через НКОНикаких независимых фондов не было. Это все ширма ЦРУ.

Созданный ЦРУ Конгресс за свободу культуры с офисами в 35 странах был основным механизмом для этой деятельности, в которую были вовлечены такие известные писатели и философы как Джордж Оруэлл, Бертран Рассел, Жан-Поль Сартр, Артур Кестлер. Для сокрытия финансирования и участия в деятельности Конгресса за свободу культуры ЦРУ создало разветвленную систему фондов, многие из которых работают до сих пор.

«Для понимания текущий событий необходимо знать, как построен фундамент той системы, которая действует в наши дни, - считает Крашенникова. - Многие фонды по-прежнему работают над проектами в отношении России, а методология и подходы сохраняются без существенных изменений», - заключила она.

По мнению журналиста-расследователя крупнейшей немецкой газеты «Зюддойче Цайтунг», долгое время работавшего в «Шпигеле» Джона Гетца, «книга Сондерс рассказывает о том, что наряду с созданием секретных тюрем в Европе и организации переворотов по всему миру, ЦРУ было способно вести чрезвычайно тонкие и деликатные культурные программы, ведь культура - это лучшее средство политической борьбы и мощный инструмент интеллектуального воздействия».

Кстати, Гетц с соратниками на волне разоблачений Сноудена первым раскрыл участие английских спецслужб в прослушке государственных деятелей.

- Германия была одним из центров антикоммунистической программы. Это был кризис 60-х годов. Многие интеллигенты переехали в Восточную Германию. Те, кто работал с нацистами, оказался дискредитирован. Для США Германия была важна и с военной точки зрения. Общественное поле определили социал-демократы и коммунисты. Книга .Сондерс рассказывает и о журнале «Месяц», который публиковался под эгидой ЦРУ, а его читала немецкая интеллигенция и очень любила. Даже сейчас многие в это не верят.

Книга «ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны» была опубликована на английском, французском, немецком, итальянском, арабском, турецком, болгарском, китайском, греческом и испанском языках.
Эта книга интересна исследователям, всем, кто интересуется работой спецслужб и рассказывает о методах участия ЦРУ в переворотах, о тонкой изощренной культурной программе такой работы.

С виду все было привлекательно, как в мире идет распространение культуры Америки. Но важно понять, на кого в первую очередь оказывалось влияние. А неверие в такую работу и есть главный залог успеха ЦРУ и его программы.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER