Среда 19 сентября, 01:09
Ясно + 9°
В 2012 году одна из картин Сезанна была продана на закрытом аукционе за 250 миллионов долларов, став самым дорогим полотном в истории

5 знаковых картин Поля Сезанна

Фото: wikipedia.org
22 октября 1906 года скончался известный французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн.

Всю свою жизнь Сезанн пытался примирить современность с классикой, в результате чего создал собственный большой стиль. Именно плодотворные попытки обеспечили художнику достойное место в истории живописи. С его смертью "сезаннизм" забылся, но послужил толчком к развитию новых, ещё не изобретенных направлений.

Родился будущий художник в небольшой деревушке в Провансе. Его отец запомнился всем как человек мрачный и властный. Он отучился в Париже на шляпных дел мастера, а по возвращении в провинцию открыл свое дело, одновременно ссуживая крупные суммы торговцам фетром. Так он сколотил состояние и смог обеспечить безбедную жизнь себе и своему сыну. В детстве Поль имел слабое представление о хорошей живописи, зато был прекрасно образован. В школе он получал призы за знание греческого, математики и латыни, до конца своих дней искренне увлекался античными авторами и мог цитировать их по памяти. Сезанн стремился к искусству, но не имел ярко выраженного таланта.

Рисование было обязательным предметом в школе, а в колледже он начал посещать класс по академическому рисунку. Долгое время его труды оставались незамеченными, а призы всё время вручали другим – например, его лучшему другу Эмилю Золя. Окончив обучение, Сезанн направился в Париж, где подружился с художниками-импрессионистами. Он участвовал в выставках, но понимал, что всё это не то. Художник интересовался изменением цвета в воздушной среде, ему нравилось его материальное и вещественное выражение. Он пытался "поженить" в живописи страсть и покой, новаторство и традиции.

Работы Сезанна не похожи на полотна его друзей-импрессионистов. Картины художника тяжелее, но в то же время фактурнее. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.

1. В начале творчества Сезанну нравилось использовать тёмные, мрачные цвета, как в "Девушке у пианино" ("Увертюре к Тангейзеру") (1868). Один из друзей художника писал: "Недавно он за одно утро наполовину написал великолепный холст... Он будет назван "Увертюра к "Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера (...). В целом впечатление свирепой и подавляющей силы..." Позже Сезан отказался от тёмных красок.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

2. Начало 1870-х – это эпоха увлечения живописью на открытом воздухе при изменчивом солнечном освещении. В этот момент Сезанн стал учиться у Писсарро, поэтому пейзажи прочно вошли в его творчество. Наиболее импрессионистской его работой того времени считается картина "Дом повешенного" (1873). В ней нет густых красок и контрастного освещения, свойственного солнечному Провансу.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

3. В 1875 у Сезанна окончательно сложился свой стиль. Художник не жаждал признания, выразительность как самоцель противоречила его убеждениям - живопись была для него способом познания мира. В это время он начал работать над знаменитыми "Купальщицами", законченными в 1877 году. Их обнаженные фигуры утяжелены, огрублены, но вместе с эти есть в них какая-то первобытная наивность и надёжность. Что вызывает особенный интерес у поклонников творчества Сезанна – это то, что он неоднократно возвращается к одной и той же теме, помогая воочию увидеть его развитие. Художник ещё раз написал "Купальщиц" незадолго до своей смерти, в 1906 году, стремясь сделать итогом своего творчества большую картину, которая объединяла бы человека и природу.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

4. Помимо пейзажа и натюрморта Сезанна занимала пластика человеческой фигуры. В конце 1880-х коллекционер и друг художника Шоке задумал украсить свой особняк большим панно. Сезанн выполнил несколько набросков и отказался от этой затеи. Зато он создал "Масленицу" ("Пьеро и Арлекин") (1888). Несмотря на то, что в костюме Арлекина позировал сын Сезанна Поль, а в костюме Пьеро – друг сына Луи Гийом, нет ни намека на интимность или домашний маскарад. Движения ряженых напряжены и изломаны, словно кто-то управляет ими, дергая за невидимые нити. Пьеро и Арлекин, хоть и идут рядом, но будто находятся в разных мирах.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

5. В старости Сезанн стал легче относится к миру. Обнажённые фигуры выражали уже не эротизм, а единение с природой, портреты стали более прорисованными, сюжеты повторялись. Самой выдающейся работой 1890-х – 1900-х стала серия игроков в карты. Он повторял этот сюжет неоднократно с разным количеством игроков, причём на троих из них была изображена одна и та же парочка. Глядя на эти картины создаётся ощущение, что Сезанн наконец обрёл внутри себя душевный покой и переборол сомнения. В 2012 году одна из картин серии была продана на закрытом аукционе за 250 миллионов долларов, став самым дорогим полотном в истории.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER