Понедельник 24 сентября, 09:09
Туман + 7°
советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР Спартак Мишулин

7 главных ролей Спартака Мишулина

Фото: kinopoisk.ru
22 октября 87 лет могло бы исполниться замечательному актёру театра и кино, народному артисту РСФСР Спартаку Мишулину.

Было это в начале 2000-х годов, когда друзья, зная мою любовь к театру, попросили сводить "куда-нибудь" их детей. В тот период главным, если не единственным театром для меня, в силу многих причин, был Театр Сатиры. Туда-то я и повела своих маленьких подопечных, на спектакль-легенду "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Естественно, телеверсию этого спектакля я видела, поэтому примерно представляла, что ждёт детей. Но вот чего не могла даже помыслить, так это того, что когда первый раз зажужжит маленький моторчик, на сцену выпорхнет не просто Карлсон, а Карлсон настоящий! Сам Спартак Васильевич Мишулин.

Вот это было настоящим чудом, когда в антракте дети несколько возмущенно спрашивали, "почему Малыша играет пожилая тётенька", и тут же расплывались в улыбке Чеширского кота, когда вспоминали озорного и такого доброго Карлсона. Актёру на тот момент было уже сильно за семьдесят, но он всё летал, всё дарил сказку тем маленьким зрителям, что первый раз перешагнули театральный порог, а также их родителям, которые много лет назад сами через этого волшебного человечка приобщились к миру театра.

Конечно, для людей старшего поколения Спартак Мишулин – это, прежде всего, пан Директор из легендарного "Кабачка "13 стульев", а вот для меня – это Карлсон, гордый и несгибаемый Саид из "Белого солнца пустыни", невозмутимый индеец из "Человека с бульвара Капуцинов" и юркий, неприятный Тараканов из "Достояния республики". Фильмы, увиденные в детстве, все-таки накладывают большой отпечаток на восприятие любого актёра.

Позже в копилку маленьких, но блестящих "мишулинских" сценических созданий легли зажатый и вечно испуганный Лука Лукич Хлопов из "Ревизора", забавный в своей серьёзности архитектор Ладыгин из "Женского монастыря", жёсткий и расчётливый, но чертовски обаятельный Пичем из "Трёхгрошовой оперы" и, конечно, фееричный в своем комизме Вор из "Маленьких комедий большого дома".

А какой драматичный образ создал актёр в одном из своих последних спектаклей "Неаполь – город миллионеров"! Может быть, это вообще была лучшая работа актёра, не избалованного главными ролями. Его Дженнаро – воплощённое спокойствие и мудрость. В нём, кажется, соединились все прежние сценические и телевизионные образы Мишулина, "умноженные" на его жизненный опыт. Доброта – главное слово, которое характеризовало Дженнаро Мишулина. Безграничная доброта, направленная вовне, на всех окружающих – будь то другие герои, партнеры по площадке или зрители, сидящие в зале. Это был, если можно так сказать, Карлсон для взрослых. Добрый маленький человечек, который поможет, для которого мир еще не превратился в одно только место для купли-продажи. В его герое была надежда, так необходимая взрослым, на то, что не всё ещё потеряно в окружающей нас действительности…

В день рождения любимого актёра "Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку его самых ярких ролей.

Саид, "Белое солнце пустыни" (режиссёр - Владимир Мотыль, 1969)

Сейчас уже сложно в это поверить, но для Мишулина роль Саида стала дебютом в кино. Несмотря на то, что для всей страны актёр был веселым паном Директором, Мотылю он был знаком ещё по работе над "Клопом" в Омском драматическом театре. Совсем небольшая, "молчаливая" роль Мишулина в результате стала одной из самых ярких. Кстати, в изначальном сценарии у Саида текста было много, а сократили его лишь по личной просьбе Спартака Васильевича, сумевшего убедить съёмочную команду, что немногословный герой получится куда более выразительным. Так оно и вышло. За одной только репликой "Стреляли" стояло больше, чем могло бы быть выражено в самом цветистом монологе.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Тараканов, "Достояние республики" (режиссёр - Владимир Бычков, 1971)

Роль Ильи Спиридоновича Тараканова, управителя имения князей Тихвинских, задумавшего завладеть их художественными сокровищами, у Мишулина была одна из любимых. Этот коварный, "маленький" в своих устремлениях преступник и заговорщик запомнился зрителю острым контрастом со своим "подельником" - благородным Маркизом в исполнении Андрея Миронова. Мишулина в этой роли почти невозможно узнать - настолько субтильный Тараканов далёк от брутального Саида или "в меру упитанного" Карлсона. А ещё эта роль оказалась весьма опасной - во время съёмок одной из сцен, когда герой Мишулина и артист цирка должны были пройти по натянутом тросу, он вдруг оборвался, и актёры упали вниз. Спасла их монастырская крыша. В итоге Спартак Васильевич долго отлёживался в местной больнице, а циркачу повезло ещё меньше – со множеством переломов его отправили в Москву.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Карлсон, "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (режиссёр - Маргарита Микаэлян, 1971)

По изначальному замыслу главного режиссёра Театра Сатиры Валентина Плучека Карлсона должен был играть совсем другой артист. Мишулину была предложена роль одного из колоритных жуликов. Когда до премьеры оставалось не более двадцати дней, всё, как это часто бывает в театрах, переменилось, и "умным, красивым, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил" стал именно Спартак Васильевич. Его Карлсон – взрослый ребёнок, вобравший в себя весь противоречивый мир детства, очень быстро перерос рядовой "детский утренник". Более того, он вырвался и за пределы театральной Москвы, переселившись на телеэкран. Смешной, рыжеволосый, неуклюжий толстенький человечек стал добрым другом для множество поколений детей. Актёр играл эту роль на протяжении 30 лет - более тысяч раз он "вылетал" на театральные подмостки. В 2000-е годы Мишулина спросили, почему он до сих пор играет эту "несерьёзную" роль и он ответил: "Я могу вернуть людям детство, особенно своим ровесникам, у которых его по-настоящему и не было из-за всевозможных войн. А разве это мало - вернуть людям детство?"

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Вождь Краснокожих, "Человек с бульвара Капуцинов" (режиссёр - Алла Сурикова, 1987)

Изначально роль вождя команчей хотел сыграть Фрунзик Мкртчян, но съёмки картины "На дне", где он выступал в роли режиссёра, этому желанию воспрепятствовали. В результате орлиными перьями свою голову украсил Спартак Васильевич, вождь которого в своей гордости и невозмутимости ничуть не уступал Саиду. К слову, перья эти специально привезли из Крыма, где, как шутила съёмочная группа, специально для этого пришлось ощипать несколько несчастных орлов.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Георгий Михайлович, "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (режиссёр - Леонид Гайдай, 1989)

В предпоследнем фильме Гайдая Мишулин с блеском исполнил роль отца и верного помощника начинающего детектива (Дмитрий Харатьян), расследующего похищение молодого коммерсанта. Георгий Михайлович окружает непутёвого, вечно лезущего на рожон Диму заботой, опекает и поддерживает его во всех передрягах, играя при этом в лучших традициях классических "гайдаевских" комедий.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Арчибальд Арчибальдович, "Мастер и Маргарита" (режиссёр - Юрий Кара, 1994)

В этой экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова Мишулин сыграл небольшую, но яркую роль директора ресторана "Грибоедов". "И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой", - чем не портрет Саида!

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Гениальный сыщик, "Бременские музыканты и Co" (режиссёр - Александр Абдулов, 2000)

В конце девяностых Александр Абдулов задумал снять новую версию знаменитых "Бременских музыкантов" и пригласил Мишулина, чтобы тот стал реинкарнацией одного из самых харизматичных мульт-злодеев – гениального Сыщика. Конечно, он существенно отличается от своего рисованного коллеги. Мишулинский герой более загадочен, и даже инфернален, но и в этом качестве он не утратил ни капли своего фирменного обаяния.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 знаменитых спектаклей Театра Сатиры

5 легендарных фильмов Владимира Мотыля

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER