Вторник 23 октября, 08:10
Пасмурно + 2°

Ориентирование на местности: все дороги ведут к парку

В парке можно ориентироваться по столбам. А чтобы не заблудиться в настоящем лесу, надо уметь читать географическую карту.
Фото: PHOTOXPRESS
Помните, как мы в детстве играли в «Зарницу»? Едва на улице становилось тепло, брали компасы в руки и отправлялись в ближайший парк.

И эти знания наверняка хоть раз в жизни да пригодились каждому из прежних учеников — ведь заблудиться в незнакомой местности не так-то и сложно.

Возможно ли научиться географическому ориентированию, сидя за партой? Вряд ли.

Получить представления — да, научиться ориентироваться — нет. С этой целью, как правило, урок проводят на пришкольной территории.

А если отправиться в близлежащий парк? Существует множество способов сориентироваться на местности: по компасу, по карте, по Солнцу, по таянию снега, по тени и т. д. Но есть некоторые особенности ориентирования, характерные только для парков. В культурном лесу просеки прорубаются по линиям: север-юг, восток-запад. На столбе на пересечениях квадратов в верхней части цифры — нумерации противолежащего квадрата. Ребро столба между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.

После таких уроков ученики с нетерпением ждут следующего занятия! Главное для учителя — сделать сложную тему доступной и понятной.    

Куда подует ветер, подскажут картины великих художников

Все больше экскурсий, предлагаемых музеями Москвы, — интерактивные. А возможность провести урок нестандартно обязательно пробудит у детей интерес! Использование маршрутных и рабочих листов на уроках в музее позволяет уйти от традиционной формы, когда педагог просто рассказывает и показывает.

В основе такого урока лежит организация познавательной, исследовательской и творческой деятельности учащихся. Обучение становится очень увлекательным занятием.

Музей им. А. Е. Ферсмана — один из наиболее известных минералогических музеев мира и крупнейший в России.

В основных коллекциях более 135 тысяч экспонатов со всего света: природные кристаллы и другие формы минералов; изделия из камня работ старых и современных мастеров; драгоценные камни, метеориты и многое другое. Даже самый хорошо оснащенный кабинет вряд ли может позволить изучить тему «Минералы» так, как это возможно сделать в музее.

Или, например, урок в Третьяковской галерее. Посещение Третьяковки — событие, запоминающееся надолго.

А если цель вашего визита в Лаврушинский переулок — изучение климата? Неожиданно? А ведь на картинах пейзажного жанра можно увидеть многие особенности климата изображаемой территории: сезон года и характерный для него диапазон температур, осадки, наличие ветров, типы облаков, тип погоды и другие.

Представьте, что вам предстоит выполнить работу синоптика. Деятельность обучающихся может организовать в двух формах: индивидуальная или командная работа.

И самое главное — когда ученики добывают информацию самостоятельно, она прочно откладывается в их памяти.

Библиотечный день объединяет школьников разных возрастов и преподавателей самых далеких друг от друга предметов

Современного ребенка все сложнее оторвать от компьютера. Все реже делается выбор в пользу книги — как источника знаний. Главная особенность библиотечного дня — возможность глубокого погружения в тему. Успешность достигается за счет глубокой интеграции: возрастной и предметной.

Первый такой проект длился месяц. Сначала всем педагогическим коллективом была определены тема «Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М. В. Ломоносова», ключевые направления: система образования в XVIII и XXI веках, достижения в европейской, восточной и российской цивилизаций, роль и значение образования в развитии личности и общества, достижения М. В. Ломоносова в разных науках. Это позволило определить несколько творческих групп педагогов: филологи объединились с историками, физики — с химиками, географы — с биологами. Педагоги подготовили задания, подобрали литературу в библиотеках района.

Работа в разновозрастных группах по заданиям разного уровня сложности дала возможность глубоко изучить тему. В библиотеки ребята отправились непривычными для них компаниями: вместе оказались пятиклассник, семиклассник и десятиклассник. Старшие становились для младших консультантами. У каждого появилась возможность стать успешным! Итогом стали интерактивные уроки: конференция по теме «Ломоносов-естествоиспытатель», мастерская «Имя Ломоносова на карте» и ролевая игра «Торжественное заседание Академии наук в честь 300-летия М. В. Ломоносова», проведенные совместно школьниками для их сверстников, изучавших данную тему с другой стороны.

В течение недели ребята, учителя и родители, выполняя творческие задания, смогли найти ответы на многие вопросы. Например, легко ли учиться в современной школе? Были написаны оды, прославляющие Ломоносова и роль образования. Составлена интерактивная карта «Имя М. В. Ломоносова в мире».

И родители, и учителя отметили не только важную образовательную составляющую этого мероприятия, но и оценили его воспитательный потенциал. И мы, педагоги, и наши ученики поняли, что никак не хотим на этом останавливаться.

Идеи следующих уроков не заставили себя ждать. Остановились на теме: «Война 1812 года». Нам удалось осмыслить причины и последствия этого исторического события, определить личностные качества людей, сыгравших ключевую роль в таком исходе войны.

А к концу учебного года в мае на открытом воздухе был организован бал. Школьный двор преобразился. Все желающие могли познакомиться с салонной культурой начала XIX века. Культура ношения вечернего туалета, культура общения, культура танца, что такое галстук-бабочка, с какой стороны кавалер ведет даму в танце… Об этом можно прочитать в книгах, посмотреть в фильмах, но совсем иначе это воспринимается, когда ты это проживаешь.

Библиотечный день позволяет, путешествуя во времени, все ближе двигаться к современности.

В этом учебном году мы погрузились в эпоху Серебряного века: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский... Но теперь посещения библиотек нам оказалось недостаточно. В течение года каждая группа посещает музеи. Мы с ребятами и учителем русского языка и литературы Валентиной Александровной Дубиковской уже успели посетить Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых и побывать на экскурсии «Цветаевская Москва». Но учебный год еще не закончился! Нам многое еще предстоит постичь!   

Кино про Север

В кинокомплексе NESCAFE - IMAX 21 января прошло занятие по теме «Арктика» для учащиеся 5–6-х классов семи школ.

Оно состояло из интерактивной лекции путешественницы по Крайнему Северу, автора книг Александры Марчук, просмотра научно-образовательного фильма «Арктика» в 3D-формате и выполнения заданий по технологическим картам в командах, подведения итогов под руководством учителей географии школ №№ 1547, 1141 и 2089.

По завершении урока педагоги получили материалы по теме, подготовленные Городским методическим центром, а также возможность участия в апробации дистанционного проекта «Арктика». Следующий этап предполагает дальнейшее дистанционное сопровождение в форме выполнения заданий обучающимися на данном ресурсе. Определятся команды-лидеры, которые выполнили правильно задания и приняли активное участие в их обсуждении на форуме.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER