Среда 26 сентября, 08:09
Ясно + 4°
«Вариации на тему “Раймонды”»
Фото: В. Зензинов

Старейшая балетная школа России покорила Москву

Фото: В. Зензинов
На сцене Кремлевского Дворца Академия русского балета Вагановой презентовала своих учащихся в необычном представлении: вместо традиционного концерта – «Вечер балета», в котором приняли участие более 130 воспитанников в возрасте от 10 до 19 лет.

Придумал и организовал его нынешний ректор Академии, прославленный премьер Большого театра – Николай Цискаридзе.

Накануне представления «ВМ» поинтересовалась у Николая Максимовича, чем обусловлен такой формат выступления?

– Исключительно высоким уровнем профессиональной подготовки наших ребят и важными юбилейными датами, – пояснил мэтр. – В этом году мы отмечаем 90-летие первого выпуска профессора Вагановой, который подарил нашему балету великую Марину Тимофеевну Семенову, поэтому «Вечер» мы открываем первым актом балета «Спящая красавица». В прошлом году мы отмечали 110-летие со дня рождения одного из выдающихся наших выпускников – Георгия Мелитоновича Баланчивадзе (Джорджа Баланчина). К этой дате мы силами учащихся подготовили его спектакль «Вариации на тему “Раймонды”». Кроме того, одним из главных достояний русского балета является характерный танец. Поэтому в третьем отделении мы представляем сюиту из легендарной «Лауренсии», куда войдут основные танцы из второго и первого актов балета в хореографии Вахтанга Чабукиани.

В. Зензинов
Сюита из легендарной «Лауренсии».

Идея Цискаридзе представить будущих артистов в контексте театрального спектакля, а не в вырванных из него вариациях и дуэтах оправдала себя. Зрители смогли увидеть и оценить уникальную вагановскую методику подготовки танцовщиков. Сохранение традиций, равнение на лучшие образцы хореографии и исполнительского искусства – основа профессионального воспитания артистов классического танца.

«Вечер» начался показом I акта балета «Спящая красавица» в хореография Мариуса Петипа (1890). Постановщики и исполнители справедливо называют этот балет энциклопедией классического танца, а педагоги – учебником на все времена.

Юные петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Однако об исполнительнице партии Авроры стоит сказать особо. Принцесса Анастасии Лукиной была необыкновенно эмоциональной: веселой и по-детски серьезной, кокетливой и озорной, радостной и лукавой, а ее танец – искрометным, как шампанское, лиричным, чистым и возвышенным.

«Вариации на тему “Раймонды”» – выбор ректора Цискаридзе. Он предложил отметить юбилей великого Баланчина одноактным балетом Мастера (1961), который никогда не ставился ни в Европе, ни в России. Станцевать его должны были учащиеся школы, с которой началось восхождение Баланчина на балетный Олимп. И ребята не подвели, они справились с хореографией, сложной даже для опытных исполнителей.

Под волшебную музыку Глазунова – «величавую, щедрую, веселую, игривую» – Ника Цхвитария и Евгений Кузнецов исполнили адажио и вариации, явив образную красоту и выразительность танца, чувственную грацию, скульптурную изысканность поз и актерское мастерство. Из других исполнителей вариаций я отметил бы Элину Камалову, Ренату Шакирову, Анастасию Лукину, которые столь же изящно плели баланчинские «балетные кружева».

Заключала «Вечер» Сюита из балета «Лауренсия» в хореографии Вахтанга Чабукиани (1939), составленная Цискаридзе специально для выпускников Академии, чтобы они могли проявить себя в характерных танцах, которые определяют особенность русского балетного театра.

Вообще балет «Лауренсия», в котором первыми исполнителями были Чабукиани и Дудинская в Ленинграде, Плисецкая – в Москве, рассчитан на особый исполнительский дар. Им в нынешнем выпуске обладают Рената Шакирова (Лауренсия) и Герман Борсай (Фрондосо). Она умело сочетала виртуозную технику (эффектно изгибалась в знаменитых прыжках, легко крутила фуэте), с присущей вагановкам кантиленой движений. Он был в танце страстен, но аристократичен.

Закрылся занавес, но зрители благодарными аплодисментами еще долго не отпускали юных артистов и их педагогов со сцены.

В. Зензинов
«Вечер» открылся первым актом балета "Спящая красавица".

Поздравив Николая Максимовича с блестящим выступлением воспитанников Академии в Москве, «ВМ» задала ему несколько вопросов.

- Ваше мнение о нынешнем выпуске? На кого из учеников возлагаете особые надежды?

– Надежды возлагаю на многих, но это, как на скачках: при переходе из Академии в театр все заслуги будущего артиста обнуляются, и всё приходится начинать заново – с чистого листа. Поэтому у нас шутят: «Карьеру делают не в школе, карьеру делают в театре».

- Куда отправятся работать Ваши выпускники?

– Во все главные театры страны, в основном, конечно, в Москву и Санкт-Петербург. Некоторые уезжают за границу. Теперь у нас нет государственного распределения, поэтому каждый решает свою судьбу сам, основываясь на информации из всех возможных источников, благо, это теперь легко и просто.

- Чем важен для Вас этот московский показ?

– Возможностью обратить внимание на истинное достояние нашей страны. На то, чем мы по праву можем гордиться.

- Ну, а каковы Ваши личные жизненные и творческие планы на лето?

– Отпуск. Жду не дождусь этого дня. Творческих планов никаких – я просто хочу напитаться энергией и подготовиться к новому учебному году.

 

«Вариации на тему “Раймонды”»
Фото: В. Зензинов
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER