Вторник 21 августа, 05:08
Ясно + 16°
Вера Алентова, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России
Фото: kinoteatr.ru

Вера Алентова: Актерская профессия трудная, но для меня - самая замечательная

Фото: kinoteatr.ru
21 февраля народная артистка России Вера Алентова отметила день рождения. Накануне "Вечерняя Москва" побеседовала с любимой актрисой в Московском Драматическом театре имени Пушкина, где верой, правдой и талантом она служит более полувека (с 1965 года).

Гримерная комната Веры Валентиновны миниатюрная: столик с зеркалом, диванчик и стены, увешенные афишами и фотографиями учителей, партнеров. На актрисе - украшения из натуральных камней, подчеркивающие глубину ее синих глаз.

- Вера Валентиновна, в театре имени Пушкина премьера спектакля "Семейка Краузе", где вы играете умную, немного дерзкую, неунывающую Грету. Расскажите, пожалуйста, о своей героине? Близка ли она вам по-человечески?

- У актеров в отличие от музыкантов, у которых есть инструменты, - только лицо, голос, руки, ноги...и опыт. Из этого мы и делаем роль. А выводы делает зритель. Восприятие спектакля зрителем во многом зависит от того, какую жизнь прожил тот или иной зритель, что ему близко, что кажется интересным и наоборот. И даже сколько и какие книги он прочел. Герои, которых играют актеры, не всегда созвучны им по-человечески, но как нас учили в Школе-студии, в каждом человеке заложены все качества - и хорошие, и плохие. То, что в данный момент нужно для роли, то актер и развивает в себе.

- Публика принимает этот спектакль бурными аплодисментами. Героини - Грета и Роза - вызывают сочувствие, улыбку, интерес. Оценка зрителя имеет для вас значение?

- Да, для меня важно, чтобы спектакль понравился зрителю.

- Вера Валентиновна, вы родились на русском Севере, в старинном Котласе (поселение значится на географической карте с 1634 года). Остался ли в вашей жизни русский Север, с его строгостью, величием, внутренней свободой и достоинством?

- Север всегда со мной и в моих детских воспоминаниях и в подростковых. Воспоминания эти связаны и с тем, как женщины полощут белье на мосточках в реке зимой на холодной воде, и с запахом этого хрустящего морозного белья, которое сохнет на улице, и, конечно, с характером моих родственников – очень сдержанных и старающихся говорить только по делу. Я уехала из Котласа в три года, и еще раз приезжала в 15 лет, к родственникам.

Своей родиной считаю не только Котлас, а практически всю Вологодскую и Архангельскую области. В Красногорске родилась моя мама. В Великом Устюге всю жизнь прожил мой дед - заслуженный врач, причем земский (а это особая категория врачей, которые лечили от всех болезней и детей, и взрослых). И еще до того, как Великий Устюг стал родиной Деда Мороза, я повезла туда своего мужа - Владимира Меньшова, чтобы он увидел белый снег - такой белый и чистый, что даже следы от проезжающих грузовых машин остаются на снегу белыми. Ничто не пачкает первозданную белизну. Давно хочу свозить на родину деда, в Великий Устюг, дочь и внуков. Но в связи с тем, что там поселился Дед Мороз в своей резиденции, зимой это сделать непросто. А мне бы хотелось совершить это путешествие именно зимой, чтобы показать им кристально белый снег.

Владимир Вяткин/РИА Новости
 Кинорежиссер Владимир Меньшов с женой, актрисой театра и кино Верой Алентовой (справа) и дочерью, телеведущей, актрисой театра и кино Юлией Меньшовой.

- У героини фильма "Москва слезам не верит" - провинциальной девушки Кати Тихомировой есть черты северянки?

- Я думаю, что этот образ собирательный. Даже за рубежом ко мне часто подходили женщины и говорили, что героиня – ее абсолютное отражение. А в остальном - все вопросы и оценки - к зрителю. Все, что я могла сказать в этой роли, я сказала.

- Роль Кати отпустили?

- Я отпускаю все роли. Это как испечь пирог. Вы, зритель, можете его съесть и сказать - вкусный или не вкусный пирог, но продукт готов - роль сделана, спектакль выпущен.

Фотохроника ТАСС
Ирина Муравьева в роли Люды (на снимке слева) и Вера Алентова в роли Кати в сцене из фильма "Москва слезам не верит" 

– Вера Валентиновна, как Вы привыкли готовиться к роли?

- Великая Мария Ермолова за два дня до выхода на сцену погружалась в образ так, что с ней нельзя было ни о чем разговаривать: все домашние ходили на цыпочках. Нас в Школе-студии тоже учили готовиться к спектаклю тщательно. Я прихожу на спектакль за два часа до начала, чтобы подумать о роли, которую мне сегодня предстоит сыграть. Но я знаю замечательных артистов, которые могут прибежать за пять минут до начала спектакля и прекрасно играть.
- 50 лет вы служите в одном театре.

- Неужели никогда не хотелось уйти, изменить свою жизнь? Вы - потомственная актриса, и ваша мама играла на сценах разных городов, и, наверняка, в вас должен быть дух кочевника, жажда перемены мест?

- Дважды подумывала об уходе из театра Пушкина. Наверное, это счастье, что я осталась. Находясь в актерской профессии довольно долго, понимаю, что ожидание - неотъемлемая ее часть. Бывают периоды, когда актер не занят в репертуаре или занят очень мало. Когда это происходит один сезон - ничего страшного, но когда нет новых работ больше трех лет, возникает мысль о том, чтобы поискать счастье в другом месте.

Не очень понимаю людей, которые говорят "плохо, плохо" и ничего не предпринимают для того, чтобы было хорошо. Тем более что сейчас много антрепризных спектаклей, на которые проводят кастинги, и можно испробовать свои силы там. Я играю в антрепризных спектаклях и не считаю это для себя зазорным. Хорошая антреприза – замечательный опыт общения со зрителем.

Я работала и в частном театре. Меня приглашали в другие театры - причем Академические, где денег больше платят и отпуск более длительный и, наверняка, еще есть какие-то преимущества и блага... Но природная интуиция подсказала мне, что уходить не надо. Тем более что когда ты приходишь на место работы молодым человеком, то растешь вместе с коллективом и завоевываешь свою нишу. А переходя в новое место, надо начинать сначала и заново расти, чтобы занять какую-то нишу. Хорошо расти, когда ты молод, а когда вырос, состоялся, чтобы занять привычную для тебя нишу, надо кого-то отодвинуть, потеснить. Этих качеств во мне нет.

Возможно, если бы мне предложили конкретную роль в другом театре, я бы, загоревшись ролью, могла уйти, чтобы ее сыграть, а поскольку меня просто приглашали в театр, то я предпочла остаться здесь. Тем более, в театре имени Пушкина хорошо сложилась моя судьба. Я много занята, и практически всегда была много занята. Играла прекрасные роли и... играю. Хотя у театра были разные периоды, но немаловажно, что эти периоды мы прожили вместе.

- Вера Валентиновна, у меня возникло впечатление, что вы - большой почитатель ясности, простоты и краткости. Пустые рассуждения, красивости вам чужды, не так ли?

- Это так. Все гениальное просто. Да, я предпочитаю простоту, но детеныш уже при рождении весьма и весьма непрост, потому что в нем уже заложен характер. В театре у меня в работе были очень сложные пьесы сложных авторов, например, "Счастливые дни" родоначальника абсурдизма Сэмюэля Беккета. Или черная комедия Пьера Нотта "Две дамочки в сторону Севера" - тоже непростой жанр и сложный язык. Хорошая драматургия не предполагает простые характеры. Я заметила тенденцию, что российскому зрителю, в отличие от западного, непременно должно быть понятно то, что он смотрит. Тогда как западному зрителю иногда бывает достаточно того, что он присутствует на "факте искусства" как такового - просмотра спектакля. Первое условие для российского театра - ясность, но чтобы к ней прийти, нужно много поработать.

- Вера Валентиновна, вы актриса - театра и кино. Во ВГИКе - вместе с Владимиром Меньшовым руководите актерско-режиссерской мастерской. Существует мнение, что сегодня более насыщенная творческая жизнь происходит в театре, а не в отечественном кинематографе. Лично вам, как актрисе, как зрителю что представляется более интересным - кино или сцена?

- Мне интересно и то, и другое. Возможно, некоторое затишье в отечественном кинематографе имеется, но это как перед рассветом бывает самый темный час ночи. Думаю, что вот-вот должен случиться прорыв в кино, по крайней мере, у меня такое предчувствие. Согласна, что театр вышел на первые места. Но и хоронить кинематограф я бы не стала.

- В вашей гримерной афиши трех картин с вашим участием: "Москва слезам не верит" и "Зависть богов" Владимира Меньшова и "Время желаний" Юлия Райзмана. Для вас это самые дорогие работы в кино?

- Я бы повесила все афиши фильмов со своим участием, если бы они у меня были. В кино нет ролей, которые бы мне не нравились. Когда меня что-то не устраивало или в сценарии, или в характере, то я отказывалась сниматься. Причем легко. Мой муж называет меня: "Человек по имени "Нет". Первое, что я говорю "Нет".

Фото Николая Малышева /Фотохроника ТАСС/.
 Актриса Вера Алентова на съемках художественного фильма "Время желаний". 

- Почему "нет"?

- Не могу, не хочу совмещать, если что-то совпадает по времени. Боюсь подвести. А мой муж - человек по имени "Да" - руководствуется тем, что при подвижности и непредсказуемости жизни какой-то вариант отпадет, и он все успеет. Тогда как я, будучи человеком структурированным, говорю "Нет". Тем более что главным образом считаю себя актрисой театра, и театр для меня - на первом месте. Родители были актерами, и я выросла в театре...

А вот в театре были роли, которые я не любила. Раньше Министерство культуры принимало спектакли, и когда чиновникам что-то не нравилось, то режиссеры иногда вынуждены были вносить изменения, которые не всегда совпадали с моим видением роли. Роль - это ведь как зрелый человек, а когда человеку отрезают руку и собираются пришивать другую, это всегда больно. За мою длинную жизнь в театре я помню только три таких случая, когда роли переставали мне быть интересными.

- Не секрет, что сегодня многие артисты по разным причинам остаются невостребованными. Вы предупреждаете об этом своих студентов во ВГИКе, готовите их морально к тому, что их путь к известности может оказаться более долгим и сложным, чем они предполагают?

- Я говорю им о том, что театры заполнены артистами, но ведь кого-то берут - да, несколько человек, но почему этими исключениями не может стать кто-то из вас. Тем более что творческих площадок, где можно реализовать идеи, сейчас гораздо больше, чем в годы моей молодости. Да, возможностей сегодня больше, но и конкуренция очень сильная. Необходимо быть лучшим в своей профессии. Свое счастье, как говорится, нужно ковать самому и ковать очень усиленно. Искать, бросаться в неизвестное. И, конечно, актер должен многое знать, многое уметь. Да, профессия трудная, но самая замечательная. Для меня - самая замечательная.

Впрочем, для каждого человека профессия должна быть любимой. Мы много времени проводим на работе, и если каждый день идти на работу как на каторгу, то жизнь превратится в муку. А если любить профессию, то чем больше сил тратишь, тем быстрее они восстанавливаются.

- Ваша дочь Юлия Меньшова любит телевизионную журналистику?

- Этого я не знаю, но после окончания школы Юлия хотела поступать в Литературный институт: она неплохо писала. Но мы - ее родители, сказали, что писателем может быть только зрелый человек, с жизненным опытом. Юлия поступила в Школу-студию МХАТ, где получила хорошее образование. Она застала педагогов, которые учили меня и Владимира Валентиновича. И, кстати, Юлия не бросила актерскую профессию - играет в антрепризе.

- Наверняка, вы смотрите передачу Юлии Меньшовой "Наедине со всеми"? Даете ей советы? Может быть, критикуете?

- Когда мне задают вопрос о долголетии нашего брака, я отвечаю: "Мы до сих пор вместе еще и потому, что муж никогда не вторгается в мою театральную епархию, а я в его, кинематографическую". И оба не вмешиваемся в телевизионную жизнь Юлии. Если только она поинтересуется моим мнением или попросит дать ей совет, я это сделаю.

kinopoisk.ru
Юлия Меньшова является ведущей популярной телепередачи на Первом канале "Наедине со всеми"

Когда Юля училась в институте, мы ходили на ее учебные спектакли, делали замечания. Я считаю, что после 18 лет человек учится на своих ошибках. Даже если это твой ребенок, все равно, он - другой человек. Что касается журналистики, на мой взгляд, у Юли редкий дар - расположить к себе человека, а также умение спросить на сложную тему предельно тактично.

- Как вы можете объяснить феномен невероятной актерской популярности Владимира Меньшова? Тогда как в молодости его актерский талант был не такой востребованный, как сегодня?

- Возможно, педагоги, режиссеры неправильно видели его, и давали не те роли, которые были ему близки, когда мы учились. Очень важно, когда актер попадает на свою роль. Владимир Валентинович очень естественен как в жизни, так и на сцене, и на экране. Говорят, что труднее всего играть с детьми и с животными, потому что они очень естественные, настоящие. Могу сказать, что с Меньшовым по этой причине играть сложно. Малейшая фальшь рядом с ним будет явной.

Владимир Вяткин/РИА Новости
 Кинорежиссер Владимир Меньшов с женой, актрисой театра и кино Верой Алентовой (справа) и дочерью, телеведущей, актрисой театра и кино Юлией Меньшовой.

- Вы - прекрасный человек во всех отношениях. Красивый и внешне, и внутренне. Говорят, что красота мешает актрисе реализовать все грани таланта, что красота навязывает один образ - красавицы?

- Когда актриса красива, умна и талантлива, - это восхитительно. Но, как правило, когда смотрят на красивую актрису, то полагают, что если она ослепительно красива, то бездарна и глупа. Поэтому красивым актрисам приходится дольше преодолевать это предвзятое мнение о себе. Народная артистка Ольга Артуровна Викландт говорила: "Красота - это тоже талант". А талант - это дар. Отношение других людей к красоте разное, и, к сожалению, не всегда благожелательное.

- Можно ли прожить жизнь с чистой совестью?

- Думаю, что можно. Нравственные ценности закладываются родителями, и поэтому от воспитания очень много зависит. Например, меня мама учила: "Никогда не верь тому, что тебе рассказали о человеке плохое. Только если сама увидишь, что человек поступил плохо – делай выводы". Мама говорила, что нельзя врать, нужно стараться быть объективным и пытаться поставить себя на место другого человека в спорной ситуации. Я маму очень любила и очень ей верила. Мой папа рано умер, и мама была для меня и мамой, и папой, и я слушалась ее неукоснительно. Еще мама говорила, что хороших людей на земле гораздо больше, чем плохих, и они рядом с нами.

НА ЗАВИСТЬ БОГАМ: 5 САМЫХ ЯРКИХ РОЛЕЙ ВЕРЫ АЛЕНТОВОЙ

kino-teatr.ru
 Вера Алентова в фильме "Ширли-мырли" (1995)

ВЕРА АЛЕНТОВА О ФИЛЬМЕ "МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ"

Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» впервые был показан по телевидению 11 февраля 1980 года. Эта картина получила американскую премию «Оскар», что стало для всех нас неожиданностью. Минуло много лет, и роль Кати, как и многие другие, ушла в прошлое, но я ее не забыла.

Фотохроника ТАСС
Ирина Муравьева в роли Люды (на снимке слева) и Вера Алентова в роли Кати в сцене из фильма "Москва слезам не верит" 

Огромное счастье, что в моей жизни был фильм «Москва слезам не верит», подаривший мне любовь народа. Ее заслужила моя героиня Катя Тихомирова. Люди приняли ее как родную, как близкую. Возможно, без этого фильма миллионы зрителей воспринимали бы меня иначе.

Что я думаю о Кате? Безусловно, она милая, хорошая девушка.

Но в том, что в одиночку воспитывала дочь, во многом виновата сама. Пусть не она, а ее подруга Людмила сказала Родиону, что Катя — дочь профессора, но ложь все же имела место. Все в нашей жизни завязано, и за каждую ошибку надо отвечать. Если бы Катя сказала Родиону, что работает на заводе, возможно, он повел бы себя иначе и, скорее всего, не завязывал бы с ней знакомства. (далее)

Вера Алентова, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России
Фото: kinoteatr.ru
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости

Новости СМИ2

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER