«Всевидящее око» подземной столицы
Новенький красно-желтый вагон, обвешанный видеокамерами и мощными светодиодными фонарями, отличается от своих синих «собратьев» не только необычным внешним видом. Внутри вместо привычных лавок, обшитых кожзамом - длинные столы, мощные компьютеры, офисные стулья на колесиках и уйма сложнейшего оборудования. Внешне напоминает современную высокотехнологичную лабораторию.
- Это лаборатория и есть, - усмехается начальник диагностического комплекса «Синергия-1» Михаил Старостин. - Вагон оборудован системами, способными обнаружить любой дефект: трещину в рельсе, изменение геометрии путей, «просадку» тоннеля и многое другое. Раньше для этих целей использовались три разных комплекса. Этот же может решить все задачи.
Арсенал «Синергии» внушает. На переднем торце вагона размещен не имеющий аналогов в мире лазерный сканер. Во время движения по маршруту он «ощупывает» лучами окружающую обстановку и моментально передает оператору внутри комплекса подробную картинку. Благодаря этому сканеру можно вычислить, где свод проседает, или где есть риск протечки.
Под днищем вагона смонтирован прибор, который с помощью ультразвука может обнаружить в рельсах даже самый крохотный дефект. Кроме того, «Синергия» оборудована тепловизором, способным отслеживать нагрев всей машинерии тоннеля и несколькими мощными видеокамерами для близкого визуального наблюдения за путями и кабельной сетью.
- Справиться со всем этим оборудованием одному не под силу, - констатирует замначальника службы пути Сергей Баранов. - Экипаж вагона-дефектоскопа - 11 человек, как футбольная команда. Они отслеживают показания различных приборов на экранах мониторов. Все показания фиксируются в электронном виде. Как только обнаруживается проблема, специалисты сразу сообщают об этом человеку, ответственному за данный участок линии. А он уже принимает решение о задействовании ремонтной бригады.
Передвигается «Синергия» по обычным тоннелям, в общем потоке пассажирских составов. Точность приборов позволяет проводить все необходимые замеры без снижения скорости движения. Тянут лабораторию по тоннелю четыре стандартных метровагона, поэтому иногда горожане на станциях путают состав с пассажирским.
Мы едем по «красной» ветке - от «Фрунзенской» до «Юго-Западной». Состав на станциях чуть притормаживает, но не останавливается. Граждане с любопытством косятся на необычный вагон, мигающий всевозможными лампочками, и снимают его на камеры мобильников. Такая техника в метро пока в диковинку. «Синергия» существует в единственном экземпляре и сейчас проходит опытные испытания. Тем не менее, даже один комплекс успевает за месяц дважды тщательно изучить каждую линию метро.
- Испытания планируем завершить к сентябрю, - рассказывает Михаил Старостин. - Не думаю, что нам потребуется много таких лабораторий, тем более стоят они недешево - около 85 миллионов рублей за вагон. Но их много и не надо. Во-первых, есть и более старые варианты, во-вторых - производительность «Синергии» позволяет работать за троих. Но метро будет расширяться, и, возможно, будет принято решение о закупке новых комплексов.
«Синергия» проходит маршрут за 20 минут. Серьезных дефектов аппаратура не обнаруживает - лишь на одном участке на пару миллиметров расширена колея. Специалисты уверяют, что это в пределах допустимой погрешности. Серьезных проблем, вроде крупной трещины в рельсе или проседания свода в «подземке» к счастью не было давно.
По словам сотрудников метрополитена, новый комплекс еще нужно доводить до ума. Но перспективной технологией уже заинтересовались за рубежом.