- Город

ПРО ЛЮБОВЬ

Когда москвичам ждать потепления

Более 500 тысяч человек в первый день перевезли МЦД-1 и МЦД-2

Что известно о погибшем аспиранте МГУ Николаенко

Доронина попросила Путина вмешаться в ситуацию в МХАТе

Названы профессии, которым в будущем грозит исчезновение

Интеллектуальная история

Определена дата большой пресс-конференции Путина

Диетолог рассказала, что погубило Началову и Гурченко

Павел Дуров призвал избавиться от WhatsApp

СМИ сообщили новые подробности о состоянии Заворотнюк

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Диетолог объяснила, почему на работе нужно отказаться от супа и котлет

Почему люди толстеют после 30 и как этого избежать

Любовь Успенская рассказала, как похудела на десять килограммов

ПРО ЛЮБОВЬ

В Московском центре искусств на Неглинке открылась под занавес сезона самая эмоциональная выставка года

[i]У выставки говорящее за себя название - «Портрет жены художника». Это работы ведущих живописцев начала двадцатого века (плюс Венецианов, Тропинин и Левицкий – на правах патриархов) из собрания Государственного русского музея. Сплошь классики, хотя и разнонаправленные: Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Илья Репин, Илья Машков, Александр Дейнека и другие – больше тридцати работ. Кто на них изображен – понятно. Что на выставку валом повалит народ – тоже яснее ясного.[/i] Во-первых, придут разнообразные искусствоведы, архивисты и историки. Они будут копаться в своей памяти и цитировать по бумажке письма и дневники ушедших творцов. «Он сделал мне больше, чем думает, чем можно сейчас видеть. Он вернул меня к жизни. Он заполнил всю пустоту вокруг. Новый смысл приобретает все, и я не одна теперь» (1923-й год, Надежда Удальцова об Александре Древине). «Сегодня ты сказала мне в своем письме: «Я разделю с тобой все твои горе и радости» – это красиво и сильно; право, я вижу мою жену, моего товарища, которая рука об рука со своим Кузей будет принимать участие в жизненном бою» (Кузьма Петров-Водкин к Маре Йованович в 1907 году). Самое изумительное: они будут цитировать – и ничего не почувствуют. Им даже будет смешно и неловко, как министру-администратору шварцевского «Чуда» при слове «любовь». Во-вторых, женщины придут. Будут рассматривать супрематически-ренессансный костюм Натальи Манченко (Малевич) и ее погасший взгляд и сравнивать ее глаза с глазами «Неутешного горя» Крамского, и спорить о том, «прилично» ли делать бессмертную картину из смерти маленького сына. Будут сравнивать портрет Екатерины Великой с портретом Настасьи Левицкой (государыня художника натурными сеансами не побаловала, и для знаменитого парадного портрета позировала супруга Дмитрия Григорьевича – дама властная и своенравная). Будут ревниво осматривать прически, изгибы рук, читать мини-биографии и снова спорить: любил ли автор М. свою супругу Е.? Презирал ли? «Отомстил» ли в портрете? Или, быть может, польстил? Но на самом деле это неважно. Выставку не стоит воспринимать как собрание слезливых новелл о любви. В конце концов, делать из трудных и важных отношений двух людей (по крайней мере один из которых талантлив) «чтиво» для почтенной публики недостойно. Так что отнеситесь к «Портрету жены» как к «Портрету художника». Благо такой презираемый высоколобыми эстетами жанр, как (дабы избежать определения «семейный портрет») портрет близких, можно считать наиболее точным и честным отражением стиля автора и его, извините, мировосприятия. Потому что — не для музея, не на заказ и даже не для «человечества». А просто – для себя. О себе. Вон на что Борис Анисфельд или Аристарх Лентулов считаются «не портретистами по характеру дарований», а портреты жен – это и сами жены (чуть усталая, терпеливо-мудрая Мария Петровна, которая вышла за бедного Лентулова вопреки воле папы, купца новгородского; нервная и непредсказуемая Фрида Анисфельд, которая через несколько лет покончит с собой), и квинтэссенция авторского почерка. А то, что Анисфельда Фрида притягивала, как демон – Врубеля, понятно и без комментариев.

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Назвавшая жителей «мразями» чиновница права

Антон Крылов

Кредит на лекарство может спасти жизнь

Борис Орлов

Почему стыдно участвовать в конкурсах красоты

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

«Не заслужившие» милости

Ольга Маховская, психолог

Три сестры Хачатурян: танец с саблями

Ирина Алкснис

Вода в Венеции, беда в России

Ольга Кузьмина  

Поменяйся. Или погибнешь...

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

Собрал лучшего робота на международном чемпионате

Вдохновило творчество Фриды Кало

Рождение фотографии. Все началось с медной пластинки