- Город

ПРО ЛЮБОВЬ

Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи

Синоптики рассказали, какой будет погода в марте

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Что известно о напавшем на прихожан храма в центре Москвы

Инфекция раздора. Шесть самых острых вопросов про коронавирус

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

«Его дед защищал страну»: Грудинин ответил судье КС на слова о «незаконно созданном» СССР

Врач опроверг заявления о вреде любого количества алкоголя

Новый русский миллиардер. Как Николай Сторонский заработал состояние

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

«Классическая схема»: как экс-глава управления ФСИН мог пронести пистолет в суд

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

«Жены готовы умереть за меня»: фрилав-коммуна на Кавказе и другие истории полиаморной любви

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

ПРО ЛЮБОВЬ

В Московском центре искусств на Неглинке открылась под занавес сезона самая эмоциональная выставка года

[i]У выставки говорящее за себя название - «Портрет жены художника». Это работы ведущих живописцев начала двадцатого века (плюс Венецианов, Тропинин и Левицкий – на правах патриархов) из собрания Государственного русского музея. Сплошь классики, хотя и разнонаправленные: Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Илья Репин, Илья Машков, Александр Дейнека и другие – больше тридцати работ. Кто на них изображен – понятно. Что на выставку валом повалит народ – тоже яснее ясного.[/i] Во-первых, придут разнообразные искусствоведы, архивисты и историки. Они будут копаться в своей памяти и цитировать по бумажке письма и дневники ушедших творцов. «Он сделал мне больше, чем думает, чем можно сейчас видеть. Он вернул меня к жизни. Он заполнил всю пустоту вокруг. Новый смысл приобретает все, и я не одна теперь» (1923-й год, Надежда Удальцова об Александре Древине). «Сегодня ты сказала мне в своем письме: «Я разделю с тобой все твои горе и радости» – это красиво и сильно; право, я вижу мою жену, моего товарища, которая рука об рука со своим Кузей будет принимать участие в жизненном бою» (Кузьма Петров-Водкин к Маре Йованович в 1907 году). Самое изумительное: они будут цитировать – и ничего не почувствуют. Им даже будет смешно и неловко, как министру-администратору шварцевского «Чуда» при слове «любовь». Во-вторых, женщины придут. Будут рассматривать супрематически-ренессансный костюм Натальи Манченко (Малевич) и ее погасший взгляд и сравнивать ее глаза с глазами «Неутешного горя» Крамского, и спорить о том, «прилично» ли делать бессмертную картину из смерти маленького сына. Будут сравнивать портрет Екатерины Великой с портретом Настасьи Левицкой (государыня художника натурными сеансами не побаловала, и для знаменитого парадного портрета позировала супруга Дмитрия Григорьевича – дама властная и своенравная). Будут ревниво осматривать прически, изгибы рук, читать мини-биографии и снова спорить: любил ли автор М. свою супругу Е.? Презирал ли? «Отомстил» ли в портрете? Или, быть может, польстил? Но на самом деле это неважно. Выставку не стоит воспринимать как собрание слезливых новелл о любви. В конце концов, делать из трудных и важных отношений двух людей (по крайней мере один из которых талантлив) «чтиво» для почтенной публики недостойно. Так что отнеситесь к «Портрету жены» как к «Портрету художника». Благо такой презираемый высоколобыми эстетами жанр, как (дабы избежать определения «семейный портрет») портрет близких, можно считать наиболее точным и честным отражением стиля автора и его, извините, мировосприятия. Потому что — не для музея, не на заказ и даже не для «человечества». А просто – для себя. О себе. Вон на что Борис Анисфельд или Аристарх Лентулов считаются «не портретистами по характеру дарований», а портреты жен – это и сами жены (чуть усталая, терпеливо-мудрая Мария Петровна, которая вышла за бедного Лентулова вопреки воле папы, купца новгородского; нервная и непредсказуемая Фрида Анисфельд, которая через несколько лет покончит с собой), и квинтэссенция авторского почерка. А то, что Анисфельда Фрида притягивала, как демон – Врубеля, понятно и без комментариев.

Новости СМИ2

00:00:00

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Ирина Алкснис

Решение о сбережении: почему россияне начали копить

Александр Лосото 

Спасибо за жуткие сказки про коронавирус

Антон Крылов

Зачем нужны поправки к Конституции

Алиса Янина

«Вези меня, тварь!»: конфликт барыни и кучера

Алексей Зернаков

Это нужно живым

Виктория Федотова

Декрет или карьера? Не ваше дело

Элита общества. Судьба страны порой зависит от одной улыбки дипломата

ЕГЭ по английскому. Типичные ошибки

Почему люди бьются током: на детские вопросы на занятиях отвечают ученые

Существованья ткань сквозная. Памяти Бориса Пастернака