5 звёздных ролей Людмилы Целиковской
Будущая актриса родилась в творческой семье: её мать была оперной певицей, отец – дирижёром. Маленькая Людмилы отличалась абсолютным слухом, да и ноты она выучила много раньше, чем буквы. Все шло к тому, что девушка станет талантливым музыкантом, но неожиданно она с головой окунулась в театральную жизнь. Родители были против, однако поняв, что ничего не уже нельзя поделать, отвели дочь на прослушивание к режиссёру Рубену Симонову, который вынес вердикт: "Пусть поступает!". Так Целиковская оказалась в легендарном Щукинском училище.
Молодую красавицу-актрису вскоре заметили кинематографисты. Естественно, ректор "Щуки" Борис Захава жёстко возражал против съёмок, но тут снова вмешался Рубен Симонов. "Целиковская должна сниматься в кино, - сказал он, - у неё есть для этого данные".
Свою первую роль (пионервожатую Валю в фильме "Молодые капитаны") Целиковская сыграла в 1938 году. И хотя она не стала открытием ни для зрителей, ни для критиков, бесследно всё равно не прошла. В 1940 году режиссёр Константин Юдин предложил актрисе главную роль - Шурочки Мурашовой - в комедии "Сердца четырёх".
В 1941 году началась война и актриса вместе с театром эвакуировалась в Омск, где получила телеграмму от режиссёра Леонида Трауберга с приглашением приехать в Алма-Ату, на съёмки фильма "Воздушный извозчик". Примерно в это же время Сергей Эйзенштейн пригласил Целиковскую сниматься в фильме "Иван Грозный".
После войны она снялась в таких фильмах, как "Близнецы" и "Беспокойное хозяйство", причём последний был раскритикован в прессе, но имел грандиозный успех у зрителей. С этого момента Целиковская стала отказываться от ролей наивных девочек.
В 50-е годы актриса по-прежнему практически не снималась в кино. Самой заметной её работой стала роль в драме Самсона Самсонова "Попрыгунья" - это был настоящий успех. В 1955 году на кинофестивале в Венеции Целиковская была удостоена за эту работу премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину).
Актриса всегда была обделена вниманием властей. В то время как фильмы Григория Александрова и Ивана Пырьева официальная пресса хвалила, комедии с участием Целиковской критики неизменно ругали. Иосиф Сталин лично вычеркнул её из списка представленных к Сталинской премии за участие в фильме "Иван Грозный". Ей никто не покровительствовал - считалось, что героини Целиковской не несли никакого идеологического начала. Лишь в 1963 году актрисе было присвоено звание народной артистки РСФСР.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых ярких ролей Людмилы Целиковской.
Шура Мурашова, "Сердца четырёх" (режиссёр - Константин Юдин, 1941)
История двух обаятельных сестёр Мурашовых: строгой, своенравной Галины и ветреной, несерьёзной студентки Шурочки, выбравшихся летом за город. Одна - чтобы готовиться к переэкзаменовке, другая - чтобы проводить занятия по математике с военными. Целиковская говорила, что этот образ является для неё самым любимым. Она признавалась, что так же, как и Шурочка, любит петь, обожает сладкое и терпеть не может математику.
Наташа Куликова, "Воздушный извозчик" (режиссёр - Герберт Раппапорт, 1943)
Роль начинающей оперной певицы стоила актрисе работы в театре. Дело в том, что во время войны Театр имени Вахтангова находился в эвакуации в Омске, но Целиковской приходилось постоянно выезжать на съёмки. В конечном итоге руководство театра не выдержало и актриса была уволена. Несмотря на это, игра стоила свеч: "Воздушный извозчик" был принят восторженно и на фронте, и в тылу. К слову, известный писатель Валентин Катаев написал сценарий картины в расчёте на Целиковскую. На съёмках фильма артистка познакомилась с актёром Михаилом Жаровым, который вскоре стал её третьим мужем.
Царица Анастасия, "Иван Грозный" (режиссёр - Сергей Эйзенштейн, 1944)
Приглашение Эйзенштейна стало для молодой актрисы неожиданной радостью. "Когда Сергей Михайлович Эйзенштейн пригласил меня сниматься в фильме "Иван Грозный" в роли первой жены Ивана IV, мне, только что вышедшей из театральной школы девчонке, это предложение показалось страшным и несбыточным, хотелось убежать и спрятаться куда-нибудь подальше", - вспоминала Целиковская. Роль Анастасии стала очередной удачей актрисы.
Ольга Ивановна Дымова, "Попрыгунья" (режиссёр - Самсон Самсонов, 1955)
Роль Ольги Ивановны – пожалуй, самая интересная работа Целиковской в кино. Здесь она создала образ человека с глубоко индивидуальной, неповторимой судьбой. Целиковская сумела проникнуть в душу чеховского образа, избрав при этом труднейший путь: сложное изображать просто. Лаконизм и тонкость чеховского рисунка требовали равноценной ёмкости от игры актрисы. Картина получила "Серебряного льва" на фестивале в Венеции и премию итальянских критиков за лучший зарубежный фильм.
Раиса Павловна Гурмыжская, "Лес" (режиссёр - Владимир Мотыль, 1980)
Героиня Целиковской - бывшая красавица, доживающая свои годы в глухой провинции. К ней в поместье приезжает племянник, недоучившийся гимназист, и хозяйка скуки ради решает завести с ним интрижку. Тот охотно отвечает богатой тетушке "взаимностью". Роль в экранизации знаменитой пьесы Александра Островского стала последней работой актрисы в кино. Дальше был лишь театр и телевидение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: