7 самых ярких ролей Владимира Басова
Владимир Павлович принадлежал к фронтовому поколению - он был одним из многочисленных вчерашних школьников, которые вместо студенческих костюмов надели солдатские шинели. Басов родился в 1924 году, но добавил себе лишний год (и это прижилось), чтобы уйти на фронт.
Став лейтенантом интендантской службы, Басов служил начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады. За отличную организацию художественной самодеятельности в боевых условиях он был награждён медалью "За боевые заслуги". После этого в его военной судьбе произошли крупные перемены - он стал миномётчиком. Батарея старшего лейтенанта Басова совершила немало подвигов.23 февраля 1945 года Владимир Павлович был серьёзно ранен, но в скором времени всё же вернулся в строй. Войну он закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Басов имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.
В 1947 году молодой человек поступил на режиссёрское отделение ВГИК. В отличии от других кинорежиссёров, которые, сняв одну картину, год-два пребывали в вынужденном творческом простое (зачастую им просто не давали снимать), Басову буквально с первых же шагов был дан зелёный свет. В ряде фильмов он выступал в качестве автора или соавтора сценария. Творчество Басова-режиссёра разнообразно по тематике и жанрам - от историко-революционных фильмов до приключенческих лент. Особенно критики отмечали его мастерские экранизации произведений русской литературы.
В качестве киноартиста Басов редко играл главные роли, предпочитая отдавать свои силы режиссуре и работе над сценариями, однако практически каждое его появление на экране было оригинальным и запоминающимся. Как ни парадоксально, Басов-актёр был интереснее и талантливее Басова-режиссёра. Снялся он, к слову, в более чем 80 картинах.
Великолепные актёрские данные Владимира Павловича использовались разными режиссёрами в самых различных по жанру картинах. Он был одинаково великолепен как в образах литературных героев ("Преступление и наказание", "Бег", "Карусель"), так и в качестве персонажей комедий ("Ау-у!", "По семейным обстоятельствам") и героических лент ("Братушка", "Срочно… Секретно… Губчека"). Особняком стоят его чудные роли в детских фильмах. Прежде всего, в таких картинах, как "Приключения Буратино", "Приключения Электроника" и "Про Красную Шапочку".
В день памяти актёра "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниканию подборку его самых запоминающихся ролей.
Полотёр, "Я шагаю по Москве" (режиссёр - Георгий Данелия, 1963)
Сорокалетний Басов, сыграв в фильме "Я шагаю по Москве", сразу стал главным второстепенным актёром страны. Полотёра, который учит уму-разуму молодого сибирского писателя, изначально должен был играть другой артист, но он заболел и была необходима замена. В этот день Владимир Павлович занимался озвучкой собственной ленты в помещении, где должна была сниматься злосчастная сцена. В результате Данелия уговорил его выручить всех и сняться в небольшом эпизоде.
Суровый милиционер, "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (режиссёр - Леонид Гайдай, 1965)
Съемки "Операции "Ы" начались на «Мосфильме» в день рождения Владимира Басова и именно с его сцены. Совершенно неотразимый милиционер, занимающийся распределением задержанных хулиганов на общественно-полезные работы, запоминается на раз. Чего стоит одна его фраза: "Ну что, граждане тунеядцы, алкоголики, кто сегодня хочет поработать?"
Чарлз Трэвор Стэнтон, "Опасный поворот" (режиссёр - Владимир Басов, 1972)
Умному и желчному цинику Стэнтону принадлежат, пожалуй, самые важные слова в этом закрученном в театральном детективе: "Вы не можете взглянуть в глаза реальности. Выдумали какой-то рай для дураков и пребывали в нём, а теперь Вы строите дурацкий ад, и в нём отныне намереваетесь пребывать". После выхода фильма на телеэкран на студии раздался телефонный звонок из посольства Великобритании с благодарностью за точную и бережную постановку классической пьесы.
Владимир Иванович, "Афоня" (режиссёр - Георгий Данелия, 1975)
Одна из самых смешных сцен в лирической комедии про непутёвого слесаря-сантехника Афанасия Борщова целиком и полностью принадлежит Басову. На собрании коллектива ЖЭКа Афоню распекают за постоянные пьянки, прогулы и драки и грозятся его уволить. Казалось бы, терпение руководства кончилось и уже ничто не в силах спасти ситуацию, но тут слово берёт "внимательно следивший за процессом" Владимир Иванович...
Дуремар, "Приключения Буратино" (режиссёр - Леонид Нечаев, 1975)
В сказочном мюзикле, поставленном по мотивам произведения Алексея Толстого, Басов исполнил роль хитроватого ловца пиявок, случайно подслушавшего тайну Золотого ключика. Образ получился настолько ярким и запоминающимся, что едва не заслонил исполнителей главных ролей. Первыми кандидатами на роль Дуремара были Валентин Гафт, Михаил Козаков и Бронислав Брондуков, однако харизма и фактура Басова одержали верх.
Виктор Викторович Мышлаевский, "Дни Турбиных" (режиссёр - Владимир Басов, 1976)
Этот фильм стал, возможно, главной работой Басова а качестве актёра, режиссёра и сценариста – впоследствии он признавался, что питал к роману и пьесе Михаила Булгакова давнюю страсть. Возможно, с тех самых пор, когда ещё подростком он попал на спектакль "Дни Турбины" в великий МХАТ…
Худой Волк, "Про Красную Шапочку" (режиссёр - Леонид Нечаев, 1977)
После событий, описанных в популярной сказке Шарля Перро, прошёл один год. Семья убитого дровосеками волка жаждет мести. Персонаж Басова приходит на помощь вдове-волчице и заодно учит её непутёвого сына жить по-волчьи. Худой волк - воплощение холодного, трезвого и расчетливого зла. Но играет он честно, редкое сочетание - злодей, но не подлец. Сложновато для детского фильма, но герой Владимира Павловича психологически точен и достоверен - его неожиданное "помилование" в финале вполне логично и закономерно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: