Среда 21 ноября, 13:11
Пасмурно 0°
Город

Сlassiс Ваенга в «Маленьком северном раю»

Елена Ваенга дала в Санкт-Петербурге концерт в стиле claccic.
Елена Ваенга дала в Санкт-Петербурге концерт в стиле claccic.
Фото: Михаил Садчиков - младший, "Вечерняя Москва"
Юбка от «Диора», советские песни, награда Родины – чего только не было в питерском концерте!

Третий год подряд Елена Ваенга открыла концертный сезон в своем любимом зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. По названиям городов, которые представляют поклонники, приехавшие специально на этот концерт, можно изучать карту России, и не только, потому что здесь и «Леноманы» из Германии, Израиля, Белоруссии, Украины, Казахстана. Домашний концерт в БКЗ для Ваенги – всегда трепетное событие, как она сама говорит, как итоговая контрольная за год. Наши питерские корреспонденты, не претендуя на роль «учителей» и выставление оценки, побывав на этой «контрольной», поставили свои восклицательные, вопросительные знаки, а где-то и многоточия…

Первое отделение началось с песни-манифеста «Странный господин» («Любовь»), которая обычно приберегалась к финалу (хотя когда-то, в первом Кремлевском концерте, тоже звучала первой). Лена взяла быка за рога, эмоции выплеснулись в зал, голос зазвучал почти на всю катушку, оркестр тоже показал удаль молодецкую. Вот только в девичьей красе обнаружилось пусто место третьей бэк-вокалистки… Стало ясно, что Ваенга и ее музыканты находятся в прекрасной форме. Звучали они в далеко не самой простой композиции легко, уверенно, ровно. А форма эта достигнута понятно как - постоянными гастролями (буквально за два дня до открытия сезона в Питере музобоз Ваенги вернулся из интенсивных гастролей по Украине).

Легкости музыкальной (при том, что звучал жесткий рок!) соответствовала и «легкость» физическая. Лена, явно выигрывая спор с директором своего коллектива Русланом Сулимовским, сумела заметно похудеть, а шикарная, модная юбка от «Кристиан Диор» необычного (кораллово-розового, лососевого?) цвета придавала «артистке, комсомолке и просто красавице» дополнительную стройность. Ведь «Кристиан Диор», как никто другой, умеет создавать «осиную» талию.

Похудевшими и посвежевшими выглядели почти все музыканты. Кроме отсутствующей бэк-вокалистки Алены Петровской, что вызвало волнение в рядах не искушенной публики. Знатоки же творчества Ваенги, зорко следящие за ее гастрольными перемещениями с помощью официально сайта певицы, не удивились, потому что и в украинском туре Алены, всегда вносящей свою яркую краску в шоу и вокальное полотно, тоже не наблюдалось. В антракте наши корреспонденты за кулисами провели «журналисткое расследование», выяснив, что отсутствие Петровской временное, артистка попросила отпуск на месяц, чтобы заняться семейными делами, и вскоре вольется в коллектив.

Дальнейший сюжет первого отделения («Девочка», «Любимый») лишь подтвердили первое впечатление, что поклонниками предстоит увидеть концерт выверенный, мощный, в хорошем смысле слова, «накатанный». Это ощущение усиливала неожиданно глубоко выстроенная сцена БКЗ, продуманный, сбалансированный светодизайн (дело рук большого мастера Андрея Фишбейна).

Многих удивила песня «Слякоть», из серии «хорошо забытых старых». В нынешней версии она приняла очертания еще одного love-манифеста, как и все манифесты, страстного, но весьма прямолинейного, к тому же с «отсылками» не больше – не меньше к Поэту и Барду Всея Руси. Лена пела: «Я скучаю, я люблю, и значит, я дышу, и значит, и живу», а в голове нашего обозревателя крутилось незабвенное: «Я поля влюбленным постелю - пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит я – живу!» из «Баллады о Любви» Высоцкого.

После этого «дал жару» оркестр Ваенги, изумительно точно и напористо сыгравший небольшое, но важное инструментальное вступление к «Гуцулочке», где Лена лихо, уже в красном платье, дважды пускалась в пляс, что смотрелось крайне эффектно и подвигло моих соседей в партере изобразить что-то подобное своими ногами, не вставая с кресел…

После столь задорной обоймы из шести номеров настал черед передохнуть и поговорить с «народом». В своем не самом длинном спиче Лена сравнила концерт в БКЗ с контрольной, при этом, заметив, что – «Папа не даст соврать!» – в школе она училась очень хорошо, но с вечной двойкой по поведению, а так как характер человека не склонен меняться, то примерно такой же расклад сохранился и теперь. Из этого явствовало, что зрителей ждут пятерки по вокалу и сольфеджио, но «неуд» по поведению. Тут Лена добавила, что выпросила-выклянчила у хозяйки БКЗ, легендарной Эммы Васильевны Лавринович, разрешение провести этот концерт не в двух, а в трех отделениях: «Дорогие зрители, сегодня вы пойдете в буфет два раза!» Но зрителей увлекала, конечно, возможность не еще одного бутерброда и чашечки кофе (про рюмочку коньяка и бокал мартини умолчим!), а шанс послушать рекордное число песен.

Обычно на концертах Лена обращается к своей маме, сидящей в ложе, с какими-то репликами и воспоминаниями, но в этот раз мамы не было, зато отсидели весь концерт отец Ваенги и ее любимая бабушка (на днях ей исполнится 87), и им пришлось стать объектами пристального внимания своей звездной родственницы. Лена напомнила одно из любимых детских папиных напутствий: «Доченька, не надо петь красиво, главное – петь громко!», пообещав, что сегодня постарается спеть и громко, и красиво. И слово сдержала. Любителям ранней Ваенги середины нулевых первое отделение могло бы показаться излишне ровным и гладким, выверенным, но в нем тоже нашлось место для сильных, искренних всплесков эмоций, особенно в «Колыбельной», и, конечно же, в «Сориночке», где Лена смахнула слезу, причем сделала это «украдкой», отойдя к ритм-секции и повернушись к залу спиной. Жаль, правда, запамятовала объявить залу автора изумительных стихов – Ирины Самариной, что прочитала как вступление к «Сориночке» (некоторые подумали, что это тоже творение Ваенги). Как бы то ни было, первое отделение вышло хорошо сбалансированным, основательным, «классическим».

Это впечатление усилило в 19.57 и появление на сцене вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи. В своей пламенной речи он назвал Ваенгу настоящей петербурженкой, тонкой, художественной натурой, артисткой, которую любят миллионы зрителей во всей стране, настоящей народной певицей и народной артисткой, и в подтверждении этих высоких слов вручил высокую награду «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Приятно было видеть, что вице-губернатор Кичеджи, находясь рядом с Ваенгой, женщиной удивительной энергетики, явно волновался, говорил неформально и даже «забыл» сообщить залу, чем, собственно, он наградил Лену: орденом, медалью?! Вносим поправку: это не медаль, не орден, а почетный знак. Но знак официальный и, по сути, высший среди петербургских государственных наград. Достаточно сказать, что на днях Василий Кичеджи вручил этот знак худруку МДТ – Театра Европы Льву Додину, режиссеру с мировым именем, а еще раньше им награждены Елена Образцова, Марис Янсонс, Эдита Пьеха и Валентина Матвиенко.

Получив высокий знак, Лена, улыбнувшись, отрапортовала: «Я дитё Советского Союза!», и после всего сказанного мне захотелось вытянуться по стойке смирно: «Служу Советскому Союзу!» И опять обратилась к директорской ложе: «Вот видишь, папа! А ты говорил…»

После таких фраз логично было предположить, что, вернувшись из буфета, зрители услышат отделение любимых песен Советского Союза (фрагменты знаменитой программы Ваенги), что и случилось. На зал накатила ностальгическая волна ураганной силы и искренности: «С чего начинается Родина», «Утомленное солнце», «Виноградная косточка», которая сменилась совершенно неожиданным бризом в виде ласковомайского шлягера «Седая ночь». Лена и оркестр сделали эту мелодию в стилистике боса-нова, обнаружив ту красоту и изящество то, что раньше никто не замечал за аутентично-«сиротской» версией Юрия Шатунова. Эта версия прекрасно вписалась бы в летний концерт Ваенги в стиле боса-нова в петербургском Театре эстрады, а в этом блоке советских песен выглядела в немного вставным номером, да резкий переход от Окуджавы к Шатунову показался рискованным. Далее последовала эффектная и душевная «Позвони мне, позвони!» с кадрами Ирины Муравьевой из киношедевра и красивым жестом Ваенги, что в финале повернулась к киноэкрану и поклонилась советской кинобогине…

Поредевший бэк-состав в отсутствии Петровской и невозможности спеть соло у прихворавшей Кати Барановой представила Анна Мушак, в чьем лице шоу «Голос» потеряло потенциальную чемпионку. Аня в этот вечер кудри завила, облачилась в эффектное-сексапильное платье, встала на каблуки, но главное смело ринулась в конкурентную борьбу с Анциферовой и Долиной во всей смещающей на своем пути зацепинской «Всегда быть вместе не могут люди». С вокальными хитростями она справилась, а драматических нюансов этот шедевр и не предполагает. И все прекрасно, но я бы посоветовал Анне выбирать менее затертые вещи, в которых можно неожиданней, «сюжетней» раскрыть не только вокальные, но и другие составляющие.

Советское отделение продолжила Ваенга, и ее ждало непростое испытание Высоцким («Песня о друге»), Цоем («Звезда по имени Солнце») и Бутусовым («Прогулки по воде», или как еще говорят - «Апостол Андрей»). Точней, мощней и цельней вокально и драматически в этот вечер из рок-триптиха прозвучал «Апостол Андрей», ставший просто шедевром второго отделения (и, кстати, как и «Седая ночь», впервые исполненным в Петербурге). Закончился салют советских мелодий залпом из «Гадалки», «До чего дошел прогресс» (из «Приключений Электроника»), «Скалистыми горами» (в память о дедушке Лены, который любил эту песню) и народно-плясовой версией «Мой адрес – Советский Союз».

После такой мелодического и стихотворного богатства выносить на суд зрителей новые песни было бы крайне опрометчиво, и в третьем отделении Лена, как говорят музыканты, «ударила по шлягерам»: «Сердце пополам», «Принцесса», «Аэропорт», «Абсент», «Желаю», «Тайга», «Скучаю», «Маленький северный рай» - такая обойма кого хочешь заставить подпевать и вскочить со своих кресел. Так и вышло. Весь сет-лист был вычерпан в 22.45, что крайне удивительно для спектакля в трех актах, и у Лены еще даже осталось время не убежать со сцены, а принять дары зрителей.

В третьем отделении в коллекции Ваенги появился еще один мужчина – восходящая звезда романтического шансона Ян Марти. Лене так приглянулся его радиошлягер с рефреном: «Нежная, несравненная, ты моя богиня, для меня Вселенная носит твое имя», что она позвала Яна на большую сцену. И если уж вице-губернатор разволновался рядом с Ваенгой, можно представить, что испытывал Ян Марти. Он не сумел вовремя включить микрофон, а когда с помощью Лены включил, то несколько раз пел мимо микрофона, совершая неловкие движения, улыбаясь и говоря что-то невпопад. Но тембр у Яна приятный, вокальная манера стильная, так что публика благосклонно отнеслась к новому приобретению в обойме дуэтов своей любимицы, а Ян еще и прямо на сцене подарил Ваенге свой хит, который она тут же с удовольствием напевала: «Для меня Вселенная носит твое имя»…

После концерта, чтобы «остыть», Лена долго общалась с обожаемой ей Эммой Васильевной, друзьями, потом дала пространное ТВ-интервью, и выпорхнула из служебного подъезда самой последней из своего коллектива. Дело приближалось к часу ночи, в Питере в этот день резко похолодало, но немало преданных поклонников со счастливыми лицами мерзли на Греческом проспекте, чтобы получить автограф, сфотографироваться, а главное шепнуть: «Спасибо за концерт, за ваши песни!»

Елена Ваенга дала в Санкт-Петербурге концерт в стиле claccic.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER