Воскресенье 16 декабря, 16:12
Туман -12°
Город

Ольга Аросева: «Скучаю, что нет сил бегать, крутить романы... По молодости скучаю...»

Выдающаяся актриса ушла из жизни в возрасте 87 лет. 
Фото: Агентство: Фото ИТАР-ТАСС
Недавно Ольга Аросева дала эксклюзивное интервью корреспонденту «Вечерней Москвы» Анжелике Заозерской. Встреча была связана с презентацией актрисой автобиографической книги «Прожившая дважды».

До воскресного вечера 13 октября оно так и оставалось нерасшифрованным... Интервью публикуется впервые. В ней любимая актриса рассказывает о самом главном, - своем отце, молодости, актерском призвании, проблемах современного театра.

- Ольга Александровна, вы были во многих странах мира. Наверняка, есть любимый город на Земле?

- Очень люблю Прагу и Париж. Париж, в котором работал мой отец, и где я жила в детстве, не помню — слишком тогда была мала. А вот Прагу, где жила до 10 лет, и даже ходила в школу, помню хорошо. Прага мне очень дорога, близка, всегда желанна. Будучи взрослой, при любой возможности приезжаю в Прагу, и хожу в свой дом, где прошло мое детство — это вилла Тереза.

- А Польшу любите? По маминой линии у вас есть польская кровь, причем голубая (предки Ольги Аросевой были польскими аристократами)?

- Разве только кровь польская?! Никаких родственных чувств к Польше не испытываю. Да и мои предки не из Польши, а из Вильнюса, где были поместья моего прадеда. Вот Вильнюс я люблю, и чувствую его, и часто там бываю....А Польша — нормальная страна...

- Польки славятся не только своей красотой, но и гордостью, которую, правда, иногда принимают за «гонор». Вы — гордячка?

- Слава Богу, пустого гонора у меня нет. А вот гордость, как у любого человека, имеется.

- В своей книге «Прожившая дважды» вы публикуете Дневники своего отца — политика, дипломата Александра Яковлевича Аросева, где он пишет о том, что «очень важно изучать науку психологию». А для актрисы насколько важно быть хорошим психологом?

- Обязательно важно. Актера раньше называли «инженером человеческих душ». Актер играет образ, а для этого необходимо внутренне найти качества характера, свойственные герою, понять его психологию.

- В вашей жизни случай — повлиял на выбор — стать актрисой?

- Мария Ивановна Бабанова сыграла большую роль в моем желании стать актрисой. Моя тетка работала в театре Всеволода Мейерхольда, и познакомила меня с Марией Ивановной, или, как мы ее называли, Мусей. Однажды Мария Ивановна попросила меня проводить ее до театра. И мы шли с ней по Газетному переулку к театру Революции, на улицу Герцена. Потом я поступила учиться в театральный вуз на улице Герцена, и считаю, что именно Мария Ивановна указала мне путь — на улицу Герцена.

- Ольга Александровна, сегодня все хотят быть актрисами, и в театральные вузы поступают редкие красавицы и красавцы. Тогда как вы написали в своей книге, что красотой никогда не отличались. Что вы думаете об уровне молодых актеров — соответствуют ли они высокому званию «Артист»?

- Когда я поступала, у нас не было ни красивых мальчиков, ни красивых девочек. Мальчики все воевали, и учились на актерском, либо вернувшиеся с фронта, как Анатолий Дмитриевич Папанов, который пришел без половины стопы, либо 15-летние мальчики с мутацией голоса. Поступали фанатики, которые точно знали, почему хотят служить в театре. А сейчас ломятся на актерские факультеты все, кому не лень, думая, что эта профессия — легкая, красивая, выгодная. А это не так. Актерский труд — тяжкий, очень тяжкий. Правда, если раньше становились актерами в театре, как это было с Олегом Борисовым, Анатолием Папанов, Евгением Леоновым. То сейчас молодые актеры идут в сериалы, где получают роли по типу своей «рожицы» - если вот такая кривая (Ольга Александровна изображает), - то бандит, если правильная рожа, то мент. А потом уже как «звезды» приходят в театр. Такой перекос сейчас наблюдается — а что делать — в театре платят мало, а в кино — гораздо больше.

- В театр Сатиры приходят ли сегодня актеры, которые в перспективе могут стать такими же великими, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов?

- Может быть, они все и талантливые, только система постоянных стабильных театров накапливает актеров старшего поколения, которых никуда не выбросишь — пенсия-то у нас маленькая, невозможная. Поэтому из-за стариков театр может принимать очень маленькое число молодых актеров, а если и принимать, то на мизерные ставки. Большая проблема сегодняшней театральной жизни — неправильная система приема как в театральные вузы, так и в труппу театров.

- Ольга Александровна, в своей книге «Прожившая дважды» вы с огромной любовью вспоминаете своего отца (расстрелян как враг народа в 1938 году). Был ли в вашей жизни человек, мужчина, который отчасти заменил вам отца?

- Мы с сестрой жили без матери, - нас воспитывал отец. Когда папа умер, мы потеряли все — квартиру (у нас забрали), вещи, но главное, - лишились отца. Мой отец был уникальный человек, и никто его заменить не мог. Никогда. Я даже не искала замену, потому что знала, - это невозможно. В своей жизни я даже близко не встретила мужчину, похожего на своего папу. Кстати, на отца я похожа характером в работе, в профессии, а в жизни - нет. Что касается внешности, то черты лица у меня мамины, которая была редкой красавицей, а цвет — папин. Я — единственная из сестер с серо-зелеными глазами, какие были у папы.

- Ольга Александровна, вы не просили разрешения у органов на издание «Дневников» своего отца, которые включили в книгу «Прожившая дважды». Александр Яковлевич в своих «Дневниках» раскрывает тайны большой дипломатии и политики?

- Какие органы? Какое разрешение? Да, мой отец был видным дипломатом, и что? Это мое право — опубликовать «Дневники» отца, почему же я должна у кого-то спрашивать разрешения? Я советовалась только со своей совестью.

- Как вы оцениваете современную политическую жизнь России?

- Не провоцируйте меня на политические разговоры?! Не люблю я эти разговоры, не понимаю их, и не хочу касаться. Я живу своей профессией. Признаюсь, что многие вещи, которые происходят в нашей стране, я не понимаю, и не принимаю. Очень многому радуюсь, многому печалюсь. Но чтобы давать какую-то характеристику политической жизни страны, надо знать эту жизнь, а я ничего не знаю.

- Ольга Александровна, но вы же служите в театре Сатиры, который некогда был самым самым политическим, самым злободневным театром страны? Ночами костры жгли, как рассказывает актер театра Юрий Васильев, чтобы простоять ночь в очереди за билетами, а утром купить?

- Сегодня театр Сатиры — это не политика, а коммерция — проданы билеты на спектакль, или нет. Я знаю, что на мои спектакли билеты всегда продаются, и больше ничего не знаю. Раньше костры не жгли, - все это выдумки, но ночами за билетами стояли. Правда, и сейчас, без костров, в театре народа много.

- Не испытываете ли вы чувство ностальгии по прошлому?

- Чувство ностальгии у меня есть по молодости, а не по тому времени. У меня нет ощущения, что раньше было хорошо, а сейчас — плохо. Время бывает разное — оно меняется. Но я скучаю по тому, что у меня нет сил бегать по гостям, романы крутить, ходить так быстро, как раньше ходила...А так, чтобы скучать — «Ах, как раньше жили хорошо, а сейчас плохо», - такого нет. Каждое утро молю Бога, и радуюсь, что я работаю, что приношу людям пользу, что зритель рад меня видеть, и зал хлопает. Рада, что читатели покупают мою книгу «Прожившая дважды», что просят подписать им. Все это приносит мне радость, благодаря которой я и живу. Хотя мне уже много лет, и здоровье не очень хорошее — ноги плохо ходят. Но жизни пока радуюсь...

Напомним, воскресным вечером в Москве не стало Ольги Александровны Аросевой. С народной актрисой попрощаются в её родном Театре Сатиры. Похоронят Ольгу Александровну на Головинском кладбище.

ПАМЯТЬ
Валерий Гаркалин, народный артист России:

- Ольга Александровна Аросева была непримиримой совестью Театра Сатиры. В ту пору, когда театр возглавлял Валентин Николаевич Плучек, к ней шли по всем спорным вопросам актеры, гримеры, вахтеры, и она всегда восстанавливала справедливость. Ольга Александровна Аросева была синтетической актрисой, она умела играть не только драматические роли, но и петь, танцевать владела всеми приемами комедийного мастерства. Ужасно жаль, что ее больше нет с нами. (далее...)

Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству:

- Ольгу Александровну Аросеву знали миллионы советских и российских зрителей, любили ее пани Монику, знали ее театральные и киноработы. Это была женщина огромного таланта, тонкого восприятия жизни, очень образованная, с удивительной судьбой. (далее...)

ПРОЩАЙТЕ, ПАНИ МОНИКА

Есть люди, без которых трудно себе представить этот мир. Она была одной из таких.
Нет, не просто актрис. Аросева — это время. Эпоха. Неподражаемый голос и комические роли. Шарм и шик, море обаяния и улыбка, которой она дарила всех и каждого. Это — глоток воздуха и чего-то запретно-непонятного и влекущего, которое мы воспринимали через чудаковатую пани Монику в «Кабачке 13 стульев». Это театр «Сатиры», ныне кажущийся замершим от шока. Да что говорить. Ведь с ней ассоциируются даже... любимые москвичами троллейбусы, один из которых она так истово гнала когда-то, пытаясь остановить своего Юрочку в «Берегись автомобиля»!
Почему-то казалось, что она — непременна, обязательна и вечна. В любой программе. В любом спектакле. В мгновениях телесюжетов.
..Она была москвичкой «от и до». Обожала этот город — с рождения. Она появилась в нем далеким 21 декабря 1925 года. Отец — революционер и впоследствии дипломат. Мать — польская дворянка по происхождению, благородных кровей, была секретарем жены Молотова. Странная, горючая смесь. (читайте далее...)

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER