Пятница 22 марта, 22:03
Мокрый Снег + 1°
Город

Проблемы с древними языками или деньгами делали гимназистов из классиков реалистами и солдатами

Э. Я. Шанкс «Новенькая в школе» (1892). Мальчики и девочки вплоть до революции учились раздельно.
Мало кто сумел так тонко и правдиво отобразить мир детства, как Чехов. В том числе жизнь учеников последней четверти XIX века.

«Ведь ему (…) пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе?» — переживает мать за сына («Папаша», 1880). Не пугайтесь: гимназисту третьего класса должно было быть 12–13 лет. То есть мальчик «всего» дважды оставался на второй год. Поступали в гимназию в 9–10 лет (до этого получали образование в начальном училище или дома), оканчивали ее лет в 18.

В рассказе «Толстый и тонкий» (1883) сын «тонкого» гимназист Нафанаил, услышав о высоком чине «толстого», «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира». Почему Нафанаил в мундире, если он не на уроке, а в дороге? Гимназист был обязан даже вне школы ходить в форме. Попадись он учителю или надзирателю (была такая должность в гимназиях) на улице с расстегнутой пуговицей (!), на следующий день его могли в наказание заставить два часа сидеть после уроков в пустом классе без обеда. Запрещалось появляться в городе после 19 часов, посещать оперу, кофейни, маскарады.

Ради образования некоторым детям приходилось ехать в чужой большой город и жить у родственников или на съемной квартире. В повести «Степь» (1888) Егорушку как раз везут учиться: в его городке гимназии нет. За учебу надо было платить. Гимназист Зиберов («Репетитор», 1884) ради этого дает уроки мальчику Пете. Юный педагог бездарен, и отец ученика легко затыкает его за пояс и задерживает жалованье.

Название рассказа «Случай с классиком» (1883) сейчас тоже непонятно. «Классик» — это Ваня, 13-летний гимназист. По уставу от 1871 года изучению классических языков (греческого и латыни) придавалось огромное значение, они были бедствием для многих. Не случайно зануда и тиран Беликов («Человек в футляре», 1898) преподавал именно греческий.

— Древние языки занимало до 70 процентов учебного времени, — говорит доктор исторических наук Вера Бокова, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея. — Треть учеников отсеивалась, в том числе из-за проблем с этими языками.

«Классик» Ваня «срезался» на экзамене по греческому. Соседка ругает его мать: «Ну с какой стати ты его в эту гимназию отдала? (…) Как же, беспременно, так вот вас и сделают дворянами». Выпускник классической гимназии имел право поступить в университет, а высшее образование давало право на личное дворянство.

А вот у Володи, героя одноименного рассказа (1886), проблемы были с математикой. Но он даже радовался, что его исключат из гимназии. Дворянином он был и так. Зато «завтра он будет свободен как птица, наденет партикулярное платье» (т.е. перестанет носить форму), а потом, глядишь, «поступит в вольноопределяющиеся». Это значит — пойдет добровольно в армию, где сможет пользоваться некоторыми льготами и быстро получит офицерский чин.

Еще можно было стать «реалистом». В реальном училище не преподавали древних языков, делали акцент на технические и естественные науки, и плата была меньше, чем в гимназии. Но потом можно было поступать только в промышленные и торговые учебные заведения. Поэтому героиня «Душечки» (1899) рассуждала, что «трудно учиться в гимназиях, но все-таки классическое образование лучше реального, так как из гимназии всюду открыта дорога».     

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER