Среда 20 марта, 21:03
Пасмурно + 3°
Город

5 знаковых картин Поля Сезанна

В 2012 году одна из картин Сезанна была продана на закрытом аукционе за 250 миллионов долларов, став самым дорогим полотном в истории
Фото: wikipedia.org
22 октября 1906 года скончался известный французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма Поль Сезанн.

Всю свою жизнь Сезанн пытался примирить современность с классикой, в результате чего создал собственный большой стиль. Именно плодотворные попытки обеспечили художнику достойное место в истории живописи. С его смертью "сезаннизм" забылся, но послужил толчком к развитию новых, ещё не изобретенных направлений.

Родился будущий художник в небольшой деревушке в Провансе. Его отец запомнился всем как человек мрачный и властный. Он отучился в Париже на шляпных дел мастера, а по возвращении в провинцию открыл свое дело, одновременно ссуживая крупные суммы торговцам фетром. Так он сколотил состояние и смог обеспечить безбедную жизнь себе и своему сыну. В детстве Поль имел слабое представление о хорошей живописи, зато был прекрасно образован. В школе он получал призы за знание греческого, математики и латыни, до конца своих дней искренне увлекался античными авторами и мог цитировать их по памяти. Сезанн стремился к искусству, но не имел ярко выраженного таланта.

Рисование было обязательным предметом в школе, а в колледже он начал посещать класс по академическому рисунку. Долгое время его труды оставались незамеченными, а призы всё время вручали другим – например, его лучшему другу Эмилю Золя. Окончив обучение, Сезанн направился в Париж, где подружился с художниками-импрессионистами. Он участвовал в выставках, но понимал, что всё это не то. Художник интересовался изменением цвета в воздушной среде, ему нравилось его материальное и вещественное выражение. Он пытался "поженить" в живописи страсть и покой, новаторство и традиции.

Работы Сезанна не похожи на полотна его друзей-импрессионистов. Картины художника тяжелее, но в то же время фактурнее. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.

1. В начале творчества Сезанну нравилось использовать тёмные, мрачные цвета, как в "Девушке у пианино" ("Увертюре к Тангейзеру") (1868). Один из друзей художника писал: "Недавно он за одно утро наполовину написал великолепный холст... Он будет назван "Увертюра к "Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера (...). В целом впечатление свирепой и подавляющей силы..." Позже Сезан отказался от тёмных красок.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

2. Начало 1870-х – это эпоха увлечения живописью на открытом воздухе при изменчивом солнечном освещении. В этот момент Сезанн стал учиться у Писсарро, поэтому пейзажи прочно вошли в его творчество. Наиболее импрессионистской его работой того времени считается картина "Дом повешенного" (1873). В ней нет густых красок и контрастного освещения, свойственного солнечному Провансу.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

3. В 1875 у Сезанна окончательно сложился свой стиль. Художник не жаждал признания, выразительность как самоцель противоречила его убеждениям - живопись была для него способом познания мира. В это время он начал работать над знаменитыми "Купальщицами", законченными в 1877 году. Их обнаженные фигуры утяжелены, огрублены, но вместе с эти есть в них какая-то первобытная наивность и надёжность. Что вызывает особенный интерес у поклонников творчества Сезанна – это то, что он неоднократно возвращается к одной и той же теме, помогая воочию увидеть его развитие. Художник ещё раз написал "Купальщиц" незадолго до своей смерти, в 1906 году, стремясь сделать итогом своего творчества большую картину, которая объединяла бы человека и природу.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

4. Помимо пейзажа и натюрморта Сезанна занимала пластика человеческой фигуры. В конце 1880-х коллекционер и друг художника Шоке задумал украсить свой особняк большим панно. Сезанн выполнил несколько набросков и отказался от этой затеи. Зато он создал "Масленицу" ("Пьеро и Арлекин") (1888). Несмотря на то, что в костюме Арлекина позировал сын Сезанна Поль, а в костюме Пьеро – друг сына Луи Гийом, нет ни намека на интимность или домашний маскарад. Движения ряженых напряжены и изломаны, словно кто-то управляет ими, дергая за невидимые нити. Пьеро и Арлекин, хоть и идут рядом, но будто находятся в разных мирах.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

5. В старости Сезанн стал легче относится к миру. Обнажённые фигуры выражали уже не эротизм, а единение с природой, портреты стали более прорисованными, сюжеты повторялись. Самой выдающейся работой 1890-х – 1900-х стала серия игроков в карты. Он повторял этот сюжет неоднократно с разным количеством игроков, причём на троих из них была изображена одна и та же парочка. Глядя на эти картины создаётся ощущение, что Сезанн наконец обрёл внутри себя душевный покой и переборол сомнения. В 2012 году одна из картин серии была продана на закрытом аукционе за 250 миллионов долларов, став самым дорогим полотном в истории.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER