Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Самый дорогой артист мира: 5 интересных фактов из биографии Аркадия Райкина

Развлечения
Самый дорогой артист мира: 5 интересных фактов из биографии Аркадия Райкина
Райкин верил, что его искусство может если не исправить жизнь, то хотя бы повлиять на людей, заставить их задуматься о добре и зле / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Его родителями были портовый бракёр строительного леса Исаак Владимирович Райкин (1877-1942) и Леи (Елизавета Борисовна) Райкина (урождённая Гуревич, 1878-1965). Родители готовили своему сыну совсем другую судьбу, но Аркадий Исаакович ещё в школьные годы, которые проходили в Рыбинске, занимался в драмкружке и серьёзно увлекался театром. На любительскую сцену он впервые вышел девятилетним мальчиком. В 1922 году семья поселилась в Петрограде, и Аркадий чуть ли не каждый вечер пропадал в стенах Государственного академического театра драмы, бывшей Александринки.

Продавая втихую книжки и тетрадки, он доставал деньги на билеты в театр, за что отец часто ему "всыпал" как следует. Но маленький Аркаша никогда не плакал. Вот так "сила искусства" воспитали волю и характер в мальчике. Но, несмотря на безумную любовь к театру, Райкину пришлось в 1929 году поработать лаборантом на Охтинском химическом заводе. Тогда, чтобы поступить в институт, нужно было иметь год стажа. А в 1935 году после окончания Ленинградского института сценических искусств, куда Райкин все-таки поступил вопреки желанию родителей, будущий знаменитый комик начал работать в Ленинградском театре рабочей молодёжи, который был вскоре переименован в театр Ленинского комсомола.

В студенческие годы Райкин подрабатывал, выступая на детских праздниках. Там же он в 1934 году встретил свою будущую жену Руфину (Рому) Иоффе. В 1935 году они поженились и прожили без малого 50 лет. В 1938 Райкин начинает выступать на эстраде. Как профессиональный конферансье он, заменяя заболевшего артиста, впервые читает свои монологи в ленинградском Саду отдыха.

Уже тогда Райкин тяготел к эксцентричными ролям, где ценилось его умение перевоплощаться в разных персонажей и смешить зрителей. Уже тогда он начал снимался в кино, хотя мировую славу актеру принесли роли не в кинематографе, а в театре и на эстраде, где он успешно выступал с сатирическими монологами. Признание пришло к Аркадию Райкину в Москве, где в ноябре 1939 года он стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими номерами "Чаплин" и "Мишка". В том же году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а спустя три года становится художественным руководителем этого театра.

Вскоре начинается Великая Отечественная война, и Райкин колесит по её дорогам, выступая с концертами. В 1942 году, оказавшись на Малой земле, артист знакомится с тогда ещё полковником Леонидом Брежневым, будущим Генеральным секретарем ЦК КПСС. "За четыре года мы, — вспоминал позднее Райкин, — проехали много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана…". В 1941 году Райкин снялся в роли американского журналиста в фильме Михаила Калатозова "Валерий Чкалов" о лётчике, герое Советского Союза.

После войны артист продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым были созданы театральные программы "На чашку чая", "Не проходите мимо", "Откровенно говоря". Среди спектаклей его театра - "Вокруг света в 80 дней" (1951), "Смеяться право не грешно" (1953), "Времена года" (1956), "Любовь и три апельсина" (1959), "От двух до пятидесяти" (1961), "Волшебники живут рядом" (1964). Райкина приглашают читать свои монологи в радио и телепередачах, которые пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, где актёр, быстро меняя облик, создавал целую череду образов совершенно разного характера.

В 1950 году у Райкина рождается сын Константин, будущий актёр, режиссёр и художественный руководитель театра "Сатирикон". В 1965 году он едет с театром в Англию на гастроли, которые проходят с большим успехом. Давая концерты в Одессе, Райкин замечает талантливых актёров-одесситов (Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову) и приглашает их работать в свой театр. Вместе с ними он создаёт несколько запоминающихся эстрадных номеров. Нужно заметить, что Райкин был довольно резким режиссёром, о чём говорил и Жванецкий: "…я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Это была действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок, и все ему подавали мячи. Он не терпел, если кто-то играл и забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать".

Почти все миниатюры Райкина отличались остротой, особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время, как отмечали советские критики, они всегда были корректны и интеллигентны. Каждое его появление на сцене и экране в советское время было праздником. Наверное, поэтому для многих граждан страны советов Райкин - это часть их души, часть той эпохи, которая ушла безвозвратно.

В конце 60-х годов, после того как артист исполнил на эстраде свои сатирические монологи, посвящённые Ленину, один из секретарей ЦК вызвал его к себе и, стуча по столу кулаками, посоветовал Аркадию Исааковичу "поменять профессию"… У Райкина случился инфаркт, после которого он стал совсем седым. В Москве и Ленинграде ему запретили выступать. Театр отправили на длительные гастроли в Петрозаводск. Лишь в 1971 году великий артист вернулся в Ленинград — приближалось его 60-летие.

Вот, что вспоминает о своём отце и жизни в знаменитой семье Константин Райкин: "Никакого особенного благополучия у нас не было… Папа играл двадцать спектаклей в месяц, получал по сорок рублей за спектакль: это было много, это была зарплата академика, но это не богатство… Машина у нас когда-то появилась, дачи так никогда и не было… Папа очень спокойно относился к житейским благам, мама тоже, и меня они не баловали…".

Райкин-старший действительно всю жизнь мотался с гастролями по стране и миру, много лет жил между двумя городами – Ленинградом и Москвой. Когда отношения артиста с партийными властями города на Неве стали ухудшаться, он попросил у Леонида Брежнева разрешения перебраться вместе с театром в Москву. Получив разрешение, в 1981 году Райкин вместе со своим театром переезжает в столицу. Меньше чем через год после этого появился новый спектакль, теперь уже московского театра Райкина: "Лица" (1982), а в 1984 году - "Мир дому твоему". Снимался в эти годы Райкин и в телесериале "Люди и манекены" и в телеспектакле "Мир дому твоему". В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр получил имя "Сатирикон". Руководителем театра после смерти артиста стал его сын - Константин Райкин.

Ещё в молодости Аркадий Исаакович верил, что его искусство может если не исправить жизнь, то хотя бы повлиять на людей, заставить их задуматься о добре и зле. "Будучи оптимистом, я верю, что все пороки и недостатки истребимы. Мне хочется, чтобы все то, что нас окружает, было лучше, добрее, человечнее". Шли годы, и с иллюзиями приходилось расставаться. И всё грустнее становился взгляд художника на мир. 17 декабря 1987 года он скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии великого артиста.

1. Как Сталин четырнадцать раз подряд аплодировал Райкину

Аркадий Райкин вспоминал: "Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. За столом пировали приглашенные, рядом пели гостям и играли, сменяя друг друга, артисты. В отличие от моих коллег, выступавших на некотором отдалении, меня усадили за стол прямо напротив Сталина. Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен. Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за меня, и все выпили. Тут я возьми да скажи: "Товарищ Сталин, могу и других типов показать". Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз".

2. Как Леонид Брежнев спас Райкину жизнь в начале Великой Отечественной войны

Театр Райкина приехал в Днепропетровск на гастроли за несколько часов до начала войны, и Брежнев, бывший в ту пору первым секретарем Днепропетровского горкома партии, с первым же эшелоном отправил труппу артиста подальше от фронта. Буквально через час началась бомбежка. Немецкие бомбы уничтожили вокзал и практически все вокруг.

3. Как Брежнев театру Райкина квартиры в Москве дал

В 1982-м Райкин приболел, лежал в Центральной клинической больнице. Его сын, Константин, пришел навестить его, и тут раздался телефонный звонок от самого генерального секретаря. Леонид Ильич поздравил артиста с присвоением звания Героя Соцтруда и вдруг спросил: "Ты хочешь меня увидеть?". Аркадий Исаакович сказал: "Леонид Ильич, я хотел бы с вами переговорить, буквально 10 минут". "Жду завтра", - ответил Брежнев. В больницу он прислал за артистом машину, но перед этим снова перезвонил: "Слушай, а как же ты поедешь, у тебя там, наверное, и одежды-то нет, чтобы переодеться?" Такая вот трогательная забота... Райкин, прибыв к генсеку, сказал, что хотел бы переехать с театром в Москву. Одна проблема - многие партийные начальники против. "Давай, - сказал Брежнев, - я сам им сейчас все объясню". И объяснил… за 10 минут. Беспрецедентный случай: всему театру - и не только артистам - поменяли прописку, всем дали квартиры в Москве…

4. Как Великобритания перекупила Райкина

В 1965 году Аркадия Райкина пригласили на ВВС в Лондон. Новый телеканал они хотели открыть каким-то сюрпризом. Вот и обратились к министру культуры Фурцевой с просьбой разрешить великому артисту гастроли в Англии. Она не выпускала его, тогда англичане стали предлагать большие деньги. И тут Фурцева спросила совета у министра финансов, который уже не смог устоять перед огромными суммами. Когда Райкин прилетел в Лондон, его в аэропорту Хитроу встречала огромная толпа журналистов. Первый вопрос, заданный ими: "А сколько вы получаете за концерт в СССР?" Он понял, что в вопросе кроется какой-то подвох, и ответил: "Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь". На следующий день лондонские газеты вышли с заголовками "Райкин – самый дорогой артист мира!" Англичане придумали ход, как сделать сатиру понятной. Все 40 минут, что шло представление, в студии Райкину помогал английский актер Вилли Кэмпбел, который снимался в Москве в фильме "Весёлые ребята" с Леонидом Утесовым. Он знал русский язык. Когда надо было переводить, то он очень весело и смело это делал, не нарушая ткани выступления. Интересно, что Райкин выступал в Лондоне еще раз, но когда его позвали в третий раз Фурцева вызвала артиста и сказала: "Аркадий Исаакович, вы же уже ездили дважды в Англию, пускай теперь поедет Зыкина – она хорошая артистка". Он ответил: "Пускай поедет Зыкина".

5. Как паяльник мог бы заменить Райкину сцену

Три ленинградских сатирика объединились под псевдонимом "Настроевы" (в смысле – "нас трое"), и под этой фамилией поставляли репертуар великому Райкину. Как-то во время обсуждения очередной порции новых монологов вдруг замигала настольная лампа. Один из писателей тут же вскочил: "Аркадий Исакович, я починю! У вас в доме найдется паяльник?" "Кецелэ майнэ (это по-еврейски "кошечка моя"), - грустно сказал Райкин. – Кецелэ майнэ, если бы у меня был паяльник, разве я стал бы заниматься всей этой ерундой!"

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.