Режиссер Андрей Кавун: «Конан Дойль был плохим сыщиком»
Новую экранизацию рассказов Конан Дойля осуществил режиссер Андрей Кавун. До этого Кавун снимал полнометражные фильмы для большого экрана – «Охота на пиранью» с Владимиром Машковым и Евгением Мироновым в главных ролях, «Кандагар» с Александром Балуевым, Андреем Паниным и вновь Владимиром Машковым, и последняя картина – молодежная «Детям до 16». В эксклюзивном интервью "Вечерке" Кавун доказывает - что из всех 200 экранизаций Конан Дойля, лучший доктор Ватсон - Андрей Панин, в его фильме. Роль друга и соратника Шерлока Холмса – одна из последних ролей замечательного актера.
- Андрей Олегович, наверняка, вы смотрели предыдущие российские и зарубежные экранизации произведений Конан Дойля о Шерлоке Холмсе? Или же начали эту большую работу, что называется, с чистого листа, не погружаясь в прошлый опыт?
- Я смотрел все экранизации Конан Дойля, чтобы не пересекаться, не повторяться. Если режиссер хочет сделать что-то свое, то необходимо знать – чтобы было до него. Не секрет, что в жанре детектива все кинематографические ходы уже использованы. Замечу, что большинство экранизаций, снятых в 20 и 30 годы прошлого века, канули в лету, и потеряли смысл...
- Не было ли у вас намерения внедрить элементы современной российской жизни, новоиспеченной полиции в эту картину? Возможно, подбирали наиболее актуальные для нынешней жизни рассказы английского писателя?
- Прежде всего, я акцентировал внимание на психологию героев, а не на то, как расследуются преступления. Шерлока Холмса отличало парадоксальное мышление, благодаря которому он видел то, что не видели другие...Между прочим, у самого Конан Дойля вряд ли был талант следователя. Известен факт, что однажды к Конан Дойлю с предложением расследовать преступление пришли люди из Скотланд-Ярда. Писатель приехал в полицию, весь день ходил по кабинетам, пытался вникнуть в процесс, и помочь. Но, увы! На следующий день Конан Дойль не пришел в полицию. Конан Дойль не очень-то хорошо разбирался в работе следователей. Как творец он придумал этот мир интеллектуального сыщика, создав Шерлока Холмса и доктора Ватсона...Но это не значит, что автор мог бы сам распутать преступление. Скорее всего, Конан Дойль был фантазером, и, в хорошем смысле, большим чудаком и фантазером.
- Какими качествами должен обладать режиссер, который взялся за экранизацию мировой классики?
- Режиссер должен очень верить в то, что он делает, и наверняка знать — какое количество людей он может привлечь на свою сторону. Я бы сравнил режиссера с вождем, но таким, который не показывает, что он вождь и царь...Это не означает, что режиссеру отказано в сомнениях, только эти сомнения никто не должен видеть.
- В ваших фильмах снимались явные лидеры, и с режиссерским опытом — Владимир Машков, Андрей Панин. Они легко подчинялись вашей воле?
- Что касается Владимира Машкова, Андрея Панина и Андрея Миронова, то они «не лезли» в режиссуру, и отдавались мне полностью. Сам я не был в актерской шкуре, и не знаю — каково это быть режиссером, и актером в одном лице.
- Андрей Панин, создавший в вашем сериале образ доктора Ватсона, не успел озвучить роль? Как вышли из положения?
- С озвучкой все хорошо - мы разобрались. Наши звукорежиссеры - высокие профессионалы спасли 99, 9 процентов чистого звука... Могу сказать, что Андрей блестяще проделал грандиозную работу, и, поверьте, его доктор Ватсон — необыкновенный, и совсем другой. Такого Ватсона зритель еще не видел. Замечу, что у нас была возможность - не спеша снимать фильм, делая это вдумчиво, тщательно...Не устаю повторять, что главная проблема отечественного кино, - не бюджет, не сценарий, не режиссура, а плохая организация производства, связанная с гонкой и спешкой. В течение четырех лет я занимался картиной «Шерлок Холмс», и был серьезный подготовительный период.
- Говорят, что продюсеры и руководство телеканалов навязывает режиссеру своих актеров. Не было ли на вас подобного давления со стороны «денежного мешка» и прокатчика?
- Я сам проводил кастинг, и мне за него не стыдно. Нет ни одной фальшивой работы, - гарантирую. Разумеется, хотелось найти актеров , похожих на англичан, и, славу Бога, Британия — не Вьетнам, потому что английские лица разнообразные, и во многом со славянскими чертами. Старался найти актеров с обаянием, потому что кино — жанровое. В реальной жизни лицо актера может быть невзрачным, и даже некрасивым, но если камера, что называется, любит, то отвести глаз от этого лица — невозможно. Есть в жизни — редкие красавчики, а в кино, ну, куклы, манекены...Красота для актера — не главное, но без обаяния, харизмы, - нельзя.
- А для вашего друга и замечательного актера Алексея Горбунова нашлась роль в "Шерлоке Холмсе"?
- Конечно, нашлась. Многие актеры согласились участвовать в этом сериале потому, что очень соскучились по костюмному кино, по другой эпохе, по возможности оказаться в другом мире...Соскучились по хорошим детективам, по чистым героям, явным злодеям.
- Андрей Олегович, а вы были в Англии?
- Долго там не жил. Фильм «Шерлок Холмс» снимали в Петербурге, Гатчине, а Бейкер-стрит построили в Выборге.
- Ваш друг Владимир Машков обожает Питер. А вы полюбили творение Петра?
- Так полюбил, что всерьез думаю о том, чтобы вместе с семьей перебраться в Северную столицу. Для этого надо продать квартиру. Правда, в Петербурге работают интеллигентные режиссеры, а я такой эмоциональный, что даже матерюсь на съемочной площадке, а потом извиняюсь за свое непристойное поведение.