Разделяй мусор и получай деньги. Столичные власти поддержат бизнес по переработке отходов
Стратегия экологического развития Москвы до 2025 года будет представлена в первом квартале 2014 года. Об этом в ходе конференции по экологическим проблемам Московского региона заявил глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды (Мосприрода) Антон Кульбачевский. Некоторые предложения, вынесенные на конференции, дополнят стратегию.
- Я думаю, что в первом квартале, январе-феврале, мы выйдем в правительство для того, чтобы экологическую стратегию одобрили и утвердили, - сказал Кульбачевский.
Он отметил, что экологическая стратегия, которая была принята в начале 2000-х годов, уже устарела и требует актуализации.
- Основные моменты останутся. То, что уже в законодательстве закреплено - компенсационное озеленение. Живая природа не должна страдать от нашего развития, - добавил Кульбачевский. - При проведении строительных работ проводится компенсационное озеленение. В результате вместо одного дерева высаживается два.
Утилизация отходов
Помимо этого, в стратегию войдут новые нормы, например, касающиеся раздельного сбора мусора и утилизации отходов. По словам Антона Кульбачевского, в правительстве есть понимание, как это сделать. Сотрудники самого Департамента природопользования уже три года разделяют мусор. Сейчас в двух округах столицы: Центральном и Юго-Западном проходит эксперимент по раздельному сбору мусора. В ЦАО - по девяти адресам установили специальные разноцветные контейнеры. В Таганском и Москворецком районах.
- Эксперимент по раздельному сбору мусора будет иметь свое продолжение в 2014 году во всех округах, - сказал Антон Кульбачевский.
Он добавил, что для эксперимента будут выбраны три-четыре района в разных округах города. Но по мнению главы Мосприроды, сами москвичи должны изменить свое отношение к этой проблеме и пойти на ограничения во благо природе. Как вариант, более рационально относиться к потреблению.
- Заготовки вторсырья - хорошая ниша для малого бизнеса. За партии можно получить прибыль. Город стимулирует эту деятельность. За три года отрасль переработки вторсырья возобновляется. Скоро мы сможем говорить о сформировавшемся рынке, - пояснил Кульбачевский.
Он также отметил, что стимулировать развитие предпринимательства в этой области можно за счет льготного кредитования и субсидий тем, кто будет заниматься переработкой и утилизацией мусора.
В качестве примера Кульбачевский привел Швецию, где мусора практически нет, поскольку весь он перерабатывается на специальных заводах. Его даже закупают в других странах. Ведь из мусора можно получать биотопливо, пластик, стекло и другие материалы. В столице пока что не так много площадок, которые этим занимаются. К слову, спрос на металл всегда был высоким, его многие предприятия готовы купить, а вот картон - нет. Зато, по словам главы Мосприроды, столичный картон готовы покупать в Китае и Белоруссии.
Сейчас столичное правительство плотно работает с Московской областью по вопросам утилизации отходов. Как рассказал первый заместитель министра природопользования Подмосковья Олег Кольцов, в области закрыты четыре полигона и найдены участки для строительства мусороперерабатывающих заводов.
Общественный транспорт
Одна из самых острых экологических проблем столицы сегодня - это загрязнение атмосферного воздуха от автотранспорта.
- Мы понимаем, что к автомобильному буму, который наступил в середине 90-х годов инфраструктура города была не готова, - сказал Антон Кульбачевский.
В городе, помимо строительства новых дорог и развязок, постепенно создается сеть заправок электромобилей. Глава Мосприроды заявил, что они должны завоевать популярность москвичей, но для этого сначала должны стать доступными и удобными.
- Если мы не создадим сеть заправкой электромобилей, то они не завоюют популярность у москвичей. В Америке, Париже, Лондоне есть такие заправки, где можно не заряжать авто от розетки, что занимает 50 минут, а заменить батарею. Пока что это в перспективе, - сказал Кульбачевский.
- На мой взгляд, если правительство города всерьез заявляет о необходимости пересесть на общественный транспорт, давайте начнем с того, что уберем персональные машины. Мэр сам должен ездить на общественном транспорте. Это будет пример для всех нас, это создаст новую моду, - сказал Игорь Честин.
Он заметил, что есть два пути решения транспортной перегрузки: западный и восточный.
- Если мы посмотрим на Гонконг, Шанхай, там были страшные пробки, но города стали многоуровевыми, вопрос в том, хотели ли бы москвичи в таком городе жить? Думаю, что нет. Есть европейский путь - сознательное ограничение транспорта, - сказал Честин.
- Если я перейду на общественный транспорт, то пострадает дело. Я живу в районе Внуково. На работу езжу на аэроэкспрессе. Иначе не добраться. В выходные дни я предпочитаю перемещаться на электромобиле, - заключил он.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вера Степаненко, председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике:
- По протестам населения ясно, что многие экологические термины неоднозначно воспринимаются: комфортная среда, качественная среда. Какими критериям они отвечают? Мне кажется, что это мы должны отразить в будущей стратегии развития. Также нужно ввести более четкие нормативы, вернуться к системе комплексного нормирования, определив единицы для конкретных вещей. Например, люди часто задают такие вопросы: Опасно ли жить на этой территории? Какие реагенты используются?
Если мы установим экологические показатели нам легче будет договориться и рассказать москвичам, почему мы используем такие реагенты и стрижем траву до трех сантиметров, а не до 10, почему убираем осенью листву.
Москвичи должны стать партнерами власти. Например, по раздельному сбору отходов. Я знаю, что есть районы, где люди хотят это сделать. Мы должны это распространить на весь город, не обязуя никого, но давая такую возможность.