Город

Посетить музей Ломоносова может ученик любой школы. И даже получить там медаль

Руководитель музея Людмила Тимофеева на фоне стенда со старинными научными приборами. Их часто берут учителя физики, чтобы сравнить на уроках с современными аналогами.
Фото: "Вечерняя Москва"
Меньше чем через месяц исполнится 23 года музею имени Ломоносова при гимназии № 1530.

Этой весной он принимал участие в международной выставке «Интермузей». Тогда школьные коллекции впервые были представлены наравне с Эрмитажем, Музеями Кремля и другими государственными хранилищами.

— Самый интересный экспонат у нас, можно даже сказать, жемчужина, — это, конечно же, прижизненное издание «Российской грамматики» Ломоносова, датированное 1775 годом, — говорит руководитель музея Людмила Тимофеева. — Это первый учебник русского языка.

— Людмила Анатольевна, как же такое уникальное издание попало в ваш музей? — Это приобретение директора гимназии Евгении Викторовны Кузнецовой, которая нашла его в букинистическом магазине в 1990-е годы.

— Как используется школьный музей в учебном процессе? — Есть определенные темы, по которым именно в музее, как правило, в игровой форме, проходят уроки. Урок проводит учитель совместно со мной.

Например, темы обычных уроков часто сочетаются с заданиями в музее. Ребята могут полистать копию издания, каждый из учеников работает с фрагментом текста.

— Как ученики участвуют в создании атмосферы музея? — Сами экспонаты воссоздать детям вряд ли удастся, но они во многом взаимодействуют с предметами в музее.

Творческие работы висят прямо при входе в музей — мозаика в разных бумажных техниках с использованием бисера и других декоративных элементов.

В музее гимназии № 1530 проходят также уроки рисования — по периметру зала стоят мольберты. Мальчики обычно любят рисовать приборы, а девочки предпочитают делать зарисовки костюмов. Именно здесь ребята могут собрать магнитный пазл известных живописных произведений Ломоносова. Среди них и «Полтавская баталия», и другие.

— Помимо экскурсий и уроков в музее идет исследовательская работа, — продолжает рассказ Людмила Анатольевна. — На базе одного предмета пишется проектная работа. Особой популярностью в этой области пользуется коллекция физических приборов XIX–XX веков. Ребята описывают приборы и сравнивают их с современными аналогами, проводят опыты.

В музее Ломоносова представлено его генеалогическое древо, разнообразные издания, посвященные его биографии, пейзажи улиц, на которых он жил, а также макеты и коллекция минералов, пополняемая гимназистами.

Четыре раза в год музей выпускает газету «Вестникъ», где корреспонденты-школьники рассказывают о последних новостях из его жизни.

Именно в такой неформальной и, можно сказать, уютной обстановке легче усваивать знания о великом деятеле русской культуры Ломоносове.

— У нас обычно раз в год проводят экскурсию в школьном музее, — рассказывает гимназистка Диана Погосова. — Нам дают задание, которое мы выполняем при помощи экспонатов. В конце урока проводится обсуждение — все сверяют ответы.

— Особенно интересно разглядывать старинные вещи — платья XVIII века, монеты 1730-х годов — того периода, когда Ломоносов учился в Москве, — добавляют Аня Полохотник и Катя Круглова.

Кстати, музей работает не только для гимназистов, но и для школьников и студентов из других учебных заведений.

В нем ежегодно проводятся Ломоносовские чтения. Если в первых чтениях принимали участие всего 7 школьников, то этой весной на них собрались уже 700 детей из Москвы и других городов России.

Участникам и победителям вручают грамоты и специально разработанные ломоносовские медали.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER