Пятница 16 ноября, 05:11
Ясно -7°
Город

Итоги года: самые успешные и провальные фильмы

До «Легенды № 17» спортивные биографии считались убыточными.
До «Легенды № 17» спортивные биографии считались убыточными.
Фото: Вечерняя Москва
Кинопрокатный год отличается от календарного — здесь итоги подводят уже в начале декабря. Это понятно: предновогодье в кинотеатрах — горячая пора.

В это время за внимание аудитории борются сразу несколько новогодних релизов, и тут уж не до подсчета кассы предыдущих месяцев. Наш обозреватель вместе с киноэкспертами проанализировал, какие фильмы в уходящем году стали самыми прибыльными, а какие принесли создателям лишь убытки.

Успехи

В этом году таблица российских лидеров проката отличается от прошлых лет разнообразием жанров. Больше пяти лет в России внушительную кассу могли собрать разве что мультфильмы студии «Мельница», проекты, снятые компанией «Дирекция кино» и поддержанные рекламой Первого канала, и, конечно, комедии. В этом году фильмов, пытающихся рассмешить, хватает. В нашем «Топ-10» их целых пять. Но они не доминируют.

Первые две строчки рейтинга достались жанрам, прежде считавшимся безнадежно убыточными. Это военная драма («Сталинград») и духоподъемная спортивная биография («Легенда № 17»). «Сталинград» обогнал голливудские блокбастеры, что с российским фильмом в последний раз случалось в 2008 году. Тогда в прокате всех вынесла в одну калитку «Ирония судьбы. Продолжение» Бекмамбетова.

Впрочем, самый кассовый — отнюдь не означает самый прибыльный. Огромные сборы «Сталинграда» следует упоминать, не забывая о его бюджете. Он составил рекордные 30 миллионов долларов. Половину сборов оставляют себе кинотеатры. Так что по итогам нашего проката фильм Федора Бондарчука остался в минусе.

Понятно, что минус этот формальный: в бюджете картины есть невозвратные госденьги, а кроме того, за счет зарубежного проката и продажи телевизионных прав фильм сумеет стать прибыльным. Тем не менее самым успешным российским фильмом в 2013 году «Сталинград» не стал.

Триумфатор года среди игровых фильмов — комедия «Горько!». Фильм о радостях и ужасах традиционной русской свадьбы в провинции настолько полюбился зрителю, что его уже сейчас ставят в один ряд с «Особенностями национальной охоты». При этом бюджет ленты — 4 миллиона долларов, а чистой прибыли — около 9 миллионов.

Чуть больше (10–11 миллионов долларов) заработали создатели анимационных «Трех богатырей» — самой популярной мультипликационной франшизы страны. При бюджете 5–6 миллионов долларов «Богатыри» собрали 31,5 миллиона долларов.

Из всей десятки самых кассовых фильмов окупиться в прокате не удалось трем — «Метро», «Снежной королеве» и ремейку «Джентльменов удачи». Провалы первых двух не столь однозначны, но кассовая катастрофа «Джентльменов» требует осмысления.

Провалы

До завершившегося кинопрокатного года два факта считались неоспоримыми. Первый: любой фильм Тимура Бекмамбетова, вышедший в прокат под Новый год, тут же становится хитом. Второй: ремейки советской киноклассики — крайне доходны. Эти факты возникли не на пустом месте.

Череда «Елок» закрепила за Бекмамбетовым репутацию специалиста по новогодним картинам. Та же «Ирония-2» и фильм Сарика Андреасяна «Служебный роман. Наше время», показавшие хорошие результаты, намекали, что какого бы качества ни был ремейк, на него все равно выстроятся очереди. Именно поэтому переделка «Джентльменов» казалась делом беспроигрышным.

При бюджете 9 миллионов долларов студия ожидала собрать 22–25 миллионов. Однако кино шло в полупустых залах.

В результате убыток — более 5 миллионов.

Впрочем, этот провал не смог пошатнуть «новогоднюю» репутацию Бекмамбетова, чьи «Елки-3» наверняка станут одним из самых прибыльных фильмов.

А вот к переделкам советского наследия у киношников отношение более осторожное. По каким-то причинам легли на полку две новые версии «Кавказской пленницы». Переформатирован в телепроект ремейк «Ивана Васильевича» с Максимом Галкиным в главной роли.

Продюсеры, очевидно, выжидают, когда шлейф плохой репутации, тянущийся за ремейком, сойдет на нет. Но сойдет ли он при откровенно халтурном подходе к съемкам переделок — вопрос риторический.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Ларионов, киноаналитик:

— Главным итогом кинопрокатного года можно смело называть реабилитацию российского кино. Все фильмы-события, на которые возлагались высокие кассовые ожидания либо оправдали их, либо даже превзошли эти ожидания. На этом фоне я бы особенно выделил сборы фильма «Метро». Если «Сталинград» и «Лешенда №17» - фильмы, которые поддерживал телевизионный холдинг ВГТРК, а к производству «Горько!» на раннем этапе подключилась компания Bazelevs Тимура Бекмамбетова, то картина Антона Мегердичева с некоторыми оговорками можно назвать единственным независимым проектом в списке лидеров проката.

Но с точки зрения индустрии наиболее значим успех «Легенды №17». Почему именно фильм Николая Лебедева, а не Федора Бондарчука? «Легенда» вышла на полгода раньше «Сталинграда», и ей было сложнее. Да, она выходила после того же «Метро», но ее касса превысила кассу «Метро» более чем в два раза. У «Легенды» более сложный жанр – спортивное кино у нас не смотрели никогда. У этой картины не было медийного режиссера-звезды. То есть в случае с фильмом о Валерии Харламове присутствовал целый ряд факторов, которые не подразумевали успеха. Если о «Сталинграде» все задолго до его выхода в прокат писали как о потенциальном хите, то с «Легендой» ситуация была противоположная.

Если говорить об абсолютных величинах, то сборы российского кино выросли на 40 миллионов долларов. Однако мы видим, что этот прирост не дал существенного увеличения доли отечественного кино. Объяснение на поверхности – сборы российских «блокбастеров» росли одновременно со сборами крупных голливудских фильмов. И ключевое слово здесь – «крупных». Потому что еще один итог закончившегося киногода не столь радостный. За прошедшие 12 месяцев выросли сборы лишь у дорогостоящих фильмов. Релизы среднего потенциала стали собирать еще хуже, чем раньше. Это все привело к тому, что рынок независимого зарубежного кино у нас сильно просел. С рынка вынуждены были фактически уйти сразу несколько дистрибьютеров, которые специализировались на прокате подобных картин. Это связано со зрителем, который стал более придирчив в выборе фильмов – быть может, это изменение с ним произошло из-за постоянного роста цены билета. Посетитель кинотеатра в 2013 году преимущественно был готов заплатить за блокбастер, оставив более скромные картины для домашнего просмотра. Интересно, кстати, что именно из-за этого блокбастеры в нашем прокате стали проявлять невиданную выживаемость. Если раньше жизнь даже самого крупного зарубежного фильма в российском кинотеатре насчитывала две-три недели, то сегодня не редкость, когда такой блокбастер продолжает хорошо собирать и на пятой неделе проката.

Из позитивных моментов, произошедших с отечественной киноиндустрией, следует выделить изменение системы финансирования проектов Фондом кино. Раньше Фонд, напомню, делил деньги между студиями-лидерами, а те в свою очередь сами решали, что с этими деньгами делать. Сейчас бюджетные средства выделяются под конкретные проекты. Это увеличивает конкуренцию между производителями фильмов – больше нет гарантированных денег, на которые можно снять не прошедший бизнес-экспертизу (а, значит, менее защищенный от провала) фильм.

КСТАТИ

По опросу портала www.megacritic.ru кинозрители назвали лучшими лентами «Гонку» и «Карты, деньги, два ствола».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Реальное кино

Колонка Александра Нечаева:

Вышедший в прокат фильм "Курьер из "Рая" всей своей рекламной кампанией отчаянно пытался настроить нормального зрителя против себя - начиная с невнятного трейлера и заканчивая именами создателей. Однако она, к удивлению, сообщает о нашей жизни больше, чем большинство "реалистических" фильмов, снятых в нашей стране за последние несколько лет.
Режиссер Михаил Хлебородов до "Курьера" успел снять "Параграф 78" - убийственную ерунду с многомиллионным бюджетом.

Первые десять минут "Курьера из "Рая" лишь добавляют скепсиса - смотреть их, мягко говоря, невозможно. Практикующий клипмейкер Хлебородов здесь по старой привычке рубит кадр и смысл в мелкую лапшу со сноровкой бывалого маньяка. А вот затем начинается очень талантливая история. (читайте далее...)

До «Легенды № 17» спортивные биографии считались убыточными.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER