Пятница 19 апреля, 23:04
Туманно + 5°
Город

Требуются менеджеры с государственным менталитетом

Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.
Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.
Фото: Вечерняя Москва
Сотрясающие мир политические и экономические кризисы нередко являются следствием ошибок в управлении процессами. Подготовка, отбор и расстановка кадров — это один из серьезнейших вызовов современности.

Проблемы управления были и остаются одними из важнейших в государстве. Как они решаются в Москве, где работа с кадрами сегодня поставлена во главу угла деятельности мэра и городской администрации?

При подборке новых государственных служащих в правительстве столицы создана система независимой квалификационной оценки, которая рассматривает каждого кандидата с точки зрения профессионализма и мотивации работы во власти. Подготовка управленцев для Москвы начинается со студенческой скамьи.

О современных требованиях к госслужащим рассказывает ректор Московского городского университета управления правительства Москвы Андрей Марголин.

Отказаться от психологии временщика

Основной проблемой в России традиционно считается — «страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Виноват же у нас всегда и во всем чиновник. Андрей Маркович, есть ли у вас слова в защиту этого сословия?

— Из двух классических русских вопросов — «Кто виноват?» и «Что делать?» — мне ближе второй. Если бы каждый на своем месте делал то, что должен, а не искал виновных, как бы мы хорошо стали жить!..

Есть очень точное определение Николая Бердяева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

У государства есть своя администрация, чиновничий аппарат. От того, как он работает, зависит отношение населения к власти. Можно поставить самые благородные цели, принять великолепные законы, но если они будут воплощаться в жизнь неумело или драконовскими методами, толку не будет никакого.

Чиновник государству необходим. Вопрос в другом: каким он должен быть?

Какие управленческие проблемы наиболее серьезны сегодня в России?

— Есть три принципиальных момента. Во-первых, психология временщика. Если человек не может просчитать даже свою среднесрочную перспективу, он будет рассматривать свое место как источник благосостояния на то короткое время, пока занимает должность. Почему человечество постоянно вползает в кризисы? В том числе и потому, что выстроена система краткосрочной мотивации топ-менеджеров крупнейших мировых компаний исходя из бонусов, зависящих от текущих котировок акций.

Если контракт этого топ-менеджера рассчитан на два года, то его высокой квалификации вполне достаточно, чтобы максимизировать свой бонус в течение этого срока. Но что за его пределами — здесь уже по принципу «после нас хоть потоп». А это дорога к кризису, движение по которой — прямое следствие психологии временщика.

Она приводит и ко второй беде: тотальному недоверию.

Доверие — очень экономическая категория. За его отсутствие платят коррупцией, отказом от капиталоемких проектов, инфляцией. Так, если бизнесмен — производитель, торговец не доверяет государству и не понимает, что оно будет делать, то у него нет иного способа застраховаться от непредсказуемых последствий государственного регулирования, кроме как повышать цены. Дефицит доверия в треугольнике «государство — бизнес — гражданское общество» не создает позитивных предпосылок для развития.

И, наконец, третий момент: глубокая дифференциация в доходах. Когда у нас соотношение доходов 10 процентов самых богатых к доходам 10 процентов самых бедных граждан чрезмерно велико и не снижается даже в период экономического роста, это означает, что механизмы перераспределения работают сильнее механизмов роста. Соответственно, необходимы современные, хорошо оплачиваемые рабочие места в перспективных секторах экономики, предлагающих потребителю товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Наш университет старается готовить менеджеров с государственным менталитетом, глубоко понимающих эти проблемы и способных их решать.

Не все законы Паркинсона действуют в Москве

Кто сегодня идет учиться на управленца, велик ли конкурс?

— Как показывают опросы, общественное мнение таково: сейчас для нашей молодежи наиболее привлекательны государственная служба и работа в госкорпорациях. Несмотря на то что мы учим госслужащих, подобная статистика меня удручает. Время учебы в вузах — время романтики.

В эти годы молодые люди пытаются создать свои бизнесы, стать новыми Стивами Джобсами. Если этой мотивации нет, вырастают простые исполнители… Конкурс на госслужбу действительно велик. Но главное — не число желающих поступить, а их мотивация. Одно дело, когда человек идет, чтобы занять теплое место и ничего не делать, другое — реализовать амбициозные планы, сделать карьеру.

— Низовые должности на госслужбе — ведущий и главный специалист — «громко» звучат, но предлагают человеку много черновой, нудной работы и при этом низкооплачиваемой. Об этом ваши абитуриенты знают?

— Это не совсем так. Вернее, совсем не так. В правительстве Москвы разработана прогрессивная система мотивации труда госслужащих. Руководителю дается определенный фонд заработной платы и ставятся задачи, которые он должен выполнить. Начальник сам решает, сколько исполнителей ему необходимо: десять или три. Если подразделение выполняет функции минимальным числом сотрудников, то денежное вознаграждение каждого из них достаточно весомое.

Это разумно. Но разве чиновников стало меньше?

— Известный закон Паркинсона: любое сокращение аппарата ведет к его увеличению. Но, к счастью, в столице России он перестал действовать.

Заместитель мэра Москвы Анастасия Владимировна Ракова приводила цифры: численность чиновников городских структур уменьшена на 18 процентов. Аппарат правительства мегаполиса стал более компактным.

Теории учат практики

Госслужащий XXI века: широкий кругозор или профильный специалист?

— Мне сразу вспоминается «Женитьба Фигаро»: «Здесь не стоял разъединительный союз «или», здесь был соединительный союз «и». Узкопрофильный специалист — для современной госслужбы этого мало. Особенно для руководящего звена. Для управленца, строящего карьеру по нарастающей, важны междисциплинарные знания. Без кругозора, без понимания смежных сфер и логики их взаимодействий грамотные управленческие решения сегодня принять невозможно. Но и конкретную область деятельности надо изучать досконально.

Как вы решаете эту проблему совмещения?

— Например, мы открыли в нашем университете магистратуру по профилю «Стратегическое управление мегаполисом». С самого начала и до конца она выстроена по проектному принципу. Студенты разбиваются на группы, в которых у каждого своя специализация: «руководитель», «финансист», «юрист», «кадровик»… В результате за два года они «докручивают» проект до логического завершения, при этом у всех обучающихся, помимо знаний конкретных функций по специализации, появляется понимание принципов совместимости функциональной и общей стратегий.

Есть ли у подобных проектов практическая ценность?

— У нас вообще практикоориентированный университет.

Учим тому, что реально необходимо сегодня. Создан Центр тренинговых программ, на работу в МГУУ пришли люди, имеющие огромный опыт в бизнесе. Например, завкафедрой госслужбы и управления персоналом — бывший директор по персоналу компании «Мегафон», проректор по повышению квалификации — в прошлом топ-менеджер ООО «СК «ВТБ-Страхование».

А действующие городские чиновники у вас опытом со студентами делятся?

— Конечно. Частые гости в университете — руководитель Управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Борисовна Александрова и ее заместитель Василий Юрьевич Фивейский. Кафедрой городского хозяйства у нас заведует глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Владимирович Цыбин, кафедру управления государственными и муниципальными заказами возглавляет руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Валентинович Дегтев… Мы добиваемся единства теории и практики различными способами, и это у нас получается.

Есть ли городской госзаказ на подготовку чиновников?

— Да, мы имеем государственное задание на повышение квалификации чиновников по различным приоритетным направлениям развития столичного мегаполиса. Есть и специальный заказ по образовательным программам в области информационных технологий, поскольку это теперь включено в квалификационные требования к госслужащим. Для этого правительством Москвы принято решение о создании на базе университета управления технологического обучения современным информационным технологиям.

В целом программы краткосрочного повышения квалификации государственных служащих — ключевое направление нашей деятельности. В этом году повысят квалификацию в МГУУ правительства Москвы около 12 тысяч госслужащих Москвы и сотрудников подведомственных правительству столицы бюджетных организаций.

Главный стандарт управления — этический

Салтыков-Щедрин писал: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою». Занимаются ли в МГУУ психологической подготовкой будущих и нынешних управленцев, их воспитанием?

— Одна из самых востребованных наших программ сегодня — программа антикоррупционной направленности.

Читает лекции профессор Александр Игоревич Землин, которого часто приглашают провести курс и федералы, и регионалы — у него высочайший рейтинг. Естественно, в качестве преподавателей выступают и эксперты-практики, например из прокуратуры.

Плюс мы проводим психологические тренинги. Но, возвращаясь к сказанному в начале беседы, все усилия окажутся бесполезными, если у чиновника будет психология временщика. Человек должен знать, что он защищен, что он востребован, тогда у него будет мотивация не обворовывать страну, а служить ей.

Еще одна цитата из Салтыкова-Щедрина: «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Кажется, путают и сегодня…

— Я вам отвечу тоже цитатой. По этому поводу хорошо сказал Уинстон Черчилль: «Политик думает о следующих выборах, а государственный деятель — о следующих поколениях».

Мы своей целью, конечно, видим воспитание государственных деятелей. Но можно прослушать множество прекрасных лекций, а попасть работать в среду, где условия диаметрально противоположны.

Если насаждается атмосфера чинопочитания, если шефу нельзя возразить, если невозможно обсудить проблему по существу, то учи не учи… Очень многое зависит от конкретных руководителей.

В атмосфере страха ничего создать невозможно. Подчиненный не должен бояться! Если люди не имеют права на ошибку, то они станут тупо выполнять распоряжения начальника. И именно он будет виноват во всех ошибках команды. Но тогда ему грош цена как управленцу: это он набрал себе таких людей, это он установил правила такой работы.

Какие стандарты управления можно взять за образец?

— Многое уже придумано в Канаде, в США, в Европе, где разработан перечень компетенций государственного служащего. Похожие подходы применяются и у нас.

Если разбить компетенции на блоки, то первый блок — это профессиональная этика. Ничего сверхоригинального: не хами, не бери… В общем, библейские заповеди, переложенные на специфику чиновничьей службы. Другие блоки сформированы с учетом особенностей госслужбы: стратегическое мышление, организация контактов, навыки управления, включая работу в команде, а также управление ресурсами: деньгами, временем, инфраструктурой и т.д.

Этика на первом месте.

— Да. И это очень важно. Поэтому и мы учим управленцев работать по-новому. Ведь отсутствие у госслужащих необходимых этических и управленческих навыков может отрицательно сказаться и на авторитете правительства Москвы, и на государственной власти в России в целом.

МГУУ правительства Москвы

Учредитель МГУУ — правительство Москвы. Университет готовит профессионалов в управлении организацией, городом, страной; юристов, экономистов, специалистов международных отношений, государственных и муниципальных менеджеров.

На базе МГУУ проходят программы повышения квалификации, тренинги и мастер-классы для госслужащих. Передовые кадровые и обучающие технологии университета разработаны совместно с Управлением государственной службы и кадров правительства Москвы. Все специальности и направления МГУУ сегодня востребованы системой управления столичного мегаполиса.

■ Оригинальный тренд в образовательной деятельности МГУУ — новая форма повышения квалификации преподавателей. Профессорско-преподавательский состав направляется на стажировку в Управление государственной службы и кадров правительства Москвы, Департамент ЖКХ и благоустройства, Департамент города Москвы по конкурентной политике и другие органы исполнительной власти столицы. Полученные педагогами актуальные знания становятся доступными слушателям программ дополнительного профессионального образования, студентам программ бакалавриата и магистратуры.

■ При поступлении на госслужбу в структуры мэрии Москвы или переназначении на должность все столичные чиновники теперь проходят обязательную оценку профессиональных и личных качеств в Центре кадровой диагностики и развития персонала при МГУУ. Оценочные процедуры в центре уже прошли более 3,5 тысячи чиновников.

СКАЗАНО

■ Мечтающий стать чиновником подобен мыши, ставший чиновником подобен тигру. Китайская пословица

■ Чувство собственной значимости чиновника обратно пропорционально значимости страны. О. Хаксли

■ Чиновники — чудесный пример размножения людей неполовым путем. У. Ноак

■ Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний. Д. Свифт

■ Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. Ф. Кафка

СПРАВКА

Андрей Маркович Марголин — ректор МГУУ правительства Москвы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Феде рации. Родился 14 ноября 1957 года.

В 1979 году с отли чием окончил Московский гидромелиоративный институт по специальности инженер-экономист. В 1987 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. С сентября 1993 года, после защиты диссертации доктора экономических наук, работал в Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) в должностях доцента, профессора, заместителя заведующего кафедрой. С ноября 2004 года занимал должность проректора РАГС, возглавлял Международный институт государственной службы и управления. Опубликовал более 100 научных работ.

Подготовил более 30 докторов и кандидатов экономических наук. В качестве эксперта неоднократно принимал участие в государственной экспертизе федеральных целевых программ. Неоднократно стажировался за рубежом.

АВТОР МАТЕРИАЛА

Александр Хохлов, специальный корреспондент с уважением относится к труду чиновников, потому что они слуги народа.

Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER