Среда 14 ноября, 10:11
Ясно -3°
Город

Требуются менеджеры с государственным менталитетом

Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.
Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.
Фото: Вечерняя Москва
Сотрясающие мир политические и экономические кризисы нередко являются следствием ошибок в управлении процессами. Подготовка, отбор и расстановка кадров — это один из серьезнейших вызовов современности.

Проблемы управления были и остаются одними из важнейших в государстве. Как они решаются в Москве, где работа с кадрами сегодня поставлена во главу угла деятельности мэра и городской администрации?

При подборке новых государственных служащих в правительстве столицы создана система независимой квалификационной оценки, которая рассматривает каждого кандидата с точки зрения профессионализма и мотивации работы во власти. Подготовка управленцев для Москвы начинается со студенческой скамьи.

О современных требованиях к госслужащим рассказывает ректор Московского городского университета управления правительства Москвы Андрей Марголин.

Отказаться от психологии временщика

Основной проблемой в России традиционно считается — «страна наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Виноват же у нас всегда и во всем чиновник. Андрей Маркович, есть ли у вас слова в защиту этого сословия?

— Из двух классических русских вопросов — «Кто виноват?» и «Что делать?» — мне ближе второй. Если бы каждый на своем месте делал то, что должен, а не искал виновных, как бы мы хорошо стали жить!..

Есть очень точное определение Николая Бердяева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

У государства есть своя администрация, чиновничий аппарат. От того, как он работает, зависит отношение населения к власти. Можно поставить самые благородные цели, принять великолепные законы, но если они будут воплощаться в жизнь неумело или драконовскими методами, толку не будет никакого.

Чиновник государству необходим. Вопрос в другом: каким он должен быть?

Какие управленческие проблемы наиболее серьезны сегодня в России?

— Есть три принципиальных момента. Во-первых, психология временщика. Если человек не может просчитать даже свою среднесрочную перспективу, он будет рассматривать свое место как источник благосостояния на то короткое время, пока занимает должность. Почему человечество постоянно вползает в кризисы? В том числе и потому, что выстроена система краткосрочной мотивации топ-менеджеров крупнейших мировых компаний исходя из бонусов, зависящих от текущих котировок акций.

Если контракт этого топ-менеджера рассчитан на два года, то его высокой квалификации вполне достаточно, чтобы максимизировать свой бонус в течение этого срока. Но что за его пределами — здесь уже по принципу «после нас хоть потоп». А это дорога к кризису, движение по которой — прямое следствие психологии временщика.

Она приводит и ко второй беде: тотальному недоверию.

Доверие — очень экономическая категория. За его отсутствие платят коррупцией, отказом от капиталоемких проектов, инфляцией. Так, если бизнесмен — производитель, торговец не доверяет государству и не понимает, что оно будет делать, то у него нет иного способа застраховаться от непредсказуемых последствий государственного регулирования, кроме как повышать цены. Дефицит доверия в треугольнике «государство — бизнес — гражданское общество» не создает позитивных предпосылок для развития.

И, наконец, третий момент: глубокая дифференциация в доходах. Когда у нас соотношение доходов 10 процентов самых богатых к доходам 10 процентов самых бедных граждан чрезмерно велико и не снижается даже в период экономического роста, это означает, что механизмы перераспределения работают сильнее механизмов роста. Соответственно, необходимы современные, хорошо оплачиваемые рабочие места в перспективных секторах экономики, предлагающих потребителю товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Наш университет старается готовить менеджеров с государственным менталитетом, глубоко понимающих эти проблемы и способных их решать.

Не все законы Паркинсона действуют в Москве

Кто сегодня идет учиться на управленца, велик ли конкурс?

— Как показывают опросы, общественное мнение таково: сейчас для нашей молодежи наиболее привлекательны государственная служба и работа в госкорпорациях. Несмотря на то что мы учим госслужащих, подобная статистика меня удручает. Время учебы в вузах — время романтики.

В эти годы молодые люди пытаются создать свои бизнесы, стать новыми Стивами Джобсами. Если этой мотивации нет, вырастают простые исполнители… Конкурс на госслужбу действительно велик. Но главное — не число желающих поступить, а их мотивация. Одно дело, когда человек идет, чтобы занять теплое место и ничего не делать, другое — реализовать амбициозные планы, сделать карьеру.

— Низовые должности на госслужбе — ведущий и главный специалист — «громко» звучат, но предлагают человеку много черновой, нудной работы и при этом низкооплачиваемой. Об этом ваши абитуриенты знают?

— Это не совсем так. Вернее, совсем не так. В правительстве Москвы разработана прогрессивная система мотивации труда госслужащих. Руководителю дается определенный фонд заработной платы и ставятся задачи, которые он должен выполнить. Начальник сам решает, сколько исполнителей ему необходимо: десять или три. Если подразделение выполняет функции минимальным числом сотрудников, то денежное вознаграждение каждого из них достаточно весомое.

Это разумно. Но разве чиновников стало меньше?

— Известный закон Паркинсона: любое сокращение аппарата ведет к его увеличению. Но, к счастью, в столице России он перестал действовать.

Заместитель мэра Москвы Анастасия Владимировна Ракова приводила цифры: численность чиновников городских структур уменьшена на 18 процентов. Аппарат правительства мегаполиса стал более компактным.

Теории учат практики

Госслужащий XXI века: широкий кругозор или профильный специалист?

— Мне сразу вспоминается «Женитьба Фигаро»: «Здесь не стоял разъединительный союз «или», здесь был соединительный союз «и». Узкопрофильный специалист — для современной госслужбы этого мало. Особенно для руководящего звена. Для управленца, строящего карьеру по нарастающей, важны междисциплинарные знания. Без кругозора, без понимания смежных сфер и логики их взаимодействий грамотные управленческие решения сегодня принять невозможно. Но и конкретную область деятельности надо изучать досконально.

Как вы решаете эту проблему совмещения?

— Например, мы открыли в нашем университете магистратуру по профилю «Стратегическое управление мегаполисом». С самого начала и до конца она выстроена по проектному принципу. Студенты разбиваются на группы, в которых у каждого своя специализация: «руководитель», «финансист», «юрист», «кадровик»… В результате за два года они «докручивают» проект до логического завершения, при этом у всех обучающихся, помимо знаний конкретных функций по специализации, появляется понимание принципов совместимости функциональной и общей стратегий.

Есть ли у подобных проектов практическая ценность?

— У нас вообще практикоориентированный университет.

Учим тому, что реально необходимо сегодня. Создан Центр тренинговых программ, на работу в МГУУ пришли люди, имеющие огромный опыт в бизнесе. Например, завкафедрой госслужбы и управления персоналом — бывший директор по персоналу компании «Мегафон», проректор по повышению квалификации — в прошлом топ-менеджер ООО «СК «ВТБ-Страхование».

А действующие городские чиновники у вас опытом со студентами делятся?

— Конечно. Частые гости в университете — руководитель Управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Борисовна Александрова и ее заместитель Василий Юрьевич Фивейский. Кафедрой городского хозяйства у нас заведует глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Владимирович Цыбин, кафедру управления государственными и муниципальными заказами возглавляет руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Валентинович Дегтев… Мы добиваемся единства теории и практики различными способами, и это у нас получается.

Есть ли городской госзаказ на подготовку чиновников?

— Да, мы имеем государственное задание на повышение квалификации чиновников по различным приоритетным направлениям развития столичного мегаполиса. Есть и специальный заказ по образовательным программам в области информационных технологий, поскольку это теперь включено в квалификационные требования к госслужащим. Для этого правительством Москвы принято решение о создании на базе университета управления технологического обучения современным информационным технологиям.

В целом программы краткосрочного повышения квалификации государственных служащих — ключевое направление нашей деятельности. В этом году повысят квалификацию в МГУУ правительства Москвы около 12 тысяч госслужащих Москвы и сотрудников подведомственных правительству столицы бюджетных организаций.

Главный стандарт управления — этический

Салтыков-Щедрин писал: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою». Занимаются ли в МГУУ психологической подготовкой будущих и нынешних управленцев, их воспитанием?

— Одна из самых востребованных наших программ сегодня — программа антикоррупционной направленности.

Читает лекции профессор Александр Игоревич Землин, которого часто приглашают провести курс и федералы, и регионалы — у него высочайший рейтинг. Естественно, в качестве преподавателей выступают и эксперты-практики, например из прокуратуры.

Плюс мы проводим психологические тренинги. Но, возвращаясь к сказанному в начале беседы, все усилия окажутся бесполезными, если у чиновника будет психология временщика. Человек должен знать, что он защищен, что он востребован, тогда у него будет мотивация не обворовывать страну, а служить ей.

Еще одна цитата из Салтыкова-Щедрина: «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Кажется, путают и сегодня…

— Я вам отвечу тоже цитатой. По этому поводу хорошо сказал Уинстон Черчилль: «Политик думает о следующих выборах, а государственный деятель — о следующих поколениях».

Мы своей целью, конечно, видим воспитание государственных деятелей. Но можно прослушать множество прекрасных лекций, а попасть работать в среду, где условия диаметрально противоположны.

Если насаждается атмосфера чинопочитания, если шефу нельзя возразить, если невозможно обсудить проблему по существу, то учи не учи… Очень многое зависит от конкретных руководителей.

В атмосфере страха ничего создать невозможно. Подчиненный не должен бояться! Если люди не имеют права на ошибку, то они станут тупо выполнять распоряжения начальника. И именно он будет виноват во всех ошибках команды. Но тогда ему грош цена как управленцу: это он набрал себе таких людей, это он установил правила такой работы.

Какие стандарты управления можно взять за образец?

— Многое уже придумано в Канаде, в США, в Европе, где разработан перечень компетенций государственного служащего. Похожие подходы применяются и у нас.

Если разбить компетенции на блоки, то первый блок — это профессиональная этика. Ничего сверхоригинального: не хами, не бери… В общем, библейские заповеди, переложенные на специфику чиновничьей службы. Другие блоки сформированы с учетом особенностей госслужбы: стратегическое мышление, организация контактов, навыки управления, включая работу в команде, а также управление ресурсами: деньгами, временем, инфраструктурой и т.д.

Этика на первом месте.

— Да. И это очень важно. Поэтому и мы учим управленцев работать по-новому. Ведь отсутствие у госслужащих необходимых этических и управленческих навыков может отрицательно сказаться и на авторитете правительства Москвы, и на государственной власти в России в целом.

МГУУ правительства Москвы

Учредитель МГУУ — правительство Москвы. Университет готовит профессионалов в управлении организацией, городом, страной; юристов, экономистов, специалистов международных отношений, государственных и муниципальных менеджеров.

На базе МГУУ проходят программы повышения квалификации, тренинги и мастер-классы для госслужащих. Передовые кадровые и обучающие технологии университета разработаны совместно с Управлением государственной службы и кадров правительства Москвы. Все специальности и направления МГУУ сегодня востребованы системой управления столичного мегаполиса.

■ Оригинальный тренд в образовательной деятельности МГУУ — новая форма повышения квалификации преподавателей. Профессорско-преподавательский состав направляется на стажировку в Управление государственной службы и кадров правительства Москвы, Департамент ЖКХ и благоустройства, Департамент города Москвы по конкурентной политике и другие органы исполнительной власти столицы. Полученные педагогами актуальные знания становятся доступными слушателям программ дополнительного профессионального образования, студентам программ бакалавриата и магистратуры.

■ При поступлении на госслужбу в структуры мэрии Москвы или переназначении на должность все столичные чиновники теперь проходят обязательную оценку профессиональных и личных качеств в Центре кадровой диагностики и развития персонала при МГУУ. Оценочные процедуры в центре уже прошли более 3,5 тысячи чиновников.

СКАЗАНО

■ Мечтающий стать чиновником подобен мыши, ставший чиновником подобен тигру. Китайская пословица

■ Чувство собственной значимости чиновника обратно пропорционально значимости страны. О. Хаксли

■ Чиновники — чудесный пример размножения людей неполовым путем. У. Ноак

■ Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний. Д. Свифт

■ Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. Ф. Кафка

СПРАВКА

Андрей Маркович Марголин — ректор МГУУ правительства Москвы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Феде рации. Родился 14 ноября 1957 года.

В 1979 году с отли чием окончил Московский гидромелиоративный институт по специальности инженер-экономист. В 1987 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. С сентября 1993 года, после защиты диссертации доктора экономических наук, работал в Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) в должностях доцента, профессора, заместителя заведующего кафедрой. С ноября 2004 года занимал должность проректора РАГС, возглавлял Международный институт государственной службы и управления. Опубликовал более 100 научных работ.

Подготовил более 30 докторов и кандидатов экономических наук. В качестве эксперта неоднократно принимал участие в государственной экспертизе федеральных целевых программ. Неоднократно стажировался за рубежом.

АВТОР МАТЕРИАЛА

Александр Хохлов, специальный корреспондент с уважением относится к труду чиновников, потому что они слуги народа.

Подготовка квалифицированных управленческих кадров для Москвы начинается со студенческой скамьи.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER