Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Кирилл Кабанов: "Тупым закручиванием гаек мы добьемся только повторения трагедии"

Сюжет: 

Взрыв троллейбуса в Волгограде
Происшествия
Кирилл Кабанов: «Тупым закручиванием гаек мы добьемся только повторения трагедии»
Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Два теракта с жертвами произошли в Волгограде за последние сутки; учитывая взрыв автобуса в октябре этого года, за последние месяцы волжский город уже трижды становился мишенью террористов. Власти предпринимают усилия, чтобы вернуть Волгоград к мирной жизни, но пока в городе царит беспокойство. Общее число погибших в декабрьских терактах превысило 30 человек, десятки находятся в больницах Волгограда и Москвы.

О том, почему на исходе 2013 года сложилась такая трагическая ситуация и какие выводы можно из нее сделать, в интервью "ВМ" рассуждает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

- Какие выводы можно сделать из серии волгоградских взрывов?

- За последние годы терроризм сильно изменился. Мы осознали это еще в 2011 году, после теракта в аэропорту «Домодедово», и подготовили доклад президенту – среди его авторов бывшие сотрудники групп «Альфа», «Вымпел» и других спецподразделений. В нем фиксировалось: тип терроризма и портрет террориста заметно изменился с начала 2000-х годов.

- Каков же современный портрет террориста?

- Они бывают разные. Есть верхушка террористического подполья: для нее взрывы и трагедии – прежде всего бизнес, она подчас тесно связана с местными коррумпированными чиновниками. Цель терактов для них – получить больше денег. В том числе через разные схемы террористы могут иметь доступ к средствам из федерального бюджета, это, увы, факт.

Если вы сравните теракты десятилетней давности (Дубровка, Беслан, взрывы домов в Москве) и нынешние – то нетрудно заметить, что раньше теракты готовились как боевые операции. А сейчас типичный террорист – это смертник, движимый, в первую очередь, личностной мотивацией – месть, страх – и лишь потом религиозными чувствами.

- Речь о ваххабитской пропаганде?

- Чаще всего даже не ваххабитской, а так называемой салафитской. Теологические споры салафитов с традиционным исламом (прежде всего, в Дагестане) – тот вопрос, которым давно нужно было заниматься, и заниматься прицельно. Если бы удалось перевести эту историю в чисто теологическую плоскость, это потребовало бы куда меньше средств, чем контртеррористические операции.

В целом, можно предположить, что помимо салафитского подполья, в подобных историях заинтересован ряд вполне конкретных людей, для которых повышение уровня опасности – это усиление их личных позиций. В отсутствие персональной ответственности должностных лиц за такие трагедии – смертники становятся слишком удобным «оружием». Ведь поймать смертника невозможно, если он уже вышел на «дело» с бомбой. Вопрос уже только в числе жертв…

- Если верно, что коррумпированные чиновники иногда потворствуют террористам, то какие у государства в целом есть рычаги влияния, чтобы изменить ситуацию?

- Да, у государства даже в такой ситуации есть рычаги влияния – была бы политическая воля. Я предлагаю ориентироваться на послевоенный опыт СССР – как бы ни расценивать события 1946-48 годов в Прибалтике и Западной Украине, борьба с «лесными братьями» во многом похожа на нынешние проблемы Кавказа. Истории о зверствах советской армии и милиции – скорее миф, а правда заключается в том, что была максимально задействована пропаганда и экономические рычаги, чтобы исключить уход людей с хуторов в лес и мотивировать их возвращение из леса.

Конкретно это выглядело так: людям на хуторах давали скот, разрешали нормальное хозяйствование – но только с тем условием, что ни они, ни их родственники не уходят в лес, а также не оказывают помощь подпольщикам. Те, кто оказывался после этого связан с подпольем, лишались этого имущества и несли уже уголовную ответственность. Идея простая: нужен не только кнут, но и пряник.

- А какая здесь есть аналогия с Кавказом?

- Прямая. Известно, что одна из причин нынешней страшной ситуации в Дагестане – там ведь почти еженедельно случаются теракты – это огромное количество нарушений правоохранительных органов (в основном при прежней администрации республики). Не зря же там недавно почти полностью заменили отдел «Э»: были пытки, похищения, жуткая коррупция. Мы знаем, что часть так называемых «флэшек» - присылаемых из леса вымогательских видеообращений к предпринимателям от имени боевиков – инициирована не бандитами, а теми, кто по должности обязан от них защищать. Пусть недавно и прошла чистка органов, но подозрения пока остаются. Ведь – обратили внимание? – террористов в последнее время никогда не берут живьем. Хотя от них можно было бы получить ценную информацию. Зачем же такая жестокость? Может быть, кто-то просто не хочет, чтобы арестованные террористы заговорили?

Именно ради того, чтобы разобраться с этой ситуацией, недавно был назначен новый глава республики. Его задача – именно договориться со всеми, прекратить ситуацию, когда Дагестан стал практически «монополистом» на теракты и боевиков на фоне других кавказских республик. Это процесс, требующий времени – ведь завязывался этот узел тоже много лет.

- Какие конкретные шаги надо предпринять?

- Главное – начать активный переговорный процесс. Принцип простой: крысу нельзя загонять в угол, она бросится. Не надо давать людям повод надевать пояса шахидов; работа с людьми это основное, что надо делать; а тупым закручиванием гаек мы добьемся только повторения таких трагедий, как в Волгограде. Людей надо отрабатывать – не в смысле, разумеется, бить и пытать, а в том смысле, что обратить внимание на тех, у кого были, скажем, незаконно похищены родственники. Ведь были такие факты, и немало, об этом знают все специалисты, и имена известны. Нужно обратить на этих людей внимание, предложить им выход из положения. Но – боимся обсуждать эту тему, считаем ее закрытой.

Еще одна правильная вещь, которую уже начали делать – это чистка банковской системы от «отмывающих контор». Максимальное обеление финансовых потоков. Ведь есть прямая связь между огромным потоком наличных в том же Дагестане и террористическим подпольем. Но повторю еще раз: сначала дать людям возможность конструктивного выхода из кризиса, и только затем – к упорствующим – применять жесткие методы. Иначе толку не будет.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный:

- Известно, что террористы во всем мире преследуют определенные цели. Прежде всего - запугать народ и внести атмосферу хаоса в жизнь. В России это сделать невозможно. Как это не раз бывало, перед лицом опасности наш многонациональный народ умеет сплотиться. На законодательном уровне мы предпримем меры, чтобы минимизировать террористическую опасность. В том числе сделаем акцент на сыск, поднимем оперативную составляющую в работе силовых структур. Вернемся к закону «О частной детективной деятельности». Нужно использовать профессионалов из силовых структур, которые вышли на пенсию и могут принести пользу. Для них необходимо создать институт при существующих силовых ведомствах, как это действует в некоторых зарубежных странах. Кроме того, надо принять закон об участии граждан в охране общественного порядка и вернуть подразделение внештатных агентов, в которое вошли бы патриоты России. И законодательно обеспечить решение социальных вопросов для них.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.