Воскресенье 21 апреля, 09:04
Ясно + 10°
Город

Мастер экранизаций: 7 знаменитых фильмов Якова Протазанова

Протазанов пробовал себя во многих жанрах, но лучше всего ему удавались экранизации классических произведений русской литературы
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
4 февраля исполняется 133 года со дня рождения выдающегося российского и советского кинорежиссёра Якова Протазанова.

Яков Александрович родился в семье служащего, занимающегося нефтяным бизнесом, и, поступив в Политехнический колледж, должен был пойти по стопам отца, но воспитание, полученное им от обожавшей театральное искусство матери, принесло свои плоды, да и разорение отца сыграло не последнюю роль в том, что колледж он не закончил. Молодой человек устроился работать репетитором, а после получения небольшого наследства от тётушки, много путешествовал по Европе. По возвращении он устроился переводчиком в кинофирму. Казалось бы, совершенно случайный шаг - ни к чему не обязывающий и ничего не предвещающий, но мало-помалу Протазанову начали предлагать работу над всевозможными сценариями, периодически снимая его в качестве актёра. Но непосредственно к режиссуре его подтолкнул случай. Во время одного из застолий кто-то вдохновенно спел "Песню каторжника", а Протазанов тут же набросал киносценарий по мотивам её сюжета. Текст взяли в производство, а "быстрый сценарист" был назначен режиссёром. Так началась его активная жизнь в кинопроизводстве. Настолько активная, что в год, согласно контракту, приходилось снимать по 12-15 фильмов. Даже при таких скоростях Протазанову удавалось создавать не "продукты", но настоящие произведения искусства, среди которых в дореволюционный период прежде всего выделяются картины "Пиковая дама" и "Отец Сергий", главные роли в которых исполнил "талисман" Протазанова Иван Мозжухин.

После революции Протазанов покинул страну и несколько лет снимал фильмы в Париже (всё с тем же Мозжухиным), но затем, поддавшись на уговоры, вернулся в Советский союз. Пожалуй, это один из редких случаев, когда вернувшемуся художнику не пришлось сильно пожалеть о своём возвращении. Именно в СССР Протазанов снял лучшие свои фильмы и работал с лучшими актёрами. Он пробовал себя во всевозможных жанрах - снимал мелодрамы, комедии, фантастические фильмы, детективы... Но ярче всего его режиссёрский и сценарный талант раскрылся в экранизациях. Над ними он работал до последнего и, к слову, незадолго до смерти в августе 1945 года активно доделывал сценарий по пьесе Островского "Волки и овцы".

В день рождения режиссёра "Вечерняя Москва" предлагает вам подборку его самых известных фильмов-экранизаций.

"Пиковая дама" (1916)

Протазанов кропотливо работал над этой картиной, выдвинувшей его в первый ряд среди русских режиссёров. Если обычно в то время на съёмки любого фильма давалось не больше недели, то он снимал "Пиковую даму" целых 20 дней. Режиссёру было важно передать не только сюжет пушкинской повести, но и её дух, а также мрачную, полную болезненной мистики атмосферу. В соавторстве с оператором Евгением Славинским и актёром Иваном Мозжухиным ему удалось, да настолько, что годы спустя киноведы начали находить в нём не столько пушкинские, сколько кафкианские мотивы.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Отец Сергий" (1918)

"Отец Сергий", снятый по повести Льва Толстого, традиционно считается одним из самых значительных фильмов Протазанова. Задуман он был ещё до революции, но на экран картина вышла лишь в мае 1918 (в 1920 году состоялась парижская премьера). Самое интересное, что есть в этой картине - по-настоящему выразительная игра Ивана Мозжухина, сумевшего показать три духовно-психологических состояния одного и того же человека. В целом же, это довольно подробная и детально проработанная экранизация толстовской повести, которая и сегодня способна увлечь даже самого неподготовленного зрителя.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Аэлита" (1924)

"Аэлита" - один из первых советских фантастических фильмов, одновременно на удивление точно (чуть ли не документально) отражающих современную ему действительность. Московская жизнь начала 1920-х здесь – с переполненными железными дорогами, с падающими от голодных обмороков людьми, с холодными теплушками - не приукрашена совсем. Возможно, дело в том, что это взгляд на Москву человека, только что вернувшегося из Европы и оторопевшего от новой, неожидаемой им реальности. Тем не менее, конечно, не документализмом своим славится "Аэлита", а удивительной для Протазанова экспериментальностью: в своей картине он смешал три мира, три стиля, а для лучшего достижения эффекта еще и объединил в фильме актеров разных школ – Камерного театра, МХАТа и Театра имени Мейерхольда.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Процесс о трёх миллионах" (1926)

Комедия положений, в центре которой три мошенника: банкир, профессиональный воришка да вор-джентельмен. Эксцентричная криминальная комедия прошла в прокате с огромным успехом, хотя и была неоднозначно встречена советской критикой – слишком уже не хватало в ней "идейности", да и итальянские корни этого сюжета вызвали сомнения. Впрочем, время все расставило по своим местам, и сегодня комедия об обманутых ворах, разыгранная блистательными актёрами (первые среди которых – Игорь Ильинский и Анатолий Кторов), даст фору многим современным опусам.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Человек из ресторана" (1927)

История "маленького человека" - сюжет более чем традиционный для русской культуры, поэтому неудивительно, что он заинтересовал Якова Протазанова – режиссёра, чье профессиональное становление пришлось именно на постановку классический произведений. Изначально роль человека из ресторана в сценарии прорабатывалась под Ивана Москвина, но болезнь актёра помешала съёмкам и Скороходова сыграл Михаил Чехов. Фильм о несчастном отце, неспособном спасти свою дочь, стал уникальной возможностью увидеть артиста, гений которого, в свое время покорил всю Европу и даже Америку.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Чины и люди" ("Чеховский альманах") (1929)

"Чеховский альманах" был приурочен к 25-летию со дня смерти писателя и драматурга. Протазанов взял на себя это юбилейную обязанность, поскольку Чехов всегда был одним из самых любимых его авторов. Для постановки он отобрал три рассказа: "Анна на шее", "Хамелеон" и "Смерть чиновника". И снова, как и прежде, для работы над картиной Протазанов пригласил лучших актёров своего времени: Москвина, Тарханова, Станицына и Петровского, в содружестве с которым создаёт произведение, и по сей день считающееся образцовым в плане работы с литературным источником.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

"Бесприданница" (1936)

Классическая постановка знаменитой пьесы Александра Островского. И это при том, что с текстом режиссёр обошелся почти вольно – необходимы были сильные сокращения, чтобы подогнать историю под кино-формат, требующий от картины не больше двух часов экранного времени. Кроме того, Протазанову хотелось выйти за временные рамки пьесы, показав зрителю еще и предысторию отношений Ларисы и Паратова. В итоге получилась мелодрама высшей пробы, которая в момент своего выхода на экраны страны снискала оглушительный успех. К слову, любителям русской живописи будет любопытно пересмотреть фильм и постараться обнаружить в нем свои любимые "ожившие" полотна – такой вот подарок от режиссёра и оператора.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Фото: kinopoisk.ru

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER