Суббота 15 декабря, 15:12
Пасмурно -3°
Город

7 интересных фактов о Московском метрополитене

Сегодня столичное метро насчитывает 192 станции, 44 из которых признаны объектами культурного наследия
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
4 февраля 1935 года был пущен первый испытательный поезд Московского метрополитена. Этот день можно считать днем рождения столичного метро, которое стало своеобразным "государством в государстве" с ежедневным "населением" около 10 миллионов человек, удивительной историей, культурой, легендами и мистикой.

К строительству метро Москва шла с середины XIX века. В 1875 году появились первые предложения о строительстве линии от Курского вокзала до Марьиной Рощи. В 1902 году ещё один проект архитекторов Балинского и Кнорре был заблокирован в Московской думе лоббистами трамвайного сообщения. К вопросу о строительстве метро возвращались и в 1913, и в 1914 году, но тогда этим планам помешала Первая мировая война. Только в 1931 году на пленуме ЦК ВКП(б) было принято историческое решение о его строительстве. В это время транспорт развивающейся столицы решительно не справлялся с нагрузкой. Порой путь на работу отнимал у москвичей до 2,5 часов. С докладом на очередном пленуме выступал первый секретарь Московского горкома партии Л. М. Каганович, указывавший на чрезмерную загруженность трамвайных линий. Итогом заседания стало постановление "О строительстве московского метрополитена". Спустя четыре года, в мае 1935-го, была запущена первая линия "Сокольники" - "Парк культуры". Первый состав метро состоял из четырёх вагонов, а протяженность линии была 11,2 километра.

Московское метро сразу же получило звание самого красивого в мире: станции строились с использованием 20 видов мрамора и гранита. В оформлении применялись мозаики, фрески, скульптуры и декоративная керамика. Всего через год московский метрополитен по загруженности перегнал парижский: в день перевозилось 360-400 тысяч человек, в час проходило 20 пар поездов. На строительство отпускались огромные ресурсы, в целом метро было задумано как настоящий подземный дворец. Его линии быстро осваивали все новые районы. Даже во время войны метрополитен продолжал расти: были построены станции "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Автозаводская", участки от "Площади Свердлова" ("Театральная") до "Автозаводской" и от "Курской" до "Измайловского парка". К концу войны протяженность трасс Московского метрополитена достигала 36 километров. Уже в пятидесятых годах замкнулась кольцевая линия, а к 1954 году в столичном метрополитене действовало 49 станций.

Сегодня метро насчитывает 192 станции, 44 из которых признаны объектами культурного наследия, вся система состоит из 12 линий общей протяжённостью 320 километров. До 2020 года по планам правительства Москвы будут построены ещё 62 станции.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из истории московского метрополитена.

1. Единственный день в истории столичной подземки, когда она не работала - 16 октября 1941 года. Тогда метрополитен впервые не был открыт. Накануне лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть его и в течение трёх часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось взорвать, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. К вечеру следующего дня приказ был отменён, в тот же день заработал и метрополитен.

2. В годы Великой Отечественной войны метрополитен работал как бомбоубежище. Были изготовлены десятки тысяч деревянных настилов, завезены тысячи топчанов и детских кроватей. Кроме того, в метро были организованы магазины и парикмахерские, а на станции "Курская" даже работала библиотека. Во время воздушных тревог в столичном метро родилось 217 детей.

3. В 1986 году в ходе строительства станции "Боровицкая" рабочие наткнулись на необычную находку. На глубине 5-6 метров был обнаружен небольшой дом из красного кирпича, с сохранившимися окнами и стенами. Еще более странным является тот факт, что внутри самого здания сохранились и мебель, и домашняя утварь. Работы были приостановлены. Приехала комиссия из строителей, ученых и археологов. Ученые установили, что старинное здание стало жертвой природного катаклизма, земля под фундаментом осела и увлекла дом на глубину, сам же дом чудесным образом остался не повреждён.

4. В вестибюле станции метро "Менделеевская" в 2007 году открыли памятник бездомной собаке. Бронзовая фигура установлена рядом с переходом, где был убит кухонным ножом пёс по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Убийство собаки и связанные с ним публикации в прессе вызвали тогда широкий резонанс в обществе. Инициативная группа, в которую вошли такие знаменитости, как Белла Ахмадулина, Андрей Макаревич, Валентин Гафт и Константин Райкин, выступила с обращением к руководству метрополитена об установке памятника. Деньги на его создание были собраны с помощью добровольных пожертвований. И всё же главная собака московского метро находится на станции "Площадь революции". На самом деле там четыре собаки, отлитые из металлического сплава. Среди студентов они пользуются необыкновенной популярностью. Распространено поверье, что если перед экзаменом потереть нос одной из них – всё пройдет успешно. Из-за невероятного наплыва абитуриентов носы собак потеряли краску и стали блестяще белыми.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

5. Станцию "Киевская-кольцевая" украшают мозаичные панно. Одна из этих картин изображает освобождение Киева от нацистов. На этом панно изображён радист, но при внимательном взгляде создаётся впечатление, что он разговаривает по мобильному телефону, перед ним лежит раскрытый ноутбук, а в левой руке зажат планшет. Может быть, каким-то образом художнику пятидесятых годов удалось заглянуть в будущее?

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

6. Несмотря на то, что Московский метрополитен считается одним из самых надёжных в мире, и здесь происходили трагические события, связанные с террористической деятельностью. За последние два десятилетия в метро было совершено шесть крупных терактов.11 июня 1996 года на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская" взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате теракта погибли 4 и пострадали 16 человек. 8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения. В 2001 году на станции метро "Белорусская-кольцевая" взорвалась заложенная под тяжелой мраморной скамейкой бомба. Осколками были ранены 9 человек. 6 февраля 2004 года прогремел взрыв в вагоне поезда между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая": 41 человек погибли и около 100 пострадали. 31 августа 2004 года террористка-смертница взорвала себя у вестибюля станции метро "Рижская". Теракт унёс жизни 10 человек. Серия террористических актов произошла в московском метро утром 29 марта 2010 года. Жертвами взрывов стали 40 человек.

7. Можно считать это просто случайным совпадением, но когда началось проектирование и строительство кольцевой линии, в ней оказалось ровно двенадцать станций. Согласно легенде, сподвижник Петра I, колдун и чернокнижник Яков Брюс, составил астрологическую карту Москвы. Есть версия, что Сталин решил взять её за основу, планируя строительство московского метро. Именно поэтому на Кольцевой линии 12 станций – по числу знаков зодиака. Современные астрологи придерживаются следующего мнения, каким знакам гороскопа соответствуют станции метро по "Кольцевой" линии: "Курская" - Овну, "Таганская" - Тельцу, "Павелецкая" - Близнецам, "Добрынинская" - Раку, "Октябрьская" - Льву, "Парк культуры" - Деве, "Киевская" - Весам, "Краснопресненская" - Скорпиону, "Белорусская" - Стрельцу, "Новослободская" - Козерогу, "Проспект Мира" - Водолею, "Комсомольская" - Рыбам.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER