Вторник 11 декабря, 15:12
Небольшой Снегопад + 1°
Город

10 легендарных мультфильмов Ивана Иванова-Вано

Иванов-Вано всегда считался бесстрашным экспериментатором, неутомимо осваивавшим новые жанры и технологии
Иванов-Вано всегда считался бесстрашным экспериментатором, неутомимо осваивавшим новые жанры и технологии
Фото: Video.sibnet.ru
8 февраля 1900 года родился выдающийся советский кинорежиссёр, мультипликатор, художник и сценарист Иван Иванов-Вано.

В молодости Иванов-Вано занимался хоккеем и футболом, в частности был полузащитником команды ЦДКА. После окончания ВХУТЕМАСа Владимир Сутеев пригласил его в Государственный техникум кинематографии - первой работой начинающего аниматора стала картина "Китай в огне" (1925). Два года спустя он попробовал себя в качестве режиссёра-постановщика, сняв мультфильмы "Каток" и "Сенька-африканец". За ними последовало несколько совместных работ с Валентиной и Зинаидой Блумберг. В 1936 году Иванов-Вано пришёл работать в киностудию "Союзмультфильм", а три года спустя организовал художественный факультет во ВГИК, где вёл отделение постановщиков мультипликационного фильма. В это же время он снял "Мойдодыра" (1939), ставшего одной из самых известных его работ. В 1948 году режиссёр получил почётный диплом МКФ в Марианских Лазнях за фильм "Конёк-Горбунок", а в 1950 году издал книгу "Рисованный фильм" - пособие для начинающих мультипликаторов.

Самым плодотворным периодом для мастера были 1950-е и 1960-е годы, в которые он снял фильмы, ставшие жемчужинами отечественной мультипликации: "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (1951), "Снегурочка" (1952), "Двенадцать месяцев" (1956), "В некотором царстве" (1958), "Приключения Буратино" (1959), "Левша" (1964), "Как один мужик двух генералов прокормил" (1965) и многие другие. В 1969 году он был удостоен звания Народного артиста РСФСР, а ещё год спустя - Государственной премии имени братьев Васильевых. В общей сложности Иван Петрович поставил 41 фильм, к 25 написал сценарии, в создании пяти участвовал в должности художника-постановщика и ещё пяти - в качестве аниматора. В 1980 году Иванов-Вано издал книгу мемуаров "Кадр за кадром". 25 марта 1987 года мастера не стало.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные работы одного из основателей советской анимации.

"Мойдодыр" (1939, 1954)

Далеко не каждый современный мультфильм может похвастаться таким поучительным сюжетом. Ещё бы - грязнулю учит жизни сам "умывальников начальник и мочалок командир" - один из сильнейших образов в русской детской литературе. В 1954 году экранизация знаменитого произведения Корнея Чуковского получила продолжение в цветном варианте. Позже Иванов-Вано то же самое проделает и с другим своим фильмом - "Коньком-Горбунком".

19:44 7 февраля 2014

"Мойдодыр" (1954)

"Конёк-Горбунок" (1947, 1975)

Воспитание в традициях русского авангарда и превосходное знание мировой художественной культуры привело Иванова-Вано к созданию фильма, в котором он соединил любовь к русской культуре с мастерским владением всем арсеналом мультипликации того времени, превратив диснеевскую технологию в новое советское искусство. Во многом это была заслуга художника Льва Мильчина, с которым режиссёр не расставался на протяжении всей жизни. Экранизацию сказки Петра Ершова Иванов-Вано создал в двух версиях, первую из них высоко оценил сам Уолт Дисней, демонстрировавший фильм своим художникам. В 1975 году режиссёр писал, что как только он закончил цветную вариант (помимо прочего включающий новый эпизод), старый негатив почти выцвел - картина была не только спасена, но и доведена до совершенства.

19:44 7 февраля 2014

"Конёк-Горбунок" (1975)

"Гуси-лебеди" (совместно с Александрой Снежко-Блоцкой, 1949)

На протяжении нескольких десятилетий главной стихией Иванова-Вано оставалась русская сказка, ставшая его естественной средой обитания. После "Конька-Горбунка" он так и снимал экранизации своих любимых народных сюжетов. К сожалению, в новом времени им не очень повезло - в начале 2000-х многие из них были отреставрированы и заново переозвучены. Одним из первых таких мультфильмов стали "Гуси-лебеди". Новая версию крайне негативно восприняло большинство телезрителей, а представители мультсообщества указывали на низкое качество реставрации шедевра.

19:44 7 февраля 2014

"Гуси-лебеди" (1949)

"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (1951)

Новая жена царя хочет избавится от своей падчерицы и отправляет её в лес на верную гибель, но девушка находит приют у семи богатырей. Узнав об этом, царица решает её отравить… Экранизация одной из наиболее известных поэм Пушкина, сценарий к которой написал Юрий Олеша, до сих пор поражает зрителей прорисовкой фона и персонажей.

19:44 7 февраля 2014

"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (1951)

"Снегурочка" (1952)

Сказочная жизнь берендеев и чудеса русской природы, удивительные голоса и потрясающая музыка Николая Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца принесли картине заслуженную любовь у публике. Мультфильм по мотивам одноимённой пьесы Александра Островского стал одним из первых советских анимационных фильмов, выходивших на видео в начале 1980-х годов.

19:44 7 февраля 2014

"Снегурочка" (1952)

"Двенадцать месяцев" (совместно с Михаилом Ботовым, 1956)

Снежной январской ночью злая мачеха отправляет свою падчерицу в лес, чтобы та набрала корзину подснежников. Подчинившись её воле, девочка оказывается в компании двенадцати месяцев, каждый из которых готов предложить ей свою помощь. Созданный по мотивам одноимённой пьесы Самуила Маршака, этот мультфильм стал одним из неотъемлемых атрибутов празднования Нового года. Потрясённые качественной и трудоёмкой работой советских мультипликаторов, в 1980 году японцы выпустили свою версию "Двенадцати месяцев", но уже в жанре аниме. Кстати, в одной из сцен Иванов-Вано передал привет своим коллегам, сёстрам Брумберг, нарисовав нарисован человечка из мультфильма "Федя Зайцев" на стене класса, в котором учится полуграмотная девочка-королева.

19:44 7 февраля 2014

"Двенадцать месяцев" (1956)

"Приключения Буратино" (совместно с Дмитрием Бабиченко, 1959)

Красочная экранизация сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" послужила причиной очередного всплеска интереса к этому персонажу - почти в каждом советском магазине можно было найти продукцию, на которой встречалось улыбающееся лицо с длинным острым носом (с явным отсылом к работе Иванова-Вано). Большую роль в истории популярности мультфильма сыграли озвучившие его актёры: Нина Гуляева, Евгений Весник и Георгий Вицин.

19:44 7 февраля 2014

"Приключения Буратино" (1959)

"Летающий пролетарий" (совместно с Иосифом Боярским, 1962)

"Слов отточенный нож вонзай в грядущую небыль! Даёшь небо!"

Иванов-Вано всегда считался бесстрашным экспериментатором, неутомимо осваивавшим новые жанры и реанимировавшим полузабытые и как будто давно отработанные приёмы. Фильм "Летающий планетарий", сценарий к которому написал Александр Галич, был одной из самых смелых его работ. В этом фильме режиссёр соединил рисунки с кинохроникой и кукольной анимацией, а элементы футуризма и социалистического реализма - с новейшими технологиями. В результате получилась невероятно красочная иллюстрация к одноимённой поэме Владимира Маяковского о фантастическом будущем победившего пролетариата.

19:44 7 февраля 2014

"Летающий пролетарий" (1962)

"Левша" (1964)

"Замечательным русским умельцам прошлого, настоящего и будущего посвящается этот фильм".

В сказе Николая Лескова Иванова-Вано привлекал дух истинно русского произведения, в котором гордость за русский талант переплетена с горечью за его бесправие в условиях царской России. Такой материал требовал совершенно особенного подхода - режиссёр "вынашивал" его целых 30 лет. В конце концов он остановился на соединении лубка и английской гравюры, создав довольно необычный для советской анимации фильм. "В "Левше" богатство и щедрость художнические необыкновенно выпуклы, зримы...", писала редактор "Союзмультфильма" Наталья Абрамова. В 1964 году картина получила почётный диплом на VII Международном кинофестивале короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге.

19:44 7 февраля 2014

"Левша" (1964)

"Сеча при Керженце" (совместно с Юрием Норштейном, 1971)

В фильме, снятом по мотивам легенды о невидимом граде Китеже, который ушёл под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия, Иванов-Вано использовал материалы русской фресковой живописи и миниатюры XIV-XVI веков.

"Идея картины была его, фильм задумывался кукольным (потом снимался по другой технологии) и музыкальным, построенным целиком на произведениях Николая Римского-Корсакова. Мы с ним ругались. Вано привык к покорности окружающих, но я не относился к их числу - хулиганил, как обычно, срывал планы студии. Однажды я решил, что необходимо переснять один план. Иосиф Яковлевич Боярский сказал мне: "Кто тебе позволил? Ты здесь, деточка, НИКТО! Здесь есть режиссёр". Но Вано, хоть и кричал, вовсе так не думал. План я переснял. Меня не воспринимали всерьёз, и он первым дал мне возможность почувствовать себя режиссёром. Я возражал ему на его языке, и только поэтому он, сопротивляясь, все же соглашался, и давал мне свободу", - вспоминал Юрий Норштейн.

В 1971 году "Сеча при Керженце" получила премию Всесоюзного кинофестиваля за лучший мультипликационный фильм.

19:44 7 февраля 2014

"Сеча при Керженце" (1971)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

10 легендарных мультфильмов Ефима Гамбурга

7 легендарных мультфильмов Вячеслава Котёночкина

5 легендарных мультфильмов Фёдора Хитрука

7 лучших мультфильмов по сценариям Владимира Сутеева

Иванов-Вано всегда считался бесстрашным экспериментатором, неутомимо осваивавшим новые жанры и технологии
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Круглый стол: «Дело врачей»

11 декабря 13:59
Эфиры Вечерка-ТВ
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER