Воскресенье 21 апреля, 09:04
Ясно + 11°
Город

Человеческая комедия: 7 главных фильмов Роберта Олтмена

Критики называют Олтмена одним из крупнейших режиссёров Нового Голливуда
Критики называют Олтмена одним из крупнейших режиссёров Нового Голливуда
Фото: Koolfilm.de
20 февраля 1925 года в Канзас-Сити родился выдающийся американский кинорежиссёр и сценарист Роберт Олтмен.

В детстве Олтмен обучался в иезуитских школах, а в возрасте 18 лет был призван армию - в качестве пилота он совершил полсотни боевых вылетов на бомбардировщике. Позже Роберт поступил в университет Миссури, где создал и запатентовал аппарат для татуирования собак с целью их идентификации. В это же время он увлёкся написанием сценариев, первым из которых стал "Телохранитель", по которому Ричард Флейшер снял одноимённый фильм (1948). На волне первого успеха Олтмен переехал в Нью-Йорк и некоторое время занимался писательством. Неудача на литературном поприще заставила его вернуться в Канзас-Сити, где он начал снимать короткометражные документальные фильмы - за пять лет их количество достигло 65.

В 1957 году Олтмен снял документальный фильм "История Джеймса Дина" и первую художественную картину "Правонарушители", однако следующей полнометражки пришлось ждать долгих 11 лет - фантастическая драма "Обратный отсчёт" (1968), поставленная по мотивам романа Хэнка Сирлса "Проект "Пилигрим", являла собой вольную трактовку событий, касающихся космической гонки. Не найдя общего языка с продюсерами, перед окончательным монтажом картины режиссёр был отстранён от работы. Следующим проектом Олтмена стала драма "Тот холодный день в парке" (1969).

В 1970 году, когда режиссёру исполнилось 45 лет, он получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского за чёрную комедию "Военно-полевой госпиталь", выведшую Олтмена в режиссёры первой величины. Крупнейшие студии пытались заинтересовать его коммерческими проектами, однако он предпочёл обратиться к экспериментальному сюрреализму, сняв фильм "Брюстер Маклауд" (1970). Одним из высших достижений Нового Голливуда стал исторический фильм "Маккейб и миссис Миллер" (1971), в котором режиссёр пересмотрел многие штампы голливудского вестерна с позиции натурализма.

На протяжении всех 1970-х Олтмен методично разрушал сложившиеся стереотипы популярных голливудских жанров, возвращая событиям и героям их далёкое от киноглянца содержание. Успехом у зрителей пользовались такие его фильмы, как психологический триллер "Образы" (1972), экранизация романа Рэймонда Чандлера "Долгое прощание" (1973), гангстерская драма "Воры как мы" (1974), мистический артхаус "Три женщины" (1977) и своеобразный памятник музыке кантри "Нэшвилл" (1975), претендовавший на "Оскар" в пяти номинациях.

Провал музыкальной комедии "Попай" (1980) вынудил Олтмена продать собственную студию Lion’s Gate и порвать с Голливудом. В 1980-е режиссёр работал преимущественно в бродвейских театрах, но не забывал и о кино - в эти годы он снял пронзительную военную драму "Неудачники" (1983) и экранизацию пьесы Сэма Шепарда "Почему дураки влюбляются" (1985). В 1990 году на экраны вышел биографический фильм "Винсент и Тео", а два года спустя - "Игрок", сняться в котором бесплатно согласились 66 знаменитостей. Эта картина принесла Олтмену Гран-При и приз МКФ. Следующий фильм, "Нарезка кадров" (1993), был удостоен "Золотого льва" Венецианского фестиваля и назван самой сильной работой режиссёра со времён "Нэшвилла".

Громким проектом стала картина "Высокая мода" (1994), в которой приняли участие многочисленные европейские и голливудские суперзвёзды: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Жан Рошфор, Лорен Бэколл, Руперт Эверетт, Джулия Робертс, Тим Роббинс, Ким Бейсингер, Шер, Бьорк и многие другие. Критическое отношение к миру моды вовлекло режиссёра в череду судебных разбирательств, не помешавших ему снять ностальгический фильм "Канзас-Сити" (1996). Сравнительным успехом пользовалась романтическая комедия "Доктор "Т" и его женщины" (2000), но настоящим возвращением для Олтмена стала историческая картина "Госфорд-парк" (2001), удостоенная премии "Оскар" за лучший сценарий. После этого он поставил фильм "Труппа" (2003) с Нив Кэмпбелл и Малкольмом Макдауэллом и трагикомедию "Компаньоны" (2006) с Мэрил Стрип и Томми Ли Джонсом. 20 ноября 2006 года Олтмен умер в результате осложнений, вызванных лейкемией. Незадолго до этого ему был вручён почётный "Оскар" за вклад в развитие кинематографа.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные фильмы одного из крупнейших режиссёров Нового Голливуда.

"Военно-полевой госпиталь" (MASH, 1970)

Чёрная комедия, поставленная по роману Ричарда Хукера, была признана критиками одним из самых ярких антивоенных фильмов за всю историю Голливуда. Фильм повествует о жизни полевого госпиталя в условиях корейской войны, являя зрителям обаятельных "антигероев" - капитана Пирса по прозвищу "Ястребиный Глаз" (Дональд Сазерленд) и капитана Форреста (Том Скерритт), которые с первых же кадров демонстрируют полное равнодушие к уставам и армейскому распорядку. Изначально ничто не предвещало большого успеха - при подборе актёров режиссёр и продюсер ориентировались не на звёзд, а на хорошую команду, которая исполнит то, что они задумали. Олтмен намеревался снять ортодоксальный фильм, нарушив при этом неписанные законы жанра - в частности, он всячески поощрял актёрскую импровизацию, экспериментировал с камерой и звуковым сопровождением. Тема бессмысленных жертв, бунтарский дух конца 1960-х годов и смешение жанров привлекли большое внимание публики и критики, в результате чего картина была удостоена ряда наград, в том числе "Золотой пальмовой ветви" и "Оскара", а также послужила основой для популярного одноимённого телесериала. Собрав в прокате свыше 80 миллионов долларов, Олтмен получил своеобразный "карт-бланш", обеспечивающий ему широкую свободу для творчества, а Сазерленд стал одним из наиболее востребованных актёров десятилетия. В 1977 году "МЭШ" был издан на VHS, попав в первые 50 фильмов, выпущенных для домашнего видео студией 20th Century Fox.

17:52 20 февраля 2014

Трейлер фильма "Военно-полевой госпиталь" (1970, на английском языке)

"Маккейб и миссис Миллер" (McCabe & Mrs. Miller, 1971)

Вашингтон, 1902 год. В глухое шахтёрское поселение Пресбитериан-Чёрч приезжает таинственный игрок в карты по имени Джон Маккейб (Уоррен Битти), о котором ходят слухи, что он когда-то застрелил знаменитого бандита. Скопив некоторое состояние, Маккейб открывает в городке салун, игорный дом и публичный дом, в чём ему помогает обладающая недюжинной деловой хваткой проститутка Констанс Миллер (Джули Кристи). Крупная горнодобывающая компания предлагает Маккейбу купить его бизнес, но тот запрашивает слишком высокую цену и к нему присылают троих наёмных убийц… В этом фильме Олтмен буквально вывернул Дикий Запад наизнанку: вместо палящего солнца мы видим холод, грязь и слякоть, вместо бескрайних прерий - тесноту убогого городка, вместо ярких цветов - коричневый, зелёный и серый. Характерная для вестернов духоподъёмная музыка была заменена на заунывные фолк-баллады Леонарда Коэна. Грубо говоря, режиссёр снял первый в истории "антивестерн". Первоначально реакция на фильм была слабой, но со временем "Маккейб и миссис Миллер" был признан одной из самых значимых картин в истории жанра, а Библиотека конгресса внесла его в Национальный реестр наиболее значимых американских фильмов.

17:52 20 февраля 2014

Трейлер фильма "Маккейб и миссис Миллер" (1971, на английском языке)

"Образы" (Images, 1972)

Главной темой этого загадочного и удивительно красивого психологического триллера, в котором Олтмен использовал отрывки из детской книги Сюзанны Йорк "В поисках единорогов", стало исследование внутреннего мира женщины среднего возраста. Семейная пара (Йорк и Рене Обержонуа) приезжает в свой загородный дом, расположенный удалённом от цивилизации живописном месте. Муж пребывает в хорошем расположении духа и не обращает внимания на то, что с его женой происходит нечто странное. Тем временем её начинают посещать навязчивые видения, в которых ей являются бывшие любовники. Медленно, но верно, картина приближается к трагической и размытой развязке. Олтмен предложил зрителям самостоятельно собрать разбросанные части паззла и составить свою версию происходящего, используя при этом все возможные средства - вплоть до финальных титров. "Образы" во многом опередили своё время, "разрыхлив почву" для таких режиссёров, как Дэвид Линч.

17:52 20 февраля 2014

Фрагмент из фильма "Образы" (1972)

"Нэшвилл" (Nashville, 1975)

Один из ключевых фильмов в карьере Олтмена представляет собой переплетения жизней 24 персонажей на фоне 27 музыкальных номеров, образующих многослойную панораму Нэшвилла - столицы музыки кантри. Изначально предложенный режиссёру сюжет оставил его равнодушным, однако вскоре он проникся своеобразной аурой южного штата и снял ни с чем несравнимое кино, в котором напрочь отсутствуют главные герои. Путаный сценарий по ходу съёмок дорабатывался Олтменом и актёрами, многие из которых самостоятельно написали свои музыкальные номера. "Нэшвилл" был удостоен пяти номинаций на "Оскар" и вошёл в Национальный реестр наиболее значимых фильмов. По результатам опроса 846 кинокритиков всего мира, он входит в лучшую сотню картин в истории кинематографа.

17:52 20 февраля 2014

Трейлер фильма "Нэшвилл" (1975, на английском языке)

"Три женщины" (3 Women, 1977)

Молодая наивная девушка Пинки Роуз (Сисси Спейсек) поступает на работу в частную клинику, где знакомится с харизматичной, но невероятно странной девушкой Милли Ламморо (Шелли Дюваль), и занимает освободившееся место в снимаемой ей квартире. Хозяйкой жилого комплекса является беременная художница Уилли, загадочная личность которой не даёт Пинки покоя. Постепенно все три женщины вовлекаются в непростые эмоциональные отношения, итогом которых становится их фантастическое преображение. Как и предыдущие картины Олтмена, "Три женщины" переполнены звуками, образами и обилием второстепенных персонажей. Картина насыщена многочисленными подсказками, многие из них имеют свойство всплывать при повторных просмотрах.

17:52 20 февраля 2014

Трейлер фильма "Три женщины" (1977, на английском языке)

"Винсент и Тео" (Vincent & Theo, 1990)

Трагическая история жизни Винсента Ван Гога (Тим Рот), фокусирующаяся на его взаимоотношениях со своим братом Теодором (Пол Рис), который помогал и поддерживал художника на протяжении всей жизни. Американские критики, которые в 1980-е вынудили Олтмена оставить Голливуд, неожиданно принялись воздавать хвалу этой красочной биографии, в первую очередь отмечая её нетипичность и актёрскую игру. Многие из них выразили мнение, что режиссёр снял свой самый личный фильм.

17:52 20 февраля 2014

Фрагмент из фильма "Винсент и Тео" (1990)

"Высокая мода" (Pret-a-Porter, 1994)

За кулисами показов, проходящих в рамках парижской недели моды, разворачивается несколько исключительно "человеческих" историй: двое случайно познакомившихся журналистов переживают нечто вроде "медового месяца", сын владелицы дома моды в тайне от матери продаёт семейное дело сапожнику из Техаса, редактора модных журналов добиваются контракта с престижным фотографом, а прибывший из Москвы итальянский коммунист (Марчелло Мастроянни) становится случайным свидетелем смерти организатора показа и вновь встречает свою давнюю любовь (Софи Лорен). В 1994 году картина получила приз Национального совета обозревателей за актёрский ансамбль - в списке награждённых было упомянуто 28 имён.

17:52 20 февраля 2014

Трейлер фильма "Высокая мода" (1994, на английском языке)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сердце ангела: 7 главных фильмов Алана Паркера

5 главных фильмов Милоша Формана

Критики называют Олтмена одним из крупнейших режиссёров Нового Голливуда

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER