Среда 21 ноября, 13:11
Пасмурно 0°
Город

Три плюс два: 5 знаменитых фильмов по сценариям Сергея Михалкова

Во многих персонажах Михалков выписывал самого себя
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
13 марта 1913 года родился известный русский поэт и писатель Сергей Михалков - автор гимнов СССР и России.

Несмотря на то, что в кино больше прославились сыновья Сергея Владимировича (Андрей Кончаловский и Никита Михалков), по его сценариям было снято 16 художественных и более 40 анимационных фильмов, не говоря уже о сюжетах для "Фитиля". Кино Михалков считал способом доверительного, интересного и умного разговора с близкими по духу людьми. "Вечерняя Москва" вспоминает самые известные фильмы, в основу которых легли сценарии писателя.

"Фронтовые подруги" (режиссёр - Виктор Эйсымонт, 1941)

"Фронтовые подруги" напоминают знаменитый фильм по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" с одной лишь разницей - действие картины происходит во время Советско-финской войны (1939-1940). Девушки добровольцами идут на фронт, чтобы оказывать медицинскую помощь нашим бойцам. Среди них есть даже модницы, но каждая из них считает своим долгом быть на передовой. Очаровательную девушку "Чижик", вчерашнюю выпускницу школы, не хотят брать в батальон и она грозится пожаловаться самому Ворошилову. "Работы будет много, - красоты мало, одним словом, война!", - предупреждает комиссар. Роль старшей "фронтовой подруги", главной в дружине №7, исполнила молодая, красивая и жизнерадостная Зоя Фёдорова. За эту работу актриса была удостоена Государственной Премии СССР, но в 1946 году её арестовали "за шпионаж" и отправили в далёкую ссылку, откуда она вернулась лишь в 1955 году. 17 лет спустя Михалков настоял на том, чтобы в фильме "Вид на жительство", к которому он также написал сценарий, главную женскую роль сыграла Виктория Фёдоровна - дочь Зои Алексеевны. С военной тематикой Сергей Владимирович был знаком не понаслышке - он работал фронтовым корреспондентом, был ранен, награждён боевыми орденами и медалями.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Шофёр поневоле" (режиссёр - Надежда Кошеверова, 1958)

Знаменитая сказочница Надежда Кошеверова (режиссёр знаменитой "Золушки" по сказке Евгения Шварца) также известна, как первая женщина-комедиограф. После юмористической "Укротительницы тигров" она сняла лирическую комедию "Шофер поневоле", главной темой которого стала жизнь советского чиновника со всеми его большими желаниями и ограниченными умениями. Герой Антония Ходурского, начальник главка Иван Пастухов, становится владельцем автомобиля "Волга". К слову, до революции актёр работал в страховом обществе и в других аналогичных местах, так что сыграл он со знанием дела. Пастухов отправляется в отпуск на своей новенькой "Волге" и берёт себе в помощники шофёра - старого холостяка Саврасова, роль которого блестяще исполнил Сергей Филиппов. В дороге его внезапно схватывает радикулит и он попадает в больницу, случайно захватив с собой документы шефа. В итоге начальник и его жена (Мария Миронова) уже не смогут добраться до пункта назначения без приключений и многочисленных встреч с гаишниками и бюрократами. Таким непритязательным способом Михалков пытался донести до зрителей мысль о пагубных последствиях чрезмерно стремительного технического прогресса. Интересный факт - в картине показано якобы уже построенное здание Дворца Советов с огромной статуей Ленина вместо шпиля, хотя от его строительства отказались ещё в начале 1950-х годов.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Новые похождения кота в сапогах" (режиссёр - Александр Роу, 1958)

Эта картина, поставленная сказочником Роу по пьесе "Смех и слёзы", явила миру самого необычного "кота в сапогах" - Марию Барабанову. По замыслу Михалкова, умный, хитрый, отважный и верный Кот в сапогах - женщина! Роль колдуньи исполнила великолепная Лидия Вертинская. Легко предположить, что дедушка и король (Анатолий Кубацкий) - это отчасти сам Сергей Михалков. Очень уж родственный юмор у персонажа и автора. Самая важная черта персонажа и автора заключается в реплике: "Не будем искать виновных!" Сергей Владимирович принадлежал к той породе людей, которые не перекладывают груз ответственности на другого (эту черту унаследовали и его сыновья) - если он принимал решения, то отвечал за них сам. И от своих взглядов никогда не отказывался.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Три плюса два" (режиссёр - Генрих Оганесян, 1963)

В пьесе "Дикари" Михалков писал о приключениях трёх немолодых людей, отдыхающих дикарями в Крыму. Режиссёр уговорил его сильно "омолодить" героев, потому что быть молодым и влюблённым "дикарём" - лучше, чем "зрелым". Двух красоток, внимания которых добиваются парни, играют две самые красивые актрисы того времени: Наталья Фатеева и Наталья Кустинская. На съёмках вспыхнул один из самых громких романов десятилетия — между Андреем Мироновом и Фатеевой. Наталья даже согласилась выйти замуж за Андрея, только мама великого артиста была против этого брака (у Натальи был сын от Владимира Басова). Говорят, что Михалков пытался убедить Марию Владимировну благословить сына. Якобы он объяснял ей, что и сам женился на женщине с ребёнком, да ещё гораздо старше её... Но, к сожалению, эта красивая пара осталась парой только в фильме "Три плюс два".

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вид на жительство" (режиссёры: Омар Гвасалия и Александр Стефанович, 1972)

Ещё одна туристическая история, но действие её разворачивается уже не в Крыму, а в капиталистической стране. Сюжет имеет непосредственное отношение к Сергею Михалкову, а точнее к Андрею Кончаловскому, который в 1969 году женился на француженке Вивиан Годе и уехал за рубеж. Так и герой Альберта Филозова, учёный, знакомится в Ленинграде с внучкой эмигрантки первой волны влюбляется в неё, после чего переезжает в её страну навсегда. В полицейском участке туристу устраивают допрос с пристрастием, поставив его в тупик странными вопросами: "Не занимались ли вы профессиональным развратом?", "Не занимались ли торговлей наркотиками?". Герой Филозова пытается сказать, что "хочет остаться в их стране по личным обстоятельствам, а не политическим", но ему не верят. Михалков, который сам был аристократом, с иронией и сочувствием показывает русских аристократов-эмигрантов, тщетно пытающихся "держать фасад". Красной нитью в картине проходит мысль, что на Западе русский человек все равно будет чужаком и подозрительным элементом.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER