Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Новая «бумажная» революция сметет современные технологии

Развлечения
14 марта праздник у всех любителей книги. 450 лет назад был издан «Апостол» - первая печатная книга в России. За эти века книгопечатание шагнуло далеко вперед. Появилась электронная книга, и многие начали говорить, что «бумага» умирает.

О проблемах и тенденциях современного книгоиздания «ВМ» поговорил с Константином Антиповым, ректором государственного университета печати имени Ивана Федорова.

- Что на Ваш взгляд сегодня происходит с книгоизданием? Оно находится в состояния стагнации, регресса или продолжает развиваться?

- У нас сегодня все находится в стадии трансформации. Начнем с бизнеса. Здесь есть и новые технологии и коммуникации, новые писательские технологии. Мир стремительно меняется, а параллельно меняется интерес к книге. Современное общество получило новые огромные возможности в области обмена информацией. Но при этом технологии идут на шаг впереди самого общества, бизнес же просто не успевает мгновенно реагировать к рынку и рефлексировать к нему. Крупнейшие ведущие издательства России (да и не только России) это уже осознали. В итоге, конечно, есть и выигравшие и проигравшие. Но это не характеризует всю ситуацию с издательским бизнесом в целом. А происходящие процессы тем временем очень стремительны. И как вывод, книга не исчезает из жизни общества. Это базовый элемент культуры общества, который тоже трансформируется вместе с ним.

- А как в эту трансформацию вписывается электронная книга?

- В настоящее время никто толком еще не понимает, что такое электронная книга. Можно говорить о технологии, о способах сохранения информации, но о самой электронной книге говорить еще просто рано. Сегодня осваиваются наименее капиталоемкие технологии, наиболее воспринимаемые из них, но сама электронная книга еще не оформилась и развивается также как и все издательское дело. Дело в том, что сегодня основной объем денег, получаемых от электронной книги, идет за клики. Параллельно возникает проблема авторского права, а на самих произведениях и качестве их исполнения деньги не зарабатываются. Делаются только робкие попытки нащупать новые пути развития электронной книги. Например, писателями, которые пишут книги в Интернете вместе с читателями, фактически делая их соавторами и одновременно зарабатывая эти самые клики. И в этой «мартеновской печи» технологий продолжает муссироваться проблема выживания книги. Еще одна важная проблема — цифровизация книг — ресурс удаленного развития. И вряд ли в этой сфере кто-то станет хозяином мира. Дело в том, что скорость возникновения новых технологий и их адаптация настолько не совпадают, что пока новые технологии становятся доступными, появляются еще более новые. И процесс осмысления просто отстает, ничего не меняя.

- Но ведь сегодня электронная книга очень активно используется для учебных целей...

- Несомненно, этот контент будет существовать и в формате книги и в формате учебника. Но если говорить об образовании, то речь скорее идет не об электронных учебниках, а об электронных средах, которые в том числе включают в себя и учебники.

- За последние несколько лет в США и Европе бумажная книга снова стала побеждать электронную. Почему это происходит?

- Интерес к бумажной книге действительно возрождается. Просто про книгу снова вспомнили. Это как увлечение несколько лет назад евромебелью, которая казалась удобной, но теперь все снова мечтают о больших, дубовых столах. Люди снова ищут не эрзац, а натуральный продукт, вспоминают и используют то, что универсально, что по-настоящему является носителем информации. В нашем случае это хорошая книга. Фактически происходит откат к фундаментальным ценностям и базовой социализации. Это ни в коем случае не отменяет новые методы и технологии. Тут вопрос в успешности бизнеса: выигрывают те, кто ищет причину не во внешних факторах, а в себе. А рынок, к сожалению, пленник контента. Появляются новые технологии, и тут же начинается истерия освоения, которая только подогревается известными брендами. Естественно, быстро обогащаются те, кто нагнетает эту истерию. Мы последнее время постоянно говорим о том, что тиражи падают, а производители печатных машин продолжают предлагать нам не качественные станки, а те, которые быстрее печатают. Это классический пример зависимости от контента. Но если мы говорим о фундаментальных ценностях, то надо вспоминать не только о корпоративных интересах, хотя и о них забывать не стоит. А наши издатели зачастую говорят о частностях, пытаются понять, почему одни книги покупают, а другие нет. Нужно делать все, чтобы освоить книгу. И с этим мы постоянно сталкиваемся на рубеже трансформации общества, понятий и понимания.

- Не кажется ли вам, что все это имеет смысл, когда мы говорим о профессионалах. Но именно их то в последнее время не хватает в издательствах и других областях. Кто же тогда будет делать качественную книгу?

- Новые перспективные профессии вырастают из исчезающих. Продюсера книги нельзя воспитать, если исчезнет редакторская школа. Без этой преемственности невозможно создать комплексную систему. Нужна общая мобилизация всей отрасли и высшей школы. Взаимодействие заинтересованных сфер, обмен мнениями и теми знаниями, что еще остались. А не став хорошим редактором, никогда не станешь продюсером, особенно в новых синтетических специальностях. Университет печати сегодня ищет инструмент сохранения базовых знаний. И это должно быть выгодно и университету, и производителю книг. Поэтому мы ищем и пытаемся передать опыт хороших переплетчиков, корректоров и совсем не важно, как эти профессии будут называться потом. Но чтобы все это сохранить, нужны огромные усилия. И один университет все это не восстановит.

- А издатели это понимают?

- Несомненно. И консолидация — одно из преимуществ отрасли. И выдающуюся роль в этом играет Российский книжный союз. Большую роль играет и так называемая "золотая десятка" — крупнейшие издатели страны. Они активно участвуют в защите интересов отрасли на всех уровнях. Хотя наш рынок очень укрупнен и из-за этого в нем слишком мала конкурентная среда. Нельзя не отметить и то, что в последнее время о книге вспомнила и самая высокая власть. В чем большую роль сыграло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. А у нас в университете впервые за долгие годы снова появился конкурс при поступлении на все факультеты, в том числе на платные места. Приходят интереснейшие первокурсники, с которыми интересно работать. Но если мы при этом не будем просвещать и партнеров, не будем заниматься ликбезом, то эта просвещенная молодежь ничего не изменит.

- «Апостол» Ивана Федорова в свое время стала революционным изданием, изменившим не только издательскую среду, но и все общество. Как вы думаете, возможно ли появление нового «Апостола» в наше время?

- Возможно, но только в том случае, когда мир перестанет обожествлять дисплей гаджета и считать, что несколько кликов способны дать любые знания. Когда люди осознают, что это ложь, тогда, вероятно, и наступит переломный момент, а значит, будут возможны новые явления в книжной культуре. И я очень надеюсь, что эта эпоха не за горами — ближайшие десять лет. Даже по своим студентам я вижу, что разочарование в гаджете происходит все быстрее, но очень хочется надеяться, что оно происходит вовремя, когда мировоззрение молодых людей еще способно измениться.

Новая «бумажная» революция сметет современные технологии Сейчас в столице работают 453 библиотеки / Фото: Наталья Феоктистова

СПРАВКА "ВМ"

Константин Валерьевич Антипов - ректор Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова, доктор экономических наук.

Симптоматично, что родился 5 мая 1970 года, в День советской печати. Известный практик отечественной рекламы, эксперт в области медиаиндустрии. Автор двух экономических законов, более 50 печатных работ, в том числе учебников, учебных пособий и монографий.

Член российского отделения IAA (Международной рекламной ассоциации).

ЕСТЬ МНЕНИЕ

На пороге культурного кризиса

Надежда Михайлова, президент ассоциации книгораспространителей независимых государств, генеральный директор «Московского Дома Книги»

Когда в 1564 году Иван Федоров напечатал первую в России книгу, вопрос о книжной торговле еще не стоял. Долгие годы книги были эксклюзивным товаром, доступным только самым богатым людям. С тех пор утекло много воды: менялись правители и общественные формации, приоритеты и ожидания, — но книга по-прежнему служила источником знаний, который формировал культуру нации в целом.

На произведениях литературы, исторической и философской мысли росли и воспитывались поколения. И вот, спустя 450 лет, в нашей стране пришло время бить тревогу, опасаясь за судьбу печатной книги. Но вовсе не развитие электронных технологий может стать причиной сокращения выпуска книг, хотя в России доля электронных книг в общем объеме книгоиздания пока еще растет. Но поскольку мы привыкли обращать внимания на опыт других стран, стоит заметить, что в США доля электронного книгоиздания остановилась на 20% и больше не увеличивается, а в Западной Европе этот процент и вовсе не превышает 5–7 пунктов. Так что, пришедшая в нашу жизнь в XXI веке электронная книга, еще долго будет сосуществовать с привычной нам книгой бумажной. Причина кризиса в другом. (читайте далее...)

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.