Среда 21 ноября, 13:11
Пасмурно 0°
Город

Дмитрий Астрахан: «Жаль, что мама не увидела, какой я артист!»

17 марта режиссер, педагог, актер Дмитрий Астрахан отмечает день рождения.
Фото: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"
17 марта режиссер, педагог, актер Дмитрий Астрахан отмечает день рождения. После премьеры фильма «Высоцкий: спасибо что живой» Астрахан стал очень востребованным - ему постоянно звонят с предложениями сняться в кино. Даже когда он давал интервью «Вечерней Москве» телефон разрывался от звонков. При этом режиссура для него является главным делом жизни.

- Дмитрий Хананович, как сами оценивается тот факт, что в 55 лет, будучи одним из самых популярных и любимых режиссеров театра и кино, у вас открылся актерский талант?

- Между прочим, когда-то очень даже неплохо играл в самодеятельности. В фильме Петра Буслова с хорошим материалом, интересной ролью попытался реализоваться как актер по максимуму. Жалко, что мама не видела эту картину. Мама очень радовалась, когда я играл в самодеятельности.

- Ваша мама (историк Сусанна Марковна Маневич- прим. "ВМ") хотела, чтобы вы стали артистом?

- Мама была рада, что я стал режиссером, спектакли и фильмы которого нравятся зрителю. Правда, больше всего она хотела, чтобы ее сын был здоровым. Мама жила моим творчеством, и в душе немного сожалела о том, что как артист я не реализовываюсь.

- Насколько важна первая успешная роль?

- Почему-то я всегда считал, что не надо делать много ходов. Стремился к тому, чтобы первая работа сразу же была первоклассной. Мой первый театральный спектакль, поставленный в Свердловском театре Юного зрителя, сразу получил премию Ленинского Комсомола. А первый мой фильм «Изыди» сразу был представлен на соискание Премии «Оскар» от нашей страны. Вот, сыграл первую роль в кино, и стал прямо-таки «звездой».

- Дмитрий Хананович, а когда вы снимаете фильмы, ставите спектакли, думаете ли о том, что их будут смотреть ваши дети?

- Я вообще думаю, что кто-то будет смотреть. Точнее, даже не думаю, а воспринимаю это как данность, как обязательное условие. Если режиссер, актер лишен понимания того, что посредством своей работы общается со зрителем, а не сам с собой, то он – не профессионал. Зритель – это высший суд.

- А зритель всегда прав? Существуют различные мнения о способности публики оценивать произведения художников?

- К сожалению, зритель прав. Он либо смотрит твою работу, либо не смотрит, и в этом – «смотрит – не смотрит», - он прав. Но если он смотрит, и ему нравится, значит, это сделано по законам того или иного жанра. А если зритель говорит: «Смотреть не буду» и уходит, значит, это скучно, неинтересно, и разговор окончен.

- Наверняка есть фильмы, которые вы сами видели по несколько раз?

- С удовольствием смотрю «Касабланку», «Римские каникулы», «В джазе только девушки», «Леон» Бессона. Из советских очень люблю «Чапаева» с Борисом Бабочкиным и «Начало» Глеба Панфилова. Как ни странно, иногда пересматриваю «Терминатора» с Арнольдом Шварценеггером – блестящий в своем жанре фильм. На днях пересмотрел «Аватар», и убедился в том, какая замечательная работа режиссера и сценариста.

- Ваша последняя картина «Деточки», вышедшая в 2013 году, для многих стала шоковым откровением. Вы рассчитывали на такую реакцию зрителя?

- Фильм о подростках, и его приняли подростки. Если посмотрите Интернет, то увидите 4 миллиона скачиваний фильма «Деточки». И что для меня очень важно – большое количество отзывов посмотревших - от 14-ти до 21 года. Поскольку и для молодежи фильм стал потрясением, значит, авторы почувствовали «нерв», боль современного поколения. Появляется надежда, что творчески ты еще молод!

- В фильме «Деточки» играют неизвестные актеры. По-прежнему стремитесь открывать новых звезд?

- Новые лица на экране – это всегда интересно! Недавно я снял фильм «Чиновник», где тоже задействованы неизвестные артисты.

- Зато в вашей театральной постановке «Лондонский треугольник» на сцене театра Школа современной пьесы играют два знаменитых актера – Александр Гордон и Александр Галибин. Вы могли бы объяснить, почему Галибин выбран на роль Николая Огарева, а Гордон – на роль Герцена?

- Герцен – интеллектуал, человек ироничный, и Гордон наделен этими качествами. Тогда как Огарев более ранимый, эмоциональный, жертвенный, и Александр Галибин, в какой-то мере, тоже был жертвой обстоятельств. И Гордон, и Галибин – личности, причем масштабные, как и их герои. Зритель должен поверить, что персонаж, которого играет Гордон, может написать серьезную книгу, а персонаж Галибина способен сочинить стихи. Мне кажется, что зритель верит им. Я буду сильно удивлен, если их работы не будут отмечены театральными премиями. К сожалению, в современном театре глубоких актерских работ мало, и связано это с тем, что театр становится все более условным, символичным, и артист является частью декорации, а не живым человеком, создающим психологический образ.

- Не мешало ли вам богатое телевизионное прошлое Александра Гордона? Да, он – профессиональный актер, выпускник Щукинского, но телевидение – это такое дело, где потери неизбежны.

- Понимаете, либо – артист, либо – не артист, третьего не дано! Кстати, Гордон был одним из лучших на курсе, и это чувствуется сегодня. Гордон – легкий, заразительный, разнообразный, эмоциональный, драматичный артист. Не буду убеждать вас в том, что Саша Галибин – замечательный мастер.

- Ваш ученик – Алексей Шевченков рассказал однажды в интервью о том, что он из-за скромной внешности очень боялся поступать в театральный. Алексей очень вам благодарен, что вы его приняли и выучили!

- Леша не обладает внешностью героя, но он так показывал Аркашу Счастливцева, когда поступал в ЛГИТМиК, что до сих пор я это помню. Прошло 18 лет, а его отрывок с улиткой у меня перед глазами. Было очевидно, что Лешу «надо брать». Если артист - видно сразу. Научить актерству нельзя. Разве только дать ремесленные навыки. Вот я же не учился на артиста?!

- А сейчас вы преподаете?

- Веду режиссерскую мастерскую в МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания Останкино). Ребята у меня на курсе интересные, целеустремленные, талантливые. Мне нравится с ними общаться, и я доволен первыми их работами в кино.

- Александр Хананович, расскажите, пожалуйста, о своей роли в фильме Александра Митты «Шагал-Малевич»?

- Фильм я не видел. Но кто видел, говорит, что фильм получился. Я играю отца, который теряет своего сына. Мой герой – раввин, верующий человек, а его сын – художник, что в его представлении – безбожник. Это огромная личная трагедия, в которой мой герой погибает. Съемки были очень интересные, на родине Шагала – в Витебске. Александр Митта – сам прекрасный художник, и снимал картину о том, что его по-настоящему волновало, и в чем он хорошо разбирается, и кем он сам по своей сути является.

- Есть ли тема, к который вы хотите обратиться в кино?

- Олег Данилов написал замечательный сценарий, по которому летом начнем снимать фильм. Это будет лирическая комедия, тематически близкая фильму «Ты у меня одна». Фильм о том, как сохранить любовь, когда мир радикально меняется, и традиционные семейные ценности становятся пережитком прошлого.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER