Суббота 16 февраля, 23:02
Пасмурно + 2°
Город

Спектакль «Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности

Предпремьерный показ спектакля "Пьяные" Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене Театрального центра имени Мейерхольда
Предпремьерный показ спектакля "Пьяные" Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене Театрального центра имени Мейерхольда
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"
4 и 6 апреля прошли предпремьерные показы спектакля Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные». Спектакль поставили в МХТ им Чехова, но играют на сцене Центра им. Мейерхольда, где Виктор Рыжаков является художественным руководителем. Следующий предпремьерный показ состоится 17 апреля, а сама премьера, вероятно, пройдет в июне.

«Ночь, улица. Все пьяны»

На уникальной сцене-трансформере ЦИМа сооружена наклонная поверхность (сценографы– Мария Трегубова и Алексей Трегубов, художники Лаборатории Дмитрия Крымова). Почти большую часть спектакля актерам приходится в прямом смысле слова существовать в другой плоскости и смотреть на мир под другим углом.

«Пьяные» - это несколько историй, объединенных одной важной деталью - герои каждого эпизода пьяны. В степенях, варьирующихся от «очень» до «сильно». Действие происходит то на улице, то в ресторане. В состоянии опьянения общаются то друзья, а то и вовсе незнакомые люди. Вот две пары друзей: в том самом состоянии алкогольного опьянения один признается другому, что много лет назад переспал с его женой.

А вот две подруги: мужчина одной три года прожил с ней, а потом женился на ее подруге. А вот компания друзей, возвращающихся с мальчишника, в том состоянии, что жених видит незнакомую женщину и готов уже стать ее мужем. Сюжетные линии героев пересекаются и искривляются так же, как линии-проекции, расчерченные по всей поверхности сцены, на которую рабочие время от времени затаскивают новые декорации.

Имена героев – немецкие, пьеса написана Иваном Вырыпаевым специально для Дюссельдорфского театра, где в феврале 2014 года прошла премьера этого спектакля (постановщиком был также Виктор Рыжаков). Но история получилась общечеловеческой и так понятной русскому зрителю. Хотя речь в ней, конечно, не о пьянстве. И у Вырыпаева, и у Рыжакова пьянство - лишь способ сбросить маски, поговорить о сокровенном, не боясь показаться глупым, странным, смешным.

Пароль от откровенности в театре клоунов

«Ночь, улица, ресторан – все пьяны». «Улица. Все очень пьяны». Слово «пьяны», всплывающее в надписях на заднике сцены, - как код или пароль, открывающий доступ к сокровенности.

Пьянство героев будто дает им право на откровение, а Рыжаков усиливает это право, сделав героев спектакля клоунами. Шутовские носы, прически клоунесс, местами нарочито-цирковая речь, которая вдруг внезапно пропадает, - это разрешение говорить серьезно о том, о чем в суете дел говорить трудно, - о Боге, прощении, дружбе, любви, умении отпускать и отдавать. Недаром неким эпиграфом к спектаклю в программке выбраны «Рубаи» Омара Хайяма со словами: «Все, что видишь ты, - видимость только одна». Пьяные шуты и клоуны озвучивают то, что вряд ли могли бы озвучить в обычном, а не цирковом мире, на поверхности не под углом в 45 градусов:

«Я переспал с твоей женой и теперь не знаю, как с этим жить», «Я – плохой человек», « Я - проститутка» , «Ты взяла кредит у Бога, а сейчас его надо отдавать. Ты призналась – и отдала с процентами», - герои проговаривают важное не только для них, но и для зрителей, которые то напряженно, а то и со смехом вглядываются или в совсем темное, или в ослепительно светлое пространство контрастного, почти черно-белого спектакля.

- Наклонная сцена – это перевернутый и искаженный мир, - говорит режиссер Виктор Рыжаков. - Артистам не очень удобно существовать в таком пространстве, да им и не должно быть удобно физически. Здесь главное то, что происходит внутри. Когда человек хочет сказать что-то важное и серьезное, он «прикрывается» юмором, или тем, что он не в себе.

Мы обманываем сами себя, говоря, что мы пьяны. Для меня это пьеса о театре, о том, о котором сказал Шекспир свое знаменитое: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры». Мы играем в этот театр, в эти маски. И маски пьяного - это не о пьянстве и не про пьянство. Это о потребности говорить с миром о вещах, в которых страшно признаться, разговор о ценностях, которые мы теряем, о которых в 21 веке стало неловко говорить. А форма театра этот разговор позволяет.

Диалог о чувствах

Разговор ведут со зрителем актеры, среди которых – Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Ирина Пегова, Максим Матвеев, Светлана Иванова-Сергеева…

- Наклонная поверхность – очень правильно придуманный способ не играть нарочито, не делать пьяных в привычном понимании слова, - говорит Игорь Золотовицкий, исполнитель роли банкира Карла, который, кстати, сначала не собирался играть в этом спектакле. - «Пьяные» – это не про алкоголь, а про дурацкий и в то же время космический мир. Не про то, что у трезвого на уме, а про отношения. Рыжаков придумал не алкогольное опьянение, а клоунаду, шутовство, в какой-то момент страшное, а в какой-то – смешное. «Люблю», «ненавижу» - эти слова мы так часто затираем, но так редко используем в жизни… Поэтому, на мой взгляд, эта пьеса Вани Вырыпаева оказалась очень в нужное время и в нужном месте, и, по-моему, это даже не спектакль, а акция очень откровенного разговора на правильные темы.

Кстати, одна из основных тем спектакля – размышления о Боге. В свете недавней попытки православных активистов сорвать спектакль МХТ «Идеальный муж», эти размышления кажутся особенно актуальными:

- Все герои в какой-то степени несчастны, - отмечает Игорь Золотовицкий. Освобождаясь, они раздают долги в том числе и перед верой. А вера-то у каждого своя. Сегодня это важная тема для разговора. Часто говорят об оскорблении чувств верующих, но ведь есть такие же чувства неверующих, и неизвестно, кто из них в итоге больше верит – верующий или неверующий. Чувства у каждого свои, и сегодня надо обнулить злость, сказать: «Идите к нам, а мы пойдем к вам». Разговор обо всем этом замечательно сконцентрировал в одном пространстве спектакля.

Сконцентрирован, кстати, не только разговор, но и движение, в состоянии которого практически все время находятся актеры, то карабкаясь по наклонной плоскости, то вымокая в воде, которой обильно поливают сцену в конце (Пьяному – море по колено?), то двигаясь по кругу… Кажется, что даже в этом движении - то линейном, то круговом, а то абсолютно алогичном зашифрованы посылы зрителю.

- Русский театр всегда был силен умением говорить, задавать вопросы и быть в диалоге с тем, кто сидит в зале, - заканчивает Игорь Золотовицкий. - У нас было немного прогонов со зрителями, но чувствуется реакция, даже когда зал молчит. Потому что это молчание не заскучавшего, а задумавшегося зала.

Предпремьерный показ спектакля "Пьяные" Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева на сцене Театрального центра имени Мейерхольда

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER