- Выключить коронавирус

Третьяковская галерея перезагрузила экспозицию современного искусства

Названы учреждения, которые будут работать в Москве с 25 мая

Попова озвучила сроки действия масочного режима в России

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 25 мая

Суд в Москве арестовал захватчика отделения банка

Лео Бокерия назвал сроки победы над коронавирусом в России

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Эксперт рассказал, почему запрет на ввоз топлива выгоден для РФ

«Муху не обидит»: друг рассказал об участвовавшем в перестрелке бойце ММА

Зачем нам патриотизм и каким он должен быть на самом деле

Пять мифов о коронавирусе: где заканчивается правда о новом заболевании

«Его неправильно поняли»: Эдгард Запашный заступился за Пригожина

Названы группы риска, которые первыми нужно вакцинировать от COVID-19

«Никаких аспиринов»: названы опасные для больных COVID препараты

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

Поражение легких и обострение заболеваний: москвичи рассказали, как боролись с COVID-19

«Я получаю реально много денег»: Мясников рассказал о своих доходах

Третьяковская галерея перезагрузила экспозицию современного искусства

Работа Анатолия Журавлева «Посвящение Витгенштейну». Третьяковка поставила перед собой задачу показать, что современное искусство доступно даже маленьким зрителям

ФОТО: Evgeny Alekseev

Выставка, открывшаяся 15 апреля, называется «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка». В залах появились работы из коллекции знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Талочкина, которые галерея два года назад получила в дар от его вдовы.

Вдоль стен расставлены узкие прозрачные шкафы, экспонаты в них находятся за стеклом. Произведение Константина Звездочетова «Роман-холодильник» (низенький обшарпанный «Север», оклеенный картинками) стоит посреди зала, любой может подойти и заглянуть на полочку.

— Мы отказались от привычных методов демонстрации и предпочли формат «кабинета редкостей», где к копиям объек тов можно прикасаться, листать за интерактивным столом альбомы — ведь современное искусство задействует и тактильные ощущения, — объясняет куратор Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи. — Этот формат больше всего подходит для произведений неофициальных советских художников, которые предназначались для камерных, квартирных выставок. Создавать в зале обстановку квартиры — все равно что рисовать в зоопарке пальму и животных, которых в зверинце нет. «Кабинет редкостей» позволяет создать двойную дистанцию, показать жизнь объектов в другом измерении.

В экспозиции более 200 работ, они сгруппированы по направлениям и тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Акционизм 1990-х»... Примерно половина произведений — из коллекции Леонида Талочкина. Перед показом их долго реставрировали.

— Работы из собрания Талочкина дали возможность достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм, неоэкспрессионизм, — объясняет критерии отбора Кирилл Светляков. — Представлены и работы, которые неизвестны даже знатокам. Смысл «Перезагрузки» в том, чтобы показать, как работы, которые уже давно находятся в экспозиции, взаимодействуют с «пополнением». И чтобы массовый зритель представил себе историю современного искусства во всем разнообразии его видов и практик, а специалист-культуролог узнал новые имена. Мы хотим, чтобы публика преодолела стерео тип о «сложности» восприятия новейших течений и отказалась от настороженности по отношению к ним.

Выставка — часть программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она продлится до 1 сентября 2017 года, за это время состав работ не раз обновят.

— Кабинетный формат позволяет легко заменять объекты, — говорит Кирилл Светляков. — На традиционных выставках предполагаются большие интервалы между экспонатами, потому что там работают пространства. — А здесь — сами произведения.

Все это время в галерее будет проходить образовательная программа «Философия после искусства» — серия лекций художников и культурологов и дискуссий, на которых можно будет обсудить инсталляции, картины и прочие артобъекты с их авторами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Вендельштейн, вдова Леонида Талочкина, чья коллекция легла в основу новой экспозиции:

— Работы из коллекции Леонида Прохоровича очень интересно смотрятся в новом контексте. Экспонаты из Третьяковской галереи дополняют лакуны, которые существовали в собрании. В коллекции не было работ Ильи Кабакова, а также произведений, появившихся после 2002 года, после кончины Леонида Прохоровича: скажем, скульптур современного творческого объединения «Куда бегут собаки». А теперь, если можно так сказать, пазл сложился.

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

53586 +3746 (за сутки)

Выздоровели

166473 +2560 (за сутки)

Выявлено

2034 +41 (за сутки)

Умерли

Анатолий Горняк

Старик умер, старик путешествует

Игорь Воеводин

Плюй на всех и набивай утробу

Сергей Капков

Город в шаговой доступности

Дарья Завгородняя

Кто присмотрит за искусством

Юрий Козлов

Писатель между смертью и советской властью

Георгий Бовт

В три этапа: как власть поможет людям и бизнесу

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Жизнь в виртуальном мире

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Первый на суше