Андрис Лиепа: «Я предупредил труппу, что не терплю интриги»
Андрис Лиепа — человек-мотор. Станцевав ведущие партии едва ли не во всех классических балетах, он и сам занялся театральными постановками, в чем не мало преуспел. Теперь, однако, перед ним стала не менее сложная задача — возглавить труппу «Кремлевского балета».
- Андрис, поздравляем! Что нового вы привнесете в театр?
- Думаю, что к сентябрю мы придумаем новую концепцию развития театра. Хотя, в принципе, он развивается правильно: в его репертуаре много классического и современного репертуара, есть восстановленные нами 12 балетов из «Русских сезонов». Труппа необычно талантливая и очень мобильная — работает в любом стиле. Когда приезжал Патрик де Бона — хореограф из Франции, он был в восторге от работы театра. Недавно мы вернулись из Болоньи, где танцевали «Лебединое озеро». Хочется выделить солистов Сашу Тимофееву и Мишу Мартынюка — ребят, с которыми я давно работаю. Я хочу сделать несколько спектаклей именно под них.
- Как вас встретила труппа?
- Нормально, даже хорошо. Я ведь знаю этих ребят давно, езжу с ними на гастроли по многим городам. И для Андрея Петрова эта история с моим назначением тоже нормальная. Мы дружим с ним 30 лет и всегда легко находили творческие и человеческие компромиссы. Его положение ничуть не изменится. Он также будет работать в театре, репетировать. А творчески мы, как и впредь, будем поддерживать друг друга.
- У него не сложилось ощущение, что вы подсидели его?
- Он руководил труппой «Кремлевского балета» 24 года. Он сказал мне, что когда-то это должно было произойти, имея в виду мое назначение худруком. Признался, что очень рад, что труппа переходит именно в мое руководство. За Петровым по-прежнему сохранился кабинет в здании Кремлевского дворца. Он — президент «Кремлевского балета» и почетный основатель труппы. Такой компромисс удобен и полезен для всех.
Именно! Тем более еще свеж пример Большого театра, где руководство так и не смогло достичь компромисса с подчиненными.
Труппа и театр, которым я буду руководить, мне невероятно близки. Ведь впервые на сцену я вышел именно в Кремлевском дворце в 1971 году в балете «Школьный двор». Тогда мне 9 лет, а сейчас уже 52.
- Андрис, а вы будете пересматривать штат театра?
- Мы договорились так: полгода я никаких манипуляцией со штатом производить не буду. Посмотрю, как все работают. Я объявил обо всем этом на моем представлении в Кремлевском дворце. Плюс, добавил, что не терплю интриг, хотя и сам прекрасно понимаю, что театр без интриг невозможен. Призвал всех говорить обо всем, что касается работы честно и откровенно. Ведь в нашей сфере тоже есть много профессионалов, которых обмануть практически невозможно. Это как в спорте. Можно говорить, правильно поставили оценку или неправильно, но всегда есть профессионалы, которые спокойно оценивают достижения спортсменов. Иными словами, фонограммы в балете, так же как и в спорте, быть не может.
- Андрею Петрову вменяют, что он очень сильно редактировал классические постановки. А вы будете корректировать содержание спектаклей?
- Я много работал в Большом и Маринке, танцевал классику, которую называют «золотой». У меня есть опыт реставрации классических балетов, например, «Шехерезада». Думаю, что мне хватает такта и современной мысли, чтобы редактировать классические спектакли корректно и при этом не потерять то, что называется нашим наследием. У меня хорошая хореографическая школа, достаточно правильная послужная программа. Моим педагогом был Александр Прокофьев, и я прекрасно знаю, что можно делать в балете, а что нельзя.
- Корректируя спектакли, вы придаете им новизну, изящество и богатство красок?
- Отчасти и так. Есть выражение: «Все виды искусства хороши, кроме скучного». Когда людям скучно смотреть балет, никакие уверения в том, что они созерцают классику и что это восстановленный спектакль начала прошлого века, поверьте, не возымеют действа. Поэтому задача и заключается в том, чтобы придать балетным спектаклям новое звучание и краски, чтобы зритель захотел увидеть их еще раз. Мы не можем работать на один раз. Это не операция в больнице, а вложения сил и средств на перспективу.
- Какие сегодня рычаги воздействия на зрителя?
- К сожалению, балет утерял свою современность, что ли. Ведь он всегда был впереди всех видов искусств: как по музыке, художественному оформлению, так и по исполнителям. Взять, хотя бы, Павлову, Нежинского, Корсавина. И Фокин был великим хореографом, совершившим революцию в балете. Позже балет стал сдавать свои передовые позиции. Сегодня ребенка проще отвести на мультики, чем в балет. Потому что, мы разучились воспитывать в детях чувство прекрасного. Надя, дочь Илзе, с детства слушает классическую музыку, знает наизусть «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Золушку». Однажды я пришел в Большой театр, где в первом отделении был современный концерт Шостаковича, а во втором давали «Петрушку». Вдруг вижу, как маленький мальчик истерит, рыдает и просит отпустить его домой, а родители еле удерживали его. Родители ведь должны знать, на что вести ребенка. А то никуда никогда не водили и решили захватить с собой и его на концерт Шостаковича. Естественно, это вызовет у ребенка отторжение от театра. Для детей есть свои балетные постановки, призванные прививать им любовь к балетному искусству.
- Как часто меняются костюмы и декорации в спектаклях?
- Мы говорили с Андреем Петровым, что было бы неплохо пополнить гардероб и декорации для «Лебединого озера». Например, для гастролей театра в Китае, нужно за два месяца отправить туда морем костюмы и декорации. Столько же обратно. Считайте, четыре месяца спектакль отсутствует в репертуаре театра.
- А Илзе Лиепа задействована в ваших постановках?
- Да, она танцует в «Шехерезаде», «Половецких плясках», «Болеро», «Пиковой даме» и «Клеопатре».
- Как-то маловато для сестры?
- Мы ведь уже немолоды... На гастролях Илзе танцует каждый день. А это утомительно.
- Когда же вы отдыхаете?
- Когда я вижу людей, которые по месяцу лежат на солнце, удивляюсь. Через три дня на пляже у меня начинается творческий зуд. Я работоголик по своей сути и буквально заболеваю от безделья.
СПРАВКА
Андрис Лиепа родился в Москве 6 января 1962 года в семье Мариса Лиепы и Маргариты Жигуновой. Брат Илзе Лиепы.
В 1980 году окончил МАХУ (класс Прокофьева). По окончании училища — солист балета Большого театра. За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра.
В 1988 году начал работать в Американском театре балета.
В 1993 году восстанавливает три балетных шедевра хореографа Михаила Фокина — «Петрушку», «Шахерезаду» и «Жар-птицу».
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.
Женат. Имеет дочь Ксению.