«Мавра», как и прежде, непокорна
Премьера приурочена к юбилею главного режиссера театра Михаила Кислярова, который 3 июня отметил 60-летие и 40-летие творческой деятельности, а показ «Мавры» - часть фестиваля, проходящего в театре в честь двойного юбилея главного режиссера.
«Мавра» - миниатюрная опера-шутка была любимым, но несчастливым детищем Стравинского,: премьера, которая прошла ровно 92 года назад, 3 июня 1922 года в парижской «Гранд-опера» провалилась. Такая же судьба постигла Мавру и после спектакля в США в 1954 году. Стравинский вздыхал: ясная музыка доходит лишь до редкого слушателя, остальные не слышат ничего. В театре Покровского решили исправить это положение дел: яркие, гротескные костюмы, дополнительный герой, и всего 45 минут сценического времени. Зрители эту попытку приручения «Мавры» оценили, смеясь и аплодируя довольно простой истории, названную самим Пушкиным водевилем, из которого не выжмешь ничего. Сюжет, котоырй в чем-то даже на грани хорошего вкуса, прост и укладывается в два предложения. В доме влюбленной в гусара Василия девушки Параши умирает кухарка, и влюбленные решают переодеть Василия в женское платья, чтобы он мог дольше находиться рядом с Парашей. Мистификация удается, новая кухарка принимается на работу, но однажды ее застают за бритьем.
Как признался Михаил Кисляров, первая попытка подступиться к простой, но строптивой «Мавре» состоялась на фестивале «Декабрьские вечера». Тогда исполнение оперы-шутки обернулось успехом. Но уже тогда было желание представить «Мавру» полноценным спектаклем:
- То, что мы показывали на «Декабрьских вечерах», конечно, к самому спектаклю отношения не имеет, - отмечает Михаил Кисляров. – То было театральное прочтение с участием Сергея Юрского, после которого, кстати, и возникла идея ввода в спектакль рассказчика.
Как отмечает режиссер, возможно, именно этот персонаж и сделает оперу более понятной зрителям:
- Дело в том, что в этой опере слишком велика «плотность» оркестра, и на фоне изумительной музыки с хулиганством оркестра слишком трудно воспринимается текст Пушкина, - замечает Михаил Кисляров. - Возможно, именно эта трудность восприятия и была причиной предыдущих неудач постановки.
Интересный факт: «Мавру» давали вторым отделением, а первым стал показ оперы-притчи Бенджамина Бриттена «Блудный сын»:
- Идея объединения показа этих произведений – не спонтанна, - признается Михаил Кисляров. – Вся ретроспектива, предложенная внимаю зрителей в рамках фестиваля, - достаточно исповедальна. И если кто-то захочет узнать что-то обо мне, то ему просто достаточно посмотреть эти спектакли. Лучше о себе рассказать я не могу.
КСТАТИ:
В рамках фестиваля, проходящего в театре в честь юбилея Михаила Кислярова, вниманию зрителей представляют не только новую постановку, но и ретроспективу лучших спектаклей режиссера. А завершится фестиваль 7 июня гала-представлением «Диалоги с Покровским», которое пройдет в день памяти Бориса Покровского и станет своего рода приношением Михаила Кислярова и всего театра своему Мастеру.