Дирижер Александр Сладковский: «Если чувствуешь, что пошел не своей дорогой, то лучше исправить ошибку, чем заблудиться»
- На концертах в рамках «Оперы Априори» в Большом зале Консерватории яблоку было негде упасть. В свою очередь, в Казани Вы создали несколько фестивалей, на которых выступают музыканты с мировым именем. Почему же сегодня так востребован именно формат фестивалей?
- Отвечу про нас. Дело в том, что формат фестивалей наиболее удобен для формирования филармонической программы сезона. У нашего оркестра сегодня 6 разных фестивалей, и каждый концертный сезон строится вокруг них. Один фестиваль посвящен западноевропейской классике, другой – русской, еще один – только современной музыке, четвертый – это оперные опен-эйры, это фестиваль «Денис Мацуев у друзей» и еще совместный с Московской филармонией проект «Творческое открытие», там участвуют совсем молодые музыканты. Одно событие сменяет другое, таким образом и формируется сезон.
- В одном из интервью Вы признавались, что особенно ждете выступление Суми Чо еще и потому, что она – последняя, кто видел великого Герберта фон Караяна (австрийский дирижер, в числе достижений которого – еще и закрепление формата записи музыки на компакт-диски- прим. ВМ) живым на репетиции «Бала-маскарада». Какую арию в отсутствии арии из «Бала-маскарада» в исполнении Суми Чо Вы ждете больше других?
- Суми Чо работала с величайшим Гербертом фон Караяном, до последнего дня, до его смерти. И он ее называл ангелом. И конечно, когда она приезжала сюда, то рассказывала о Караяне. Представляете насколько это ценная информация?! Караян для меня - идеал! Я очень хочу услышать в исполнении Суми Чо старинные арии Генделя и Вивальди. Знаю, что это будет необыкновенно красиво! А мое самое любимое произведение в исполнении Суми Чо – ария Амины Доницетти.
- Вы уехали из столицы, и буквально из руин поднимали Симфонический оркестр Республики Татарстан. Были ли моменты слабости, и в чем Вы находили силы в такие моменты?
- Только в любви к великой музыке.
- Сегодня оркестр Республики Татарстан – один из немногих региональных оркестров, стоящих вровень со столичными. На Ваш взгляд, могут ли в других регионах в ближайшее время появиться оркестры, способные, как оркестр РТ, конкурировать со столицами? Или по-прежнему сильны только центры?
- Сильны только центры. Вопрос подъема и продвижения коллектива заключается только в кадровой политике. Все зависит от того, кого назначают руководителем коллектива и от того, насколько этот человек ясно видит стратегическую цель движения коллектива вперед.
- Слушаете ли Вы музыку в машине?
- Я слушаю джаз-рок в исполнении группы «Земля, Ветер и Огонь»
- Как Вы поняли, что музыка – это Ваш путь, в какой момент?
- Как и все мальчишки, я хотел бегать на улице, играть в казаков-разбойников, а родители меня в пять лет силой заставили осваивать инструмент, это была труба. В 10 лет я поступил в военно-музыкальную школу в Москве, но я не собирался становиться музыкантом, я мечтал стать хирургом, дипломатом, лингвистом…Но в 13 лет я увидел Темирканова в Большом зале, а в 17 лет я однажды сел за фортепиано и почувствовал, что это мое! Чтобы стать музыкантом, надо понять, что ты без этого не можешь жить. И вот когда это ощущение ко мне пришло, то я понял, что мне не нужно ничего другого. Я погружался в этот мир и чувствовал там себя абсолютно комфортно, это и определило мою судьбу. Поэтому могу пожелать тем, кто только начинает свой путь, - слушайте свое сердце! А если чувствуете, что пошли не своей дорогой, то все-таки лучше исправить ошибку, чем заблудиться.
СПРАВКА «ВМ»
Александр Сладковский – российский дирижер, худрук Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, посол Универсиады 2013 и главный дирижер церемонии открытия и закрытия Всемирной летней Универсиады 2013, Лауреат III Международного конкурса дирижеров имени С. С. Прокофьева (1999), дирижер 2011 года в России по версии «Музыкального обозрения», член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.