Правила жизни Панкратова-Черного
Сюжет:
Время мудрости- Александр Васильевич, поздравляю вас с прошедшим юбилеем! 65 лет — это время мудрости?
- У кого как. Я, например, возраста не чувствую, как был разгильдяем и шалопаем в молодые годы, таким и остался. Во всяком случае, мои близкие друзья не замечают никаких перемен. Как снимался в комедиях, так и снимаюсь. Как писал грустные, трагические стихи, так и пишу. В стихах важна исповедальность. Я могу высказать что-то личное, свое — то, чего не выскажешь в кино. Вышли две мои книги, и их на прилавках не найдешь.
- Когда у артистов спрашивают про любимую роль, многие называют совсем не ту, что нравится зрителю...
- Я всегда говорю, что у меня нет любимой роли. Конечно, я люблю Степу Грушко из «Мы из джаза», поскольку это моя визитная карточка — с этого фильма началась моя актерская карьера. Люблю «Зимний вечер в Гаграх» и «Где находится Нофелет?» Мне нравится моя работа в фильме Владимира Наумова «Десять лет без права переписки». Но выделить любимую роль не могу. Все роли — это твои дети. Есть неудачные фильмы, что делать? И дети, бывает, рождаются с какими-то изъянами. Но это все равно твои дети, а дети всегда любимые.
- В процессе работы над образом джазмена Степы Грушко вы так и не обнаружили в себе музыкальных способностей?
- Почему только я? Музыкальных способностей во мне не обнаруживал никто и никогда. Я глух, как тетеря, ни в одну ноту никогда не попадал. В студии звукозаписи, когда меня поставили к микрофону и сказали петь, Карен Шахназаров медленно сполз со стула, а Леша Кузнецов, гениальный джазист, который учил меня играть на банджо, сказал: «Карик, только сумасшедший мог утвердить на роль музыканта совершенно глухого человека» . Карен рисковал, конечно, и спасибо ему, что он верил в меня. А на самом деле спасал, потому что я уже хотел из кино уходить.
- Вы хотели уйти из кино после того, как ваш фильм « Похождения графа Невзорова» не пустили в прокат. Это стало для вас травмой?
- Когда чиновники кромсали картину и вешали на меня ярлыки, меня это даже забавляло. А вот когда в 1990 году я снял картину «Система «Ниппель» и ее запретили к показу — это был удар. Ведь я очень обрадовался переменам, думал, наконец-то пришла истинная демократия, свобода творчества. На фестивале в Европе фильм был очень хорошо принят. Я, окрыленный, вернулся домой, думал, что теперь передо мной открывается нива для работы. Не тут-то было. Потом я узнал, что кто-то из окружения Ельцина назвал фильм вредным, и он восемь лет пролежал на полке. Тогда я решил, что режиссурой больше заниматься никогда не буду.
- Вы ушли из режиссуры, но сумели найти себя в актерской профессии, да еще в сложнейшем комедийном жанре…
- Карен вернул меня в кино. Я стал популярным, начал много сниматься и сейчас снимаюсь, даже в театр вернулся, играю в антрепризе. Я люблю сниматься в комедиях. Хочу, чтобы люди почаще улыбались. Есть такая хорошая поговорка: «Живешь — уже праздник».
- Бывает, что сценарий при прочтении вызывает гомерический смех, а при перенесении на экран или сцену — не смешно. Почему?
- Так бывает. Помню, как у Володи Меньшова вся группа до слез хохотала над сценарием «Ширли-мырли», а потом оказалось, что многие сцены звучат драматично. Комедийный жанр — очень сложный вид искусства, это высший пилотаж актерской профессии. Юрий Владимирович Никулин не случайно говорил: «Юмор — это серьезно».
ДОСЬЕ
Александр Васильевич Панкратов-Черный родился 28 июня 1949 года. Актер кино и театра, режиссер, поэт, народный артист России. В детстве мечтал стать клоуном. Окончил актерский факультет Горьковского театрального училища, служил в Пензенском драматическом театре. В 1976 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Именно здесь появилась его приставка к фамилии — Черный, так как на курсе учился его однофамилец.
Лучшие роли Александра Панкратова-Черного:
"МЫ ИЗ ДЖАЗА" (1983)
Сыграл роль свободного музыканта Степана Глушко, увлекшегося джазом. Прошли годы, джаз-бенд стал очень популярным...
"ЖЕСТОКИЙ РОМАНС" (1984)
Роль офицера Ивана Петровича Семеновского в легендарном фильме Э. Рязанова.
"ЗИМНИЙ ВЕЧЕР В ГАГРАХ" (1985)
Сыграл в великолепном дуэте с Евгением Евстигнеевым роль молодого артистачечеточника Аркадия Грачева.
"ГДЕ НАХОДИТСЯ НОФЕЛЕТ?" (1988)
Одна из последних советских лирических комедий, в которой Александр Панкратов-Черный сыграл Гену — большого соблазнителя женщин и сводника.
ЦИФРА
80 фильмов на сегодня в кинокопилке Александра Панкратова-Черного, но актер продолжает активно сниматься и сейчас.
Актер с жизненной позицией
Благодаря своей широкой натуре Панкратов-Черный пробовал себя в политике и общественной жизни. В 1995 году участвовал в парламентских выборах от партий, ориентированных на социальную защиту, но нужного количества голосов блок не набрал. Свою политическую позицию актер обозначает так: «Придерживаюсь самых что ни на есть человеческих и демократических взглядов... Чем больше будет воспитанных, грамотных людей в Думе, приближенных к науке и культуре, тем больше будет согласия».
И пишет, и поет, и танцует
Панкратов-Черный — всесторонне одаренный человек. Еще школьником он писал стихи, печатавшиеся в журналах «Волга» и «Юность». Позже его стихи появлялись в газетах «Советская культура» и «Комсомольская правда». В 1996 году сборник лирики Александра был выпущен отдельным изданием. В 1999 году после выхода книги «Шаги к стихам» он был принят в Союз писателей. Кроме поэзии Панкратов-Черный танцует и играет на музыкальных инструментах.