Зоя Кудря: Хотела бы написать о Путине
- Зоя Анатольевна, какая-то тенденция пошла: банкиры, силовики и их любовницы пишут стихи и картины, а сценарии — все кто ни попадя. Отчего такой всплеск любви к искусству?
- Не думаю, что люди берутся за перо ради денег, особенно в кино. Видимо, привлекает работа со словом. Наверное, им кажется, что так просто написать сюжет, диалоги. Но литературная основа фильма строится по своим законам. Человек погружается в такой мир, который ему кажется более реальным, чем настоящий.
В процессе написания сценария я, например, как бы параллельно смотрю кино. Бывает даже, что начинаешь сочинять сюжет сценария, а записывать уже неинтересно, потому что я мысленно уже посмотрела этот фильм. У разных сценаристов разные ходы, у меня он простой: придумываю героев, «ныряю» в них и начинаю изучать, что называется, «снизу». А другие сценаристы сочиняют историю «сверху» и, как марионеток, дергают персонажей нитями. Но в этом нет плоти и крови. Они как бы «над», а я хожу низами, познаю, разговариваю с героями.
- А почему вы не написали сценарий про этот пласт культуры?
- Я периодически прикасаюсь к шоу-бизнесу, но пока вот не складывается.
- А Алла Пугачева вам неинтересна как героиня большого кино?
- Вы как в воду глядите. Я бы хотела сделать качественный и правдивый фильм о Примадонне нашей эстрады. Правдивый, не халтурный, с настоящим драйвом и куражом. Я, кстати, хотела бы написать и о Путине, если бы мне предложили. Именно о детских годах президента. Я чувствую его, и у нас, как и у многих советских детей, много общего. Только у него были питерские окраины, а у меня — тульские. Помню, как он рассказывал о впечатлениях от посещения концерта симфонической музыки. У меня были схожие чувства, когда в школе нас повели на концерт. Путин, мне кажется, бывает по-детски искренним, а это привлекает.
- А если поступит госзаказ на киноописание жизнедеятельности какого-нибудь госруководителя, согласитесь?
- Уже вряд ли. Как-то продюсер НТВ предложил проект — четыре серии о Борисе Ельцине. Я сказала, что могу написать, но при условии, что это будет политический триллер. Предложила описать три дня из жизни Ельцина, попытаться разобраться в причинах и деталях его прихода в Кремль. Я бы показала Ельцина без прикрас, когда он брал власть: бесстрашного, отвязного и пьяного. Ведь за эти три дня его полюбили все, потому что людям нравится, когда кто-то что-то делает. Но вдруг мне сказали, что необходимо пообщаться с «семьей». Я сразу же отказалась. Я заведомо знала, что ничего не получится, мой вариант мог оскорбить родственников Бориса Николаевича. Я не люблю контроля над тем, что я пишу.
- Есть ли у вас в работе некие принципы, грань, за которую вы не переходите?
- Мой учитель Валерий Семенович Фрид всегда говорил: «Принципы? Вы с ума сошли. Какие принципы?» Так и я. Просто очень трудно писать под диктовку. Я все пишу на заказ, но не люблю контроля над тем, что пишу. Приведу пример с «Адмиралом». Первые четыре серии писала с таким пиететом, что казалось — подхожу к его памятнику и цветочки возлагаю. Я не могла понять Колчака, хотя прочитала коробки литературы о нем.
В какой-то момент даже хотела бросить все к чертям, сказала продюсерам: «У вас что, нет мужиков, кто мог бы написать про него? Ведь там Гражданская война, а я женщина, совсем не смыслю в этом». Когда я отдала начало, на Первом канале прочитали и сказали: «Все написано хорошо, но вот как-то автор его не любит». Так вот, я захлопнула все книжки и решила, что попытаюсь понять Колчака по-иному, виртуально. Пошла в церковь на Соколе, подошла к его импровизированной могиле, поставила свечу, поговорила с ним. Он ведь был живым человеком, а не вымышленным.
Пришла домой, сказала: «Ну что, Александр Васильевич? Бабы все сходили с ума от тебя, я — нет. На мне ты и споткнулся, у меня нет никакой влюбленности к тебе. Буду работать с тобой по-другому». И все пошло как по маслу. Переписала четыре серии. Когда я по-новому начала писать, я как будто все угадала о нем.
- Вы уверенный в себе человек?
- Сейчас уже больше. Хотя в начале пути я была жуткой трусихой. Я боялась всего и всех: преподавателей, сокурсников. Думала, что я ничто по сравнению со всеми. Я всегда мечтала попасть на сценарный курс. И когда училась на журфаке МГУ и озвучила мечту, меня приняли за сумасшедшую. Говорили: «Это же журфак МГУ, а ты о каком-то сценарном!» Один человек меня понял — мой будущий муж.
- Где вы с ним познакомились?
- На том же журфаке. Мы оба были не москвичи. Я — из Тулы. Он — из Краснодарского края. Перед распределением срочно поженились, чтобы вместе ехать на работу. Нас отправили в Ашхабад. Саша стал корреспондентом в местном отделении ТАСС, я устроилась в редакцию «Комсомольца Туркменистана». Помню, сижу я в редакции, а один из наших сотрудников и говорит: «Лет через пять приеду в Ашхабад, зайду в редакцию и спрошу, где тут сидит Зоя Кудря?» «А вот там, в отделе писем», — скажут мне. Сижу и думаю: а ведь точно застряну в Ашхабаде навсегда. Прихожу домой и с ходу говорю: «Саша, собирайся, мы уезжаем». Хотя понимала, что уезжать-то некуда без прописки. Мне нужно было всеми правдами и неправдами попасть в Тулу, чтобы прописаться. Раньше, если ты уехала на учебу, то и вернуться должна была домой одна, «без хвостов». Я решилась на хитрость. Вырвала из паспорта страницы с печатью о браке и пошла в паспортный стол.
Паспортистка Касымова (до сих пор помню ее фамилию) мурыжила меня месяц. Пришлось сочинить историю, что хочу выйти за туркмена, а если жених узнает о штампе, никогда не возьмет меня замуж. Она всплеснула руками: «Ну что же вы мне сразу не сказали?» — и тут же сделала чистый паспорт. Я приехала в Тулу и прописалась, и у меня тут же появились муж и дети (смеется).
- На темы религии не писали?
- Мне Иисус Христос приснился дважды. Есть в Библии два часа из жизни Иисуса, о которых не знает никто. Все расписано по дням и минутам, но где он был вот эти два часа, неведомо никому. Это тайна Христова.
Я подумала: какая тема для сюжета, и начала писать, включив воображение. Писалось легко. А ночью мне снится (я точно знала, что я сплю), будто я лежу с открытыми глазами и вижу: у изголовья кровати стоит Он. Но это было не живое тело, а какое-то воздушное, что ли. Ничего не говорит, но я все поняла. Утром собрала все написанное и убрала в стол. А раньше мне приснился другой сон, и я поняла, что такое Бог и, что если чего-то хочешь, достаточно попросить.
- Обращаетесь к Богу за помощью?
- Расскажу случай. Февраль. Наш внук Даниил Анисимов уезжает на Майдан (он работает продюсером на «Раша тудей»). Пацан, 21 год. Я проснулась утром, мне тревожно. Стала неистово молиться Николаю Угоднику. И тут дочь сообщает, что по Даньке стреляли снайперы, пробили бронежилет.
Он поднялся на 14-й этаж гостиницы «Украина», чтобы передать информацию (там был Интернет), и в это время пуля по касательной прошлась по бронежилету. Я звоню ему и говорю: «Даня, это тебе Николай Угодник ручку подставил».
- Зоя, а бывает, что приходит усталость и даже апатия?
- Бывает, просыпаюсь и думаю: «Как же я ненавижу работать». Но потом начинаю корить себя за безделье, заставляю сесть за компьютер. Работаю, как правило, до 4 утра. Вытащить меня куда-то — целая проблема. Мои лучшие друзья — компьютер и ночь.
- А не обидно, что сценаристы, как правило, остаются за кадром, хотя именно они и есть основоположники будущего кинохита?
- Расскажу очень показательный случай. Было это на премьере «9 роты». Режиссер фильма Федор Бондарчук представлял творческую группу. А сценариста Юру Короткова представил так: «А это человек, который записал историю». Никто, конечно, не придал значения такой презентации. Юра отошел в сторону, чтобы покурить. Вдруг вижу, как публика, сметая всех на пути, ринулась к Бондарчуку за автографами. А один из рьяных поклонников Федора, проносясь мимо Короткова, бросает ему свой плащ со словами: «Мужик, подержи пальто» и сломя голову несется за вожделенным росчерком Федора. Вот эта фраза «Мужик, подержи пальто» относится ко всем сценаристам.
- Разве нельзя обязать озвучивать имена сценаристов?
- Можно. Была ситуация после успеха фильма «Граница. Таежный роман», когда Александр Митта твердил: «В моей драматургии, в моем сценарии…» Я разозлилась, позвонила ему: «Александр Наумович, вы можете про меня не вспоминать или говорить что угодно, даже что я полное дерьмо, но согласно пунктам договора (назвала от балды какие-то цифры) вы обязаны называть в интервью мою фамилию.
За каждое интервью, где вы забудете это сделать, я взыщу с вас по 500 долларов. Это так подействовало, что потом режиссер звонил мне периодически и говорил: «Зоя, газета такая-то, третий абзац во второй колонке…»
- Представьте, я задаю вам вопрос на вашем мастер-классе: «Вы «привлекаете» истории из своей жизни, когда пишете сценарий?»
- Отвечаю. Никогда не делайте этого. Когда пишешь про себя — это плохо, да и неинтересно. Ты как бы оправдываешь себя, свои поступки и слова. Если хочется излить свою жизнь, достаточно взять какую-либо ситуацию и вообразить, как бы ты с этой ситуацией разобрался. Главное — уметь включить воображение. У меня была ученица, которая звонит мне как-то, причитает в трубку, говорит, что у нее ничего не получается и что она в депрессии. Выяснилось, что причиной ее состояния стала измена молодого человека. Я выслушала ее и спрашиваю: «Надеюсь, он изменил тебе с твоей подругой?» — «Нет», — говорит она. — «Жаль, лучше бы он изменил тебе с лучшей подругой, какой бы получился сюжет», — сказала я ошарашенной ученице.
- А есть у вас какие-либо табу в сценариях?
- Ну вы меня хоть режьте, но я никогда не закончу кино плохо. Это для меня святое. Чем хуже и мерзопакостней человек, тем рьянее драматург должен искать в нем божью искру. Она всегда есть, и ее нужно найти и сделать так, чтобы он хотя бы одного котенка спас в жизни.
- Титул «выдающейся сценаристки России» нравится вам?
- Нет, нет и еще раз нет. Это как кликуха «Сонька — Золотая Ручка». Какой-то идиотизм.
- Получая из рук президента Госпремию, вы волновались?
- Я волновалась лишь, что забыла расческу. Приехала вся всклокоченная, расчесать волосы нечем. Еле привела волосы в порядок. Но снимок с президентом получился ужасный. Я на нем, как черный ворон (показывает фото). Президент сказал в мой адрес приятные слова, а за шампанским признался, что с интересом посмотрел все серии и даже «отматывал» назад любимые моменты. Не скрою, было приятно слышать это.
- Вы входите в топ-лист ведущих сценаристов мира…
- Я спокойно отношусь к подобным титулам. Не поверите, я даже на «Оскар» не хочу. Это ж надо готовиться, собираться, подбирать наряды и украшения. Я лучше дома посижу.
ДОСЬЕ
Зоя Анатольевна Кудря родилась 8 января 1953 года в Туле. Заслуженный российский сценарист, автор сценариев ко многим популярным телевизионным и художественным фильмам, лауреат Государственной премии Российской Федерации , член Союза кинематографистов, руководитель мастерской во ВГИКе.
ЦИФРА
26 фильмов в «послужном списке» Зои Кудри на данный момент. Она выступала как автор или соавтор сценария.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ, СНЯТЫЕ ПО СЦЕНАРИЯМ И СЮЖЕТАМ ЗОИ КУДРИ
ЛИКВИДАЦИЯ (2007)
Российский многосерийный худфильм, в основе сюжета которого лежит борьба советской власти против бандформирований в 1946 году в Одессе.
ГРАНИЦА. ТАЕЖНЫЙ РОМАН (2000)
Действие фильма происходит в 1970 году на Дальнем Востоке в военном гарнизоне на границе с Китаем.
АДМИРАЛЪ (2008)
Историко-художественный кинофильм о жизни знаменитого адмирала, руководителя Белого движения Александра Колчака.
МОСГАЗ (2012)
Знаменитая история, основанная на пяти преступлениях, совершенных Владимиром Ионесяном в 1963–1964 годах. В России премьера состоялась на Первом канале.
ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА И ТАЙНА ПРИНЦЕСС
На 14 августа этого года запланирована еще одна премьера фильма по сценарию Зои Кудри. «Храбрый Портняжка и Тайна принцесс». Это музыкальный фильм режиссера Олега Штрома, созданный к 200-летию выхода в свет первой сказки братьев Гримм. Лента снята по мотивам пьесы Г. Гладкова «Гримм. Гримм. Гримм», в свою очередь основанной на произведениях знаменитых немецких сказочников. Картина продолжает традиции изумительных советских киносказок. В фильме снимались, в частности, Кристина Орбакайте (королева Гурунда), Сергей Жигунов (король Зигфрид), Юлия Паршута (Гретель), Вадим Галыгин (советник).
НЕ ПРОСТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН
Огромную популярность ленты «Адмиралъ» критики связывают также с очень качественно подобранной для картины музыкой. Исполнители тут и правда задействованы не последние: так, главную песню фильма, «Анна», исполнила Виктория Дайнеко (композитор Игорь Матвиенко написал музыку к стихотворению Анны Тимиревой, посвященному Колчаку), а великолепные саундтреки записывали Валерий Меладзе (песня «Вопреки») и группа «Любэ» («Мой Адмирал»).
УСПЕШНАЯ "ЛИКВИДАЦИЯ"
Одним из самых популярных фильмов на сюжет Зои Кудри стала, безусловно, «Ликвидация». В день премьерного показа двух серий «Ликвидация» собрала у экрана рекордное число зрителей — по России их доля составила почти 43 процента. В фильме собран блестящий актерский состав. К сожалению, Андрей Краско, первоначально утвержденный на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съемках. Вместо него роль сыграл Сергей Маковецкий.