Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Зоя Кудря: Хотела бы написать о Путине

Общество
В жизни самый известный сценарист России Зоя Кудря — обычная женщина, но необычный собеседник. Ее величие и размах можно понять, лишь упомянув ее киноработы — сценарии к фильмам «Граница. Таежный роман», «Адмиралъ», «Курсанты», «Охота на изюб ря», сюжет «Ликвидации»…

- Зоя Анатольевна, какая-то тенденция пошла: банкиры, силовики и их любовницы пишут стихи и картины, а сценарии — все кто ни попадя. Отчего такой всплеск любви к искусству?

- Не думаю, что люди берутся за перо ради денег, особенно в кино. Видимо, привлекает работа со словом. Наверное, им кажется, что так просто написать сюжет, диалоги. Но литературная основа фильма строится по своим законам. Человек погружается в такой мир, который ему кажется более реальным, чем настоящий.

В процессе написания сценария я, например, как бы параллельно смотрю кино. Бывает даже, что начинаешь сочинять сюжет сценария, а записывать уже неинтересно, потому что я мысленно уже посмотрела этот фильм. У разных сценаристов разные ходы, у меня он простой: придумываю героев, «ныряю» в них и начинаю изучать, что называется, «снизу». А другие сценаристы сочиняют историю «сверху» и, как марионеток, дергают персонажей нитями. Но в этом нет плоти и крови. Они как бы «над», а я хожу низами, познаю, разговариваю с героями.

- А почему вы не написали сценарий про этот пласт культуры?

- Я периодически прикасаюсь к шоу-бизнесу, но пока вот не складывается.

- А Алла Пугачева вам неинтересна как героиня большого кино?

- Вы как в воду глядите. Я бы хотела сделать качественный и правдивый фильм о Примадонне нашей эстрады. Правдивый, не халтурный, с настоящим драйвом и куражом. Я, кстати, хотела бы написать и о Путине, если бы мне предложили. Именно о детских годах президента. Я чувствую его, и у нас, как и у многих советских детей, много общего. Только у него были питерские окраины, а у меня — тульские. Помню, как он рассказывал о впечатлениях от посещения концерта симфонической музыки. У меня были схожие чувства, когда в школе нас повели на концерт. Путин, мне кажется, бывает по-детски искренним, а это привлекает.

- А если поступит госзаказ на киноописание жизнедеятельности какого-нибудь госруководителя, согласитесь?

- Уже вряд ли. Как-то продюсер НТВ предложил проект — четыре серии о Борисе Ельцине. Я сказала, что могу написать, но при условии, что это будет политический триллер. Предложила описать три дня из жизни Ельцина, попытаться разобраться в причинах и деталях его прихода в Кремль. Я бы показала Ельцина без прикрас, когда он брал власть: бесстрашного, отвязного и пьяного. Ведь за эти три дня его полюбили все, потому что людям нравится, когда кто-то что-то делает. Но вдруг мне сказали, что необходимо пообщаться с «семьей». Я сразу же отказалась. Я заведомо знала, что ничего не получится, мой вариант мог оскорбить родственников Бориса Николаевича. Я не люблю контроля над тем, что я пишу.

- Есть ли у вас в работе некие принципы, грань, за которую вы не переходите?

- Мой учитель Валерий Семенович Фрид всегда говорил: «Принципы? Вы с ума сошли. Какие принципы?» Так и я. Просто очень трудно писать под диктовку. Я все пишу на заказ, но не люблю контроля над тем, что пишу. Приведу пример с «Адмиралом». Первые четыре серии писала с таким пиететом, что казалось — подхожу к его памятнику и цветочки возлагаю. Я не могла понять Колчака, хотя прочитала коробки литературы о нем.

В какой-то момент даже хотела бросить все к чертям, сказала продюсерам: «У вас что, нет мужиков, кто мог бы написать про него? Ведь там Гражданская война, а я женщина, совсем не смыслю в этом». Когда я отдала начало, на Первом канале прочитали и сказали: «Все написано хорошо, но вот как-то автор его не любит». Так вот, я захлопнула все книжки и решила, что попытаюсь понять Колчака по-иному, виртуально. Пошла в церковь на Соколе, подошла к его импровизированной могиле, поставила свечу, поговорила с ним. Он ведь был живым человеком, а не вымышленным.

Пришла домой, сказала: «Ну что, Александр Васильевич? Бабы все сходили с ума от тебя, я — нет. На мне ты и споткнулся, у меня нет никакой влюбленности к тебе. Буду работать с тобой по-другому». И все пошло как по маслу. Переписала четыре серии. Когда я по-новому начала писать, я как будто все угадала о нем.

- Вы уверенный в себе человек?

- Сейчас уже больше. Хотя в начале пути я была жуткой трусихой. Я боялась всего и всех: преподавателей, сокурсников. Думала, что я ничто по сравнению со всеми. Я всегда мечтала попасть на сценарный курс. И когда училась на журфаке МГУ и озвучила мечту, меня приняли за сумасшедшую. Говорили: «Это же журфак МГУ, а ты о каком-то сценарном!» Один человек меня понял — мой будущий муж.

- Где вы с ним познакомились?

- На том же журфаке. Мы оба были не москвичи. Я — из Тулы. Он — из Краснодарского края. Перед распределением срочно поженились, чтобы вместе ехать на работу. Нас отправили в Ашхабад. Саша стал корреспондентом в местном отделении ТАСС, я устроилась в редакцию «Комсомольца Туркменистана». Помню, сижу я в редакции, а один из наших сотрудников и говорит: «Лет через пять приеду в Ашхабад, зайду в редакцию и спрошу, где тут сидит Зоя Кудря?» «А вот там, в отделе писем», — скажут мне. Сижу и думаю: а ведь точно застряну в Ашхабаде навсегда. Прихожу домой и с ходу говорю: «Саша, собирайся, мы уезжаем». Хотя понимала, что уезжать-то некуда без прописки. Мне нужно было всеми правдами и неправдами попасть в Тулу, чтобы прописаться. Раньше, если ты уехала на учебу, то и вернуться должна была домой одна, «без хвостов». Я решилась на хитрость. Вырвала из паспорта страницы с печатью о браке и пошла в паспортный стол.

Паспортистка Касымова (до сих пор помню ее фамилию) мурыжила меня месяц. Пришлось сочинить историю, что хочу выйти за туркмена, а если жених узнает о штампе, никогда не возьмет меня замуж. Она всплеснула руками: «Ну что же вы мне сразу не сказали?» — и тут же сделала чистый паспорт. Я приехала в Тулу и прописалась, и у меня тут же появились муж и дети (смеется).

- На темы религии не писали?

- Мне Иисус Христос приснился дважды. Есть в Библии два часа из жизни Иисуса, о которых не знает никто. Все расписано по дням и минутам, но где он был вот эти два часа, неведомо никому. Это тайна Христова.

Я подумала: какая тема для сюжета, и начала писать, включив воображение. Писалось легко. А ночью мне снится (я точно знала, что я сплю), будто я лежу с открытыми глазами и вижу: у изголовья кровати стоит Он. Но это было не живое тело, а какое-то воздушное, что ли. Ничего не говорит, но я все поняла. Утром собрала все написанное и убрала в стол. А раньше мне приснился другой сон, и я поняла, что такое Бог и, что если чего-то хочешь, достаточно попросить.

- Обращаетесь к Богу за помощью?

- Расскажу случай. Февраль. Наш внук Даниил Анисимов уезжает на Майдан (он работает продюсером на «Раша тудей»). Пацан, 21 год. Я проснулась утром, мне тревожно. Стала неистово молиться Николаю Угоднику. И тут дочь сообщает, что по Даньке стреляли снайперы, пробили бронежилет.

Он поднялся на 14-й этаж гостиницы «Украина», чтобы передать информацию (там был Интернет), и в это время пуля по касательной прошлась по бронежилету. Я звоню ему и говорю: «Даня, это тебе Николай Угодник ручку подставил».

- Зоя, а бывает, что приходит усталость и даже апатия?

- Бывает, просыпаюсь и думаю: «Как же я ненавижу работать». Но потом начинаю корить себя за безделье, заставляю сесть за компьютер. Работаю, как правило, до 4 утра. Вытащить меня куда-то — целая проблема. Мои лучшие друзья — компьютер и ночь.

- А не обидно, что сценаристы, как правило, остаются за кадром, хотя именно они и есть основоположники будущего кинохита?

- Расскажу очень показательный случай. Было это на премьере «9 роты». Режиссер фильма Федор Бондарчук представлял творческую группу. А сценариста Юру Короткова представил так: «А это человек, который записал историю». Никто, конечно, не придал значения такой презентации. Юра отошел в сторону, чтобы покурить. Вдруг вижу, как публика, сметая всех на пути, ринулась к Бондарчуку за автографами. А один из рьяных поклонников Федора, проносясь мимо Короткова, бросает ему свой плащ со словами: «Мужик, подержи пальто» и сломя голову несется за вожделенным росчерком Федора. Вот эта фраза «Мужик, подержи пальто» относится ко всем сценаристам.

- Разве нельзя обязать озвучивать имена сценаристов?

- Можно. Была ситуация после успеха фильма «Граница. Таежный роман», когда Александр Митта твердил: «В моей драматургии, в моем сценарии…» Я разозлилась, позвонила ему: «Александр Наумович, вы можете про меня не вспоминать или говорить что угодно, даже что я полное дерьмо, но согласно пунктам договора (назвала от балды какие-то цифры) вы обязаны называть в интервью мою фамилию.

За каждое интервью, где вы забудете это сделать, я взыщу с вас по 500 долларов. Это так подействовало, что потом режиссер звонил мне периодически и говорил: «Зоя, газета такая-то, третий абзац во второй колонке…»

- Представьте, я задаю вам вопрос на вашем мастер-классе: «Вы «привлекаете» истории из своей жизни, когда пишете сценарий?»

- Отвечаю. Никогда не делайте этого. Когда пишешь про себя — это плохо, да и неинтересно. Ты как бы оправдываешь себя, свои поступки и слова. Если хочется излить свою жизнь, достаточно взять какую-либо ситуацию и вообразить, как бы ты с этой ситуацией разобрался. Главное — уметь включить воображение. У меня была ученица, которая звонит мне как-то, причитает в трубку, говорит, что у нее ничего не получается и что она в депрессии. Выяснилось, что причиной ее состояния стала измена молодого человека. Я выслушала ее и спрашиваю: «Надеюсь, он изменил тебе с твоей подругой?» — «Нет», — говорит она. — «Жаль, лучше бы он изменил тебе с лучшей подругой, какой бы получился сюжет», — сказала я ошарашенной ученице.

- А есть у вас какие-либо табу в сценариях?

- Ну вы меня хоть режьте, но я никогда не закончу кино плохо. Это для меня святое. Чем хуже и мерзопакостней человек, тем рьянее драматург должен искать в нем божью искру. Она всегда есть, и ее нужно найти и сделать так, чтобы он хотя бы одного котенка спас в жизни.

- Титул «выдающейся сценаристки России» нравится вам?

- Нет, нет и еще раз нет. Это как кликуха «Сонька — Золотая Ручка». Какой-то идиотизм.

- Получая из рук президента Госпремию, вы волновались?

- Я волновалась лишь, что забыла расческу. Приехала вся всклокоченная, расчесать волосы нечем. Еле привела волосы в порядок. Но снимок с президентом получился ужасный. Я на нем, как черный ворон (показывает фото). Президент сказал в мой адрес приятные слова, а за шампанским признался, что с интересом посмотрел все серии и даже «отматывал» назад любимые моменты. Не скрою, было приятно слышать это.

- Вы входите в топ-лист ведущих сценаристов мира…

- Я спокойно отношусь к подобным титулам. Не поверите, я даже на «Оскар» не хочу. Это ж надо готовиться, собираться, подбирать наряды и украшения. Я лучше дома посижу.

ДОСЬЕ

Зоя Анатольевна Кудря родилась 8 января 1953 года в Туле. Заслуженный российский сценарист, автор сценариев ко многим популярным телевизионным и художественным фильмам, лауреат Государственной премии Российской Федерации , член Союза кинематографистов, руководитель мастерской во ВГИКе.

ЦИФРА

26 фильмов в «послужном списке» Зои Кудри на данный момент. Она выступала как автор или соавтор сценария.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ, СНЯТЫЕ ПО СЦЕНАРИЯМ И СЮЖЕТАМ ЗОИ КУДРИ

ЛИКВИДАЦИЯ (2007)

Российский многосерийный худфильм, в основе сюжета которого лежит борьба советской власти против бандформирований в 1946 году в Одессе.

ГРАНИЦА. ТАЕЖНЫЙ РОМАН (2000)

Действие фильма происходит в 1970 году на Дальнем Востоке в военном гарнизоне на границе с Китаем.

АДМИРАЛЪ (2008)

Историко-художественный кинофильм о жизни знаменитого адмирала, руководителя Белого движения Александра Колчака.

МОСГАЗ (2012)

Знаменитая история, основанная на пяти преступлениях, совершенных Владимиром Ионесяном в 1963–1964 годах. В России премьера состоялась на Первом канале.

ХРАБРЫЙ ПОРТНЯЖКА И ТАЙНА ПРИНЦЕСС

На 14 августа этого года запланирована еще одна премьера фильма по сценарию Зои Кудри. «Храбрый Портняжка и Тайна принцесс». Это музыкальный фильм режиссера Олега Штрома, созданный к 200-летию выхода в свет первой сказки братьев Гримм. Лента снята по мотивам пьесы Г. Гладкова «Гримм. Гримм. Гримм», в свою очередь основанной на произведениях знаменитых немецких сказочников. Картина продолжает традиции изумительных советских киносказок. В фильме снимались, в частности, Кристина Орбакайте (королева Гурунда), Сергей Жигунов (король Зигфрид), Юлия Паршута (Гретель), Вадим Галыгин (советник).

НЕ ПРОСТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН

Огромную популярность ленты «Адмиралъ» критики связывают также с очень качественно подобранной для картины музыкой. Исполнители тут и правда задействованы не последние: так, главную песню фильма, «Анна», исполнила Виктория Дайнеко (композитор Игорь Матвиенко написал музыку к стихотворению Анны Тимиревой, посвященному Колчаку), а великолепные саундтреки записывали Валерий Меладзе (песня «Вопреки») и группа «Любэ» («Мой Адмирал»).

УСПЕШНАЯ "ЛИКВИДАЦИЯ"

Одним из самых популярных фильмов на сюжет Зои Кудри стала, безусловно, «Ликвидация». В день премьерного показа двух серий «Ликвидация» собрала у экрана рекордное число зрителей — по России их доля составила почти 43 процента. В фильме собран блестящий актерский состав. К сожалению, Андрей Краско, первоначально утвержденный на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съемках. Вместо него роль сыграл Сергей Маковецкий.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.