Баллада об Алеше. К 75-летию Владимира Ивашова
Он был похож на западных кинозвезд: красивая внешность, мужская стать, приятного тембра голос, внутренний аристократизм…Вылитый Пол Ньюмен. Хотя родился Владимир Ивашов в бедной семье: отец работал на авиационном заводе, мама – швеей на дому, принимала заказы. Как и многие москвичи в послевоенное время они жили в коммуналке - одна комната на всех. Светлана Светличная вспоминала, что когда они поженились, стол в комнате убирали, чтобы постелить молодым постель на полу. Это была самая красивая пара в советском кинематографе, Светлана и Владимир дополняли друг друга: она импульсивная, непредсказуемая, он очень уравновешенный, спокойный. Они познакомились во ВГИКе. Владимир Ивашов пришел на их курс после академического отпуска, который он брал для съемок в «Балладе о солдате».
[OBJ=Кадры из к.ф. "Баллада о солдате"]
«Мне он сразу понравился, - рассказала в интервью «Вечерке» Светлана Светличная. - После «Баллады» я думала: ой, ну таких парней не бывает. Потом смотрю: он и в жизни очень интересный во всех отношениях. Однажды мы репетировали отрывки. В одной сцене был поцелуй, и в момент репетиции, я почувствовала, что он меня поцеловал не по роли. А через месяц-полтора он мне сказал: «Светка, по-моему, я тебя люблю». А я говорю: «А я не по-моему, а точно тебя люблю». И тут же позвонила домой папе, маме, сообщила, что скоро выйду замуж. «За кого?» Смотрите «Балладу о солдате». Они посмотрели и ответили: «Мы согласны».
Принято считать, и, в общем-то, это так и есть, что вершина творчества Владимира Ивашова - это Алеша Скворцов в «Балладе о солдате» Григория Чухрая. Незамысловатая история о том, как деревенский паренек, подбивший на передовой два фашистских танка, получает отпуск и едет к матери чинить прохудившуюся крышу, поднялась до масштабов библейской притчи. Динамизм, напряженность и остроту сюжету придает дедлайн, установленный бойцу его командиром: на все про все у Алеши шесть суток. Он спешит, прыгает с автомобиля на поезд, с поезда на автомобиль, переплывает реку на плоту, опять мчится в машине, чтобы успеть вернуться в часть в срок. А зрители, сочувствуя и переживая, следят за приключениями этого чистого, светлого, доброго и отважного юноши. При этом внешний динамизм картины не заслоняет ее внутреннего содержания, потому что все внимание режиссера и исполнителей сосредоточено на характерах и поступках персонажей.
Структурно «Баллада о солдате», как и положено киноленте в жанре роуд-муви (фильм-путешествие), состоит из нескольких эпизодов, в каждом из которых герой преодолевает то или иное испытание. Внутреннее напряжение повествования возрастает от одной драматической ситуации к другой. Это дает возможность Владимиру Ивашову наиболее полно раскрывать лучшие качества своего героя – доверчивость к людям, надежность и отзывчивость. То он помогает незнакомой девушке спрятаться в товарном вагоне и проехать до нужной станции. То, рискуя отстать от поезда, сторожит вещи инвалида, который пишет прощальное письмо жене. Иногда так и хочется крикнуть: торопись, парень, опоздаешь, подумай о себе! Но для Алеши Скворцова не существует выбора. Он защитник, заступник, воин: когда он видит человека в беде, он приходит ему на помощь.
«Балладе о солдате» - картина вечная, как вечны понятия добра и зла, верности и предательства, ненависти и любви. А какой в фильме актерский ансамбль! Жанна Прохоренко, сыгравшая свою лучшую роль. Евгений Урбанский, создавший в небольшом эпизоде образ огромной трагической силы. И, конечно, Владимир Ивашов, исполнитель главной роли.
Другой несомненной удачей актера стала роль Григория Печорина в фильме "Герой нашего времени" Станислава Ростоцкого. Владимир Ивашов показал саму сущность своего героя: внешне приятный в общении и даже располагающий к себе персонаж (Бэла влюбилась в Печорина и Максим Максимыч в нем души не чаял), не может жить, не причиняя страдания другим. Образ, созданный Ивашовым, получился сложным и многоплановым, с истинно лермонтовской глубиной и трагизмом. Зрители наверняка помнят актера и в кинофильме «Новые приключения неуловимых», где он сыграл роль русского офицера, адъютанта начальника контрразведки полковника Кудасова. Кстати в этом фильме в его исполнении впервые прозвучала песня «Русское поле», которая впоследствии стала визитной карточкой Владимира Ивашова. Телевидение записало целую передачу, в которой звучали старинные романсы в исполнении актера – эта новая, музыкальная грань его таланта стала настоящим открытием для слушателей.
Владимир Ивашов знал не только парадную, состоящую из цветов и аплодисментов сторону профессии, но и сложные, трудные, а порой драматические повороты судьбы. В 90-е годы, когда российское кино стало стремительно деградировать, актер потерял почву под ногами. Он привык сам устанавливать себе планку – и в работе, и в жизни. И был верен самому себе. Поэтому не мог опуститься до откровенной кинохалтуры, наводнившей экраны кинотеатров. «Сейчас в фильмах много грязи, после них хочется либо запить, либо повеситься, - говорил в одном из немногочисленных интервью тех лет Владимир Ивашов. - Несмотря на трагический финал «Баллады о солдате», после его просмотра в зрителях происходило очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого».
Предложения сниматься поступали все реже. Ничто не могло компенсировать утраты, ведь кино для актера было главным делом, которое требовало полной отдачи. Писатель может писать в стол, художник – творить для узкого круга друзей, но актер немыслим без зрителя. От безденежья и отчаяния Владимир Ивашов вынужден был устроиться разнорабочим в строительную фирму. Последний год жизни был особенно мучительным и трагичным, он нервничал, срывался по всякому пустяку. Та ненужность, которую он ощущал, внутренне укоротила жизнь актера.
Казалось, актера с такими уникальными данными, ждет долгая и счастливая жизнь в кино. Но карьера оказалась не так уж счастливой, а жизнь - совсем не долгой. Владимир Ивашов – актер нереализованных возможностей, несыгранных ролей. Но свою главную роль он сыграл: образ Алеши Скворцова навсегда вписал имя Владимира Ивашова в золотой фонд отечественного кинематографа.
СПРАВКА «ВМ»
Владимир Ивашов родился 28 августа 1939 года в Москве. В 1963 году окончил ВГИК (актерская мастерская М. И. Рома).
Еще будучи студентом Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском», «Семь нянек», «Баллада о солдате». Роль Алеши Скворцова принесла Владимиру Ивашову всемирную известность. Он много снимался. В 1980 году ему было присвоено звание народный артист РСФСР. Последней большой работой Ивашова в кино стал фильм Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году. В 1993 году на церемонии вручение высших кинематографических призов «Ника» Владимир Ивашов произнес фразу, которая, по сути, являлась его жизненным кредо: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни». И добавил «Честь имею!». Владимир Ивашов умер в ночь на 23 марта 1995 года в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни после обострения язвы желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Его супругой на протяжении всей жизни была актриса Светлана Светличная, в браке у них родилось двое сыновей — Алексей и Олег (умер в молодости, похоронен рядом с отцом). 16 февраля 2005 года имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.