Обаяние русской старины: изразцы, керамика и кованые ограды...
Настоящий «русский дом», украшенный разноцветными изразцами, кованой оградой, керамикой и оконными рамами в форме кокошников, был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского, чьей визитной карточкой был популярный в конце XIX века тематический русско-византийский стиль.
Особняк — коммуналки — общежитие
Яркий дом, выстроенный в соответствии с пожеланиями хозяйки и пристрастиями архитектора, недолго оставался частным особняком. После революции 1918 года здание разделили на коммунальные квартиры, которые стали сдавать внаем, а в 1925 году открыли общежитие для большевиков-ветеранов. Тогда же дом реконструировали после пожара, повредившего большую часть здания. В 1928 году надстроили третий этаж, где под одним резным кокошником соединили окна. Причем успешно: по стилю этаж не отличается от остальных.
Восстановление отношений
Бразильским посольством особняк Лопатиной стал в 1963 году, после восстановления отношений между этими странами. Ранее, в 1947 году (в период холодной войны Союза и США), правительство Бразилии запретило деятельность Коммунистической партии и разорвало дипломатические отношения с СССР. Однако в 1961 году бразильцы вернулись в Москву — и посол тех времен, господин Васко Лейтао да Кунья, вынужден был расположить посольство в гостинице «Националь», затем — во временном помещении. Бразильская сторона потратила около года на ремонт и реконструкцию здания, сохранив его исторический облик. В 1991 году правительство Бразилии завершило процесс приобретения особняка и перевода его в собственность Федеративной Республики Бразилии.
Убранство с акцентом
Внешне соответствующий московской архитектуре, особняк внутри представляет собой настоящую маленькую Бразилию — об этом говорят и нынешние его обитатели. Один из самых ценных предметов в посольстве — рояль марки Steinway & Sons, стоящий в Музыкальном зале под сводчатым потолком. И хотя название помещения появилось не просто так — здесь действительно выступали известные бразильские и российские исполнители — сегодня сыграть вряд ли кому удастся: инструмент расстроен окончательно и бесповоротно. А настройка его, увы, в бюджет Бразилии не входит. Тягу к прекрасному можно компенсировать живописью: стены украшают полотна Константина Коровина и Николая Добровольского.
История за обедом
Главная гордость бразильской резиденции — акварельные обои в Обеденном зале, изображающие Рио-де-Жанейро 1820-х годов. Город показан таким, как его увидел немецкий художник Йоганн Ругендас. Он принимал участие в научной экспедиции в 1824– 1829 годах в Бразилию российского исследователя Лангс дорфа (позднее — генерального консула Российской империи в Рио-де-Жанейро) и по достоинству оценил тогда еще экзотическую страну.
Обои выполнены во Франции по старинной технологии. Аналогичные украшают помещения бразильского посольства в Вашингтоне и здание МИДа Бразилии. По словам дипломатических представителей Бразилии, на эти обои нельзя смотреть как на документальное свидетельство эпохи — все-таки Ругендасу город показался куда более «диким», чем он был на самом деле. Но гости сегодня все равно нет-нет да и затевают исторический диспут за обедом! Впечатляет и смешение стилей как таковое: внимание обращают на яркие стены и потолки резиденции — мало в каком дипломатическом учреждении можно такое увидеть. Как объясняет московский посол, господин Антонио Геррейро, за необычный ремонт нужно быть благодарными предшественнику — господину Карлосу Параньосу, который представлял свою страну в России до 2013 года.
СПРАВКА
Особняк Анны Лопатиной был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского (1829–1897 гг.). Им же выполнены стилизованная под старину арка на Третьяковском проезде, фасад дома княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой (ныне здание «Геликон-Оперы») и резиденция Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре (ныне Российский фонд культуры), а также несохранившийся Царский павильон на Ходынке. В 1997 году особняк включен в перечень объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
ЦИТАТА
Денис Ромодин, историк:
- Фасад особняка отделан фигурным кирпичом завода Алексея Гусарева, а керамические изразцы выполнены на знаменитых мастерских Сергея Масленникова, где производили российскую майолику. Проект здания выполнен архитектором Александром Каминским, учителем Федора Шехтеля — автора Ярославского вокзала. К сожалению, большая часть внутренних интерьеров особняка была утрачена в середине ХХ века (1925–1963), когда дом приспособили под общежитие ветеранов.