Вторник 23 апреля, 01:04
Туманно + 10°
Город

Обаяние русской старины: изразцы, керамика и кованые ограды...

Бразильская дипмиссия признана одной из красивейших в городе
Фото: prepress
Внешность обманчива: в этом можно убедиться, проходя мимо дома № 54 по Большой Никитской. Некогда это здание в эклектическом русском стиле было особняком гражданки Анны Лопатиной, а ныне стало посольством Федеративной Республики Бразилии.

Настоящий «русский дом», украшенный разноцветными изразцами, кованой оградой, керамикой и оконными рамами в форме кокошников, был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского, чьей визитной карточкой был популярный в конце XIX века тематический русско-византийский стиль.

Особняк — коммуналки — общежитие

Яркий дом, выстроенный в соответствии с пожеланиями хозяйки и пристрастиями архитектора, недолго оставался частным особняком. После революции 1918 года здание разделили на коммунальные квартиры, которые стали сдавать внаем, а в 1925 году открыли общежитие для большевиков-ветеранов. Тогда же дом реконструировали после пожара, повредившего большую часть здания. В 1928 году надстроили третий этаж, где под одним резным кокошником соединили окна. Причем успешно: по стилю этаж не отличается от остальных.

Восстановление отношений

Бразильским посольством особняк Лопатиной стал в 1963 году, после восстановления отношений между этими странами. Ранее, в 1947 году (в период холодной войны Союза и США), правительство Бразилии запретило деятельность Коммунистической партии и разорвало дипломатические отношения с СССР. Однако в 1961 году бразильцы вернулись в Москву — и посол тех времен, господин Васко Лейтао да Кунья, вынужден был расположить посольство в гостинице «Националь», затем — во временном помещении. Бразильская сторона потратила около года на ремонт и реконструкцию здания, сохранив его исторический облик. В 1991 году правительство Бразилии завершило процесс приобретения особняка и перевода его в собственность Федеративной Республики Бразилии.

Убранство с акцентом

Внешне соответствующий московской архитектуре, особняк внутри представляет собой настоящую маленькую Бразилию — об этом говорят и нынешние его обитатели. Один из самых ценных предметов в посольстве — рояль марки Steinway & Sons, стоящий в Музыкальном зале под сводчатым потолком. И хотя название помещения появилось не просто так — здесь действительно выступали известные бразильские и российские исполнители — сегодня сыграть вряд ли кому удастся: инструмент расстроен окончательно и бесповоротно. А настройка его, увы, в бюджет Бразилии не входит. Тягу к прекрасному можно компенсировать живописью: стены украшают полотна Константина Коровина и Николая Добровольского.

История за обедом

Главная гордость бразильской резиденции — акварельные обои в Обеденном зале, изображающие Рио-де-Жанейро 1820-х годов. Город показан таким, как его увидел немецкий художник Йоганн Ругендас. Он принимал участие в научной экспедиции в 1824– 1829 годах в Бразилию российского исследователя Лангс дорфа (позднее — генерального консула Российской империи в Рио-де-Жанейро) и по достоинству оценил тогда еще экзотическую страну.

Обои выполнены во Франции по старинной технологии. Аналогичные украшают помещения бразильского посольства в Вашингтоне и здание МИДа Бразилии. По словам дипломатических представителей Бразилии, на эти обои нельзя смотреть как на документальное свидетельство эпохи — все-таки Ругендасу город показался куда более «диким», чем он был на самом деле. Но гости сегодня все равно нет-нет да и затевают исторический диспут за обедом! Впечатляет и смешение стилей как таковое: внимание обращают на яркие стены и потолки резиденции — мало в каком дипломатическом учреждении можно такое увидеть. Как объясняет московский посол, господин Антонио Геррейро, за необычный ремонт нужно быть благодарными предшественнику — господину Карлосу Параньосу, который представлял свою страну в России до 2013 года.

СПРАВКА

Особняк Анны Лопатиной был построен в 1876 году по проекту архитектора Александра Каминского (1829–1897 гг.). Им же выполнены стилизованная под старину арка на Третьяковском проезде, фасад дома княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой (ныне здание «Геликон-Оперы») и резиденция Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре (ныне Российский фонд культуры), а также несохранившийся Царский павильон на Ходынке. В 1997 году особняк включен в перечень объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

ЦИТАТА

Денис Ромодин, историк:

- Фасад особняка отделан фигурным кирпичом завода Алексея Гусарева, а керамические изразцы выполнены на знаменитых мастерских Сергея Масленникова, где производили российскую майолику. Проект здания выполнен архитектором Александром Каминским, учителем Федора Шехтеля — автора Ярославского вокзала. К сожалению, большая часть внутренних интерьеров особняка была утрачена в середине ХХ века (1925–1963), когда дом приспособили под общежитие ветеранов.

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER