Понедельник 25 марта, 11:03
Ясно + 2°
Город

Борис Эйфман: «Москвичи спасли наш театр!»

Борис Эйфман, российский режиссер и балетмейстер
Фото: Михаил Садчиков-младший
Борис Эйфман, российский режиссер и балетмейстер
Фото: Михаил Садчиков-младший
В рамках фестиваля «Черешневый лес» 29 и 30 сентября, а также 1 октября на Новой сцене Большого театра пройдет премьера балета «Реквием».

Накануне этого события российский режиссер и балетмейстер Борис Эйфман рассказал «Вечерней Москве», за что он любит столицу России, и какую роль она сыграла в его жизни.

- Борис Яковлевич, чем вас привлекает Москва?

- Это давняя и взаимная любовь. Когда мы только начинали, партийные чиновники в Ленинграде активно искали повод, чтобы закрыть наш театр. Но труппа приезжала в Москву и с огромным успехом показывала здесь свои спектакли. И после того, как в центральной прессе выходили положительные рецензии, нас никто не мог тронуть. Без преувеличения: московские зрители и критики тогда спасли наш театр.

- Есть ли у вас любимые места в Москве?

- Люблю Патриаршие пруды, скамеечку на Театральной площади и Московский Кремль с его удивительной архитектурой и историей.

- 29 сентября на сцене Большого театра будет представлен ваш балет «Реквием»…

- В 1991 году я поставил на музыку «Реквиема» Моцарта одноактный балет. Это был редкий для нашего театра образец бессюжетного спектакля. Постановка стала реквиемом по ушедшей эпохе и одновременно отразила предчувствие другой, еще только зарождающейся жизни. Спустя годы я сочинил новый спектакль, в который вошли балет на музыку Шостаковича по мотивам поэмы Ахматовой «Реквием» и абсолютно новое хореографическое воплощение моцартовского произведения. Две части удивительным, совершенно магическим образом сплелись в единое целое, и получился масштабный и многоуровневый спектакль о противостоянии небесного и земного, духа и плоти, о преодолении страданий и победе над страхом смерти.

- Что вы ждете от московских гастролей?

- Надеюсь, что столичные зрители смогут проникнуться нашим спектаклем. Да, возможно не все психологически готовы воспринять его высокий трагизм, однако хочется верить, что «Реквием» принесет публике незабываемые эмоции, станет для зрителей откровением, а главное – подарит им свет и надежду. Ради этого я и сочиняю хореографию.

- Артисты вашего театра принимают участие в фестивале Kremlin Gala «Звезды балета XXI века»

- Искренне рад тому, что у нас есть возможность выступить на прекрасной сцене Государственного Кремлевского дворца вместе с мировыми звездами. И публике необходимы такие праздники балета. Они не только радуют искушенных ценителей, но и популяризируют искусство танца среди широкой зрительской аудитории.

- Как вы думаете, отличается ли московский артист балета от петербургского?

- Есть тонкие профессиональные нюансы, позволяющие определить принадлежность к той или иной школе, но уверен, что нам не нужно искусственно раздувать абсолютно надуманное противостояние двух столиц. Принципиальных противоречий между нашими системами нет. Скажу больше: я вообще против того, чтобы рассуждать о московской и петербургской балетных школах как о явлениях, существующих порознь. Единая российская школа, ее сегодняшнее состояние и судьба – вот что должно заботить нас.

- Отличается ли современный балет от того, что был 20 лет назад?

- Конечно, за 20 лет балетное искусство изменилось. Я сам вышел на принципиально иной творческий уровень. Да, с годами тело не молодеет, но моя хореография становится более изобретательной, экспрессивной и самобытной. Сегодня идеи переполняют меня. Проблема в том, как успеть реализовать все задуманное...

Фото Михаила Садчикова-младшего
Борис Эйфман, российский режиссер и балетмейстер

- Что будет с балетом в будущем?

- Все зависит от того, появятся ли в мировом балетном пространстве новые имена и идеи, вольется ли в него свежая кровь. Необходим прорыв! Иначе лет через двадцать балет превратится в музейную древность. Осторожно скажу, что уже заметны некоторые позитивные сдвиги. Например, сегодня хореографы снова пытаются создавать масштабные спектакли с полноценной драматургией. Другое дело, что мои коллеги за годы увлечения абстрактным балетом разучились выражать через движение мысль или сложные психологические состояния. Господство бессюжетной хореографии привнесло в искусство танца новые технологии, но при этом – надолго затормозило его развитие.

- Чем еще будете удивлять зрителей в новом сезоне?

- Я задумываю поставить спектакль по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» на музыку Гершвина, Шуберта и Берга. В этом спектакле я хочу показать красивый и энергичный век джаза, 20-е годы прошлого века, а, с другой стороны, психологическую драму героев, которая описана в романе. Премьера запланирована на начало следующего года.

И ближе к концу сезона думаю возродить балет «Чайка», который получит новое название «Самоубийца», но я хочу не просто возобновить его, это будет некая реинкарнация. К сожалению, есть много спектаклей, которые уходят из нашего репертуара, но не по нашей вине.

- Довольны ли вы работой Академии танца, которая открылась год назад?

- С одной стороны, это два разных юридических лица – Академия танца и наш театр - но мы очень близки и очень надеемся, что в этой Академии мы сможем подготовить новый тип балетного артиста, который будет не только ближе к нам, но будет ближе к современному балетному искусству. Мы ищем талантливых детей по всей стране, даже в самой глубинке. Все думают, что их там нет, но посудите сами, в стране живет 150 миллионов, неужели мы не можем найти несколько десятков одаренных детей, взять их на полное обеспечение и сделать хороших танцоров?

- На каких балетных танцоров нужно обязательно посмотреть в театре? Назовите свой ТОП-5.

- Это вопрос провокационный. Если я озвучу один перечень, то невольно обижу танцовщиков из другой возможной пятерки. Поймите, я знаю, каким немыслимым трудом достигаются их слава и творческие победы. И главное: балет – не спорт. В нашем искусстве все оценки субъективны и никакие турнирные таблицы неуместны. Можно назвать пять сильнейших спортсменов, но применительно к балету составление любых «хит-парадов» будет проявлением вкусовщины. Желаю всем танцовщикам сохранять хорошую профессиональную форму и чувствовать себя победителями.

СПРАВКА

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске. В 1977 году создал собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который уже в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Лауреат Государственной премии России.

Борис Эйфман, российский режиссер и балетмейстер
Фото: Михаил Садчиков-младший

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER