Кабаре «19.14» Окопная война глазами двадцатилетних
Что я знаю о Первой мировой? Что вообще известно людям моего поколения об этой войне, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Фердинанда? Этими вопросами задался молодой актер и режиссер Александр Молочников. А после поставил дебютный спектакль на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова, рассказав историю окопной войны глазами французов и англичан в стиле кабаре. Диалоги сочинил драматург Александр Архипов при участии писателя Всеволода Бенигсена, а зонги специально для спектакля написал Дмитрий Быков. В итоге получился спектакль по-студенчески задорный и по-брехтовски острый.
Совершенная неготовность и полное отсутствие представления о том, что такое война, окопы и газ, французский и немецкий профессора, протягивающие друг другу руки через окопы, и главный герой всего — конферансье (прекрасная работа Артема Волобуева), эдакий Воланд, развлекающий зрителей и вершащий судьбы тех, кто еще вчера думал, что война — это легкая прогулка.
Синхронность действий и абсолютная похожесть – как в размышлениях, так и в действиях с обеих сторон иллюстрирует абсолютную бессмысленность войны, а ирония соседствует с горечью высказывания – вот во время перемирия солдаты играют в футбол на рождество, а вот на следующий день пускают газ – и падают на сцену пустые солдатские шинели, секунды назад бывшие солдатами.
Стилистика кабаре – со столиками, накрытыми темно-бордовыми скатертями, кровавым занавесом и алым костюмом конферансье – возможно, слишком нарочита, зато максимальна точна. Актеры, большая часть которых - недавние выпускники разных школ (ГИТИСа и Школы-студии МХАТ), своей игрой сразу же заряжают спектакль высоким напряжением, создавая как единый ансамбль, так и вылепливая яркие индивидуальные образы. А налет студенчества, позволяющий предположить, что такая постановка вполне бы могла родиться в стенах 39-ой аудитории режфака ГИТИСа, а не на малой сцене МХТ, подкупает горячестью и только добавляет силы и емкости антивоенному высказыванию.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Молочников, режиссер:
- Меня поразило, что эти люди — будь то французы, боснийцы или германцы — были охвачены эйфорией от предстоящих сражений, желанием воевать. В их восприятии война — забавное приключение, которое станет поводом для гордости и проявления героизма. Избавит от ненужных комплексов и накопившихся обид. Оглядываясь на сто лет назад, страшно представить, как быстро развеялись эти иллюзии: простые жители прекрасных европейских столиц провели четыре года в окопах, где царили грязь, смерть и безумие.