Среда 14 ноября, 22:11
Небольшой Снегопад 0°
Город

Сергей Капков: "В культуре всегда заложен конфликт"

Сергей Капков.
Фото: РИА Новости
17 октября в выставочном зале " Манеж" в рамках первого международного культурного форума "Взгляд в будущее" работала открытая дискуссионная площадка "Культура конфликта".

Ведущими открытого разговора о самых сложных темах сферы культуры стали руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков и главный редактор журнала Interview Алена Долецкая. Также в ток шоу приняли участие режиссер Никита Михалков, генеральный директор ОАО "Первый канал" Константин Эрнст, писатель и публицист Татьяна Толстая, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, режиссер Борис Хлебников, композитор Сергей Невский, генеральный продюсер телеканалов 24DOC Вера Оболонкина и художник Олег Кулик.

Темой для открытого диалога стали спорные культурные конфликты: финансирование искусства государством и цензура, политические контексты в искусстве, современное телевидение против свободы слова и другие животрепещущие вопросы.

Самый яркий конфликт между спикерами разгорелся на тему цензуры. Руководитель департамента культуры Сергей Капков первым заявил, что в российской культуре цензуры как таковой нет.

- Мне кажется, что нужно забрать с Минкульта функции цензурирования и отдать их какой-нибудь отдельной институции, которой доверяет государство, например Мосфильму. Им там виднее будет, - заявил Капков, которому сразу же парировала Татьяна Толстая.

- Как это нет цензуры?  Когда она только увеличивается и душит художников! - возмутилась писательница. - Я просидела 12 лет в телевидении ( прим. автора Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова вели передачу "Школа злословия" на телеканале НТВ) и ощутила на себе, как вымываются проблемы и конфликты из текста нашей передачи. Причем, сначала это были робкие попытки убрать или смягчить что-то, а потом давление пошло со всех сторон, вплоть до того, что нас выводили в эфир в два часа ночи, когда рейтинга быть просто не могло, а потом тыкали в это носом "мол у вас рейтингов нет" и ставили  на наше место песни, пляски и мудями тряски (прим. Толстой это слово, кстати, не запрещено к употреблению).

Цензура запрещала мне звать в программу интересных, но к счастью немедийных героев. Мне говорили – зовите Пугачеву, Галкина, потому что уже в конец оболваненные зрители хотят бесконечно видеть своих «Микки Маусов». Конечно, я не могу ни признать, что телеканал НТВ совершал в какой-то мере подвиг, держа нас в своем гадюшнике целых десять лет,  - заявила Толстая, которую поддержал директор Первого канала.

- Цензура была и будет всегда. Можно говорить о ее степени. Если цензурируют аморальные люди и дураки – результат печальный, - объяснил Константин Эрнст.

Генеральный продюсер телеканалов 24DOC ( которые недавно закрыли) Вера Оболонкина также негодовала:

- Есть ощущение, что Министерством культуры поддерживаются только определённые направления, те, которые подходят под шаблоны госзаказов. И, например, совершенно не финансируются острые социальные документальные фильмы. В эфир попасть с таким проектом практически не возможно, - рассказала Оболонкина.

В дискуссии также обсуждался вопрос финансирования проектов государством. "Камень" в сторону  Михалкова бросила сама Долецкая, задав вопрос о неравном финансировании российского кино.

- Государство мне дает ровно столько денег, сколько и остальным. Есть фонд кино, защита проекта. В зависимости от этого экспертные комиссии выясняют сколько денег нужно выделить на это кино, а сколько добавить от инвесторов или благотворителей. Кому-то дают, а кому-то не доверяют. И мы отчитываемся за каждую копейку, - ответил Михалков.

- Меня называют "государственником", но я не собираюсь оправдываться за то, что снимаю такие фильмы, как "12". Я ни у кого не отнимаю денег. Весь бюджет, который получает моя группа – на экране. Разберите каждый кадр моего фильма. Любой общий план моей исторической картины, хотя бы возьмите «Солнечный удар», может держать зрителя 15 минут, потому что там все на чистом «сливочном масле». Это не картина, которая снимается на крупных планах, потому что нет фона. Мы не пилим бюджет, а на что осталось – снимаем кино. Если это качественно сделано я предпочитаю вкладывать деньги в кино, - объяснил Никита Михалков.

Итог ток-шоу подвел Сергей Капков:

– Культура для Москвы – это градообразующее предприятие. Все писатели творят, работают и зарабатывают в Москве. По последней статистике этого года в России снимается 3,5 тысячи часов частных сериалов. В них нет талантливого современного искусства. Там, где есть псевдорынок нет общественной дискуссии, такой которая существует  вокруг десяти фильмов, снятых российским Минкультом. Там, где есть рынок – нет жесткости. Но культура в нашей стране – больше, чем телевидение, которое является массовым продуктом.

Я иногда сочувствую персонажам фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Я и крайне правым – не друг и крайне левым – больше, чем враг. На мой взгляд,  работник культуры, в широком понимании, это человек, который ведет разговор про будущее страны. В культуре всегда заложен конфликт. Но в Москве мы пытаемся доказать, что всем нам давно уже пора жить по принципу «Живи, работай, созидай!». Мы уважительно относимся к талантам, творчеству, мы толерантны к личным позициям каждого человека, живущего в столице, участвующего в создании смысла нашего города.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER