Екатерина Павлова: Литература создает хороших родителей
После урока Екатерина Сергеевна убирает в шкаф разноцветные кирпичики от конструктора.
- Вы сегодня замещали кого-то в младшей школе?
- Мы используем конструктор на уроках русского языка вплоть до старших классов. На нем проще объяснять расстановку знаков препинания. Есть ученики, которых от одного слова «сложноподчиненное» бросает в дрожь. А я даю им в руки конструктор и говорю: стройте! И сразу видно: вот эта синенькая пластинка — главное предложение, а вот эта красненькая — придаточное.
- Тактильная память включается.
- Она сейчас однозначно сильнее зрительной. Любой алгоритм (а язык — это алгоритм) им надо потрогать руками. Вот эти мнемонические деревья мы растим с 5-го класса. Это такая игра-бродилка: водим пальцем по дереву и изучаем сначала правописание «не» с существительными и прилагательными, потом — с наречиями...
- А почему на раковине висит бумажка со словом «насчет»?
- Я наклеиваю в такие места бумажки со словами, в которых чаще всего делают ошибки. Вывешивать их на стенд бесполезно, туда как раз смотреть не будут. А в неожиданном месте оно запомнится. В предыдущей школе у меня весь класс был такими бумажками оклеен. Потом я их сняла, а ребята во время диктанта еще долго опускали глаза на мусорное ведро или поднимали к горшку, висящему в кольце на стене. И это их выручало. А еще я советую проблемные слова сделать застав кой на телефон, и чтобы они там плавали, сменяя друг друга. Если хочешь, чтобы ученик запомнил, как выглядит слово, оно должно часто маячить перед глазами.
- А зачем у них перед глазами маячат вот эти стенгазеты? Ух ты, это страница Онегина в социальной сети! Любимые книги — Адам Смит. Интересные страницы — «Латынь для чайников», «Фан-зона декабристов»...
- Мне однажды достался очень сложный девятый класс. Читать они не хотели, но оставить их без Пушкина было преступлением. Я принесла клей, ножницы, вырезки, разделила класс на группы и предложила сделать страницы в соцсети для Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Ведь все дети — априори литераторы. Они живут в мире письменных слов гораздо больше, чем мы в свое время. Посмотрите, сколько они пишут в соцсетях. А если показать им, что литература — это такой же выплеск мятущейся души, как их собственные посты?
- Я смотрю, они так увлеклись, что для Татьяны даже сделали страницу на французском.
- Причем в их классе этот язык не преподавался! Но они полезли в интернет, пропустили русский текст через интерактивный переводчик... В мир литературы надо пригласить, тогда произведение перестанет быть набором букв, который надо прочитать и пересказать. Пусть сначала рассуждения будут примитивнее, чем хотелось бы, но ребята выйдут в языковое пространство. Это непросто, потому что они вообще не умеют разговаривать со взрослыми, не знают даже многих нужных слов и фразеологизмов — с ними почти не говорят их отцы и матери. Но я уверена, что со своими детьми мои ученики себя будут вести по-другому.
- Почему?
- Это одна из моих целей — воспитать хороших родителей. Здесь не обойтись без русской литературы. Когда в эпилоге «Войны и мира» Анна Макаровна заканчивает вязать чулок, это для детей событие, и Пьер с Наташей всегда идут вместе с ними на это смотреть. Учитесь у них — если дети зовут вас, бросайте все и бегите, вас может ждать невероятное открытие. А Николай Ростов, солидный мужчина, останавливается перед дверью: «Знаю, знаю я это чувство.
Мне идти нельзя, ведь чулки — сюрприз мне». Я читаю этот эпизод вслух, и моя задача — чтобы ученики заплакали. И даже у юношей наворачиваются на глаза слезы.
- Неужели современные ученики на это способны?
- Именно современные — способны. Дети снова становятся детьми. Вы заметили, что они все чаще гоняют во дворах и на переменах в футбол, прыгают через скакалочку? А недавно я увидела, как играют в штандер-стоп. Это такая послевоенная игра с мячом, я думала, она уже никогда не возродится. Я имела несчастье общаться с поколением, которое можно назвать скучным. Это были ребята, которые оканчивали школу около десяти лет назад.
Они не понимали, зачем учатся. Это было немодно, непрестижно. Вот это поколение маленьких старичков и поколение покупателей ушло, и это не может не радовать.
СПРАВКА
Екатерина Павлова родилась в 1972 году. Окончила Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина (1995). Работает в школе со второго курса, с 1991 года. Планирует участвовать в конкурсе «Учитель года».