Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Екатерина Павлова: Литература создает хороших родителей

Общество
Екатерина Павлова: Литература создает хороших родителей
Екатерина Павлова и произведения ее учеников. Вверху — газеты со светской хроникой, пересказывающие события «Горя от ума». Внизу — страница Ольги Лариной в социальной сети / Фото: Дмитрий Рухлецкий
Считается, что и русский язык, и литература — предметы гуманитарные. Но Екатерина Павлова, преподаватель школы № 627, уверена, что русский язык — наука скорее точная. А вот на литературе надо обязательно... поплакать.

После урока Екатерина Сергеевна убирает в шкаф разноцветные кирпичики от конструктора.

- Вы сегодня замещали кого-то в младшей школе?

- Мы используем конструктор на уроках русского языка вплоть до старших классов. На нем проще объяснять расстановку знаков препинания. Есть ученики, которых от одного слова «сложноподчиненное» бросает в дрожь. А я даю им в руки конструктор и говорю: стройте! И сразу видно: вот эта синенькая пластинка — главное предложение, а вот эта красненькая — придаточное.

- Тактильная память включается.

- Она сейчас однозначно сильнее зрительной. Любой алгоритм (а язык — это алгоритм) им надо потрогать руками. Вот эти мнемонические деревья мы растим с 5-го класса. Это такая игра-бродилка: водим пальцем по дереву и изучаем сначала правописание «не» с существительными и прилагательными, потом — с наречиями...

- А почему на раковине висит бумажка со словом «насчет»?

- Я наклеиваю в такие места бумажки со словами, в которых чаще всего делают ошибки. Вывешивать их на стенд бесполезно, туда как раз смотреть не будут. А в неожиданном месте оно запомнится. В предыдущей школе у меня весь класс был такими бумажками оклеен. Потом я их сняла, а ребята во время диктанта еще долго опускали глаза на мусорное ведро или поднимали к горшку, висящему в кольце на стене. И это их выручало. А еще я советую проблемные слова сделать застав кой на телефон, и чтобы они там плавали, сменяя друг друга. Если хочешь, чтобы ученик запомнил, как выглядит слово, оно должно часто маячить перед глазами.

- А зачем у них перед глазами маячат вот эти стенгазеты? Ух ты, это страница Онегина в социальной сети! Любимые книги — Адам Смит. Интересные страницы — «Латынь для чайников», «Фан-зона декабристов»...

- Мне однажды достался очень сложный девятый класс. Читать они не хотели, но оставить их без Пушкина было преступлением. Я принесла клей, ножницы, вырезки, разделила класс на группы и предложила сделать страницы в соцсети для Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Ведь все дети — априори литераторы. Они живут в мире письменных слов гораздо больше, чем мы в свое время. Посмотрите, сколько они пишут в соцсетях. А если показать им, что литература — это такой же выплеск мятущейся души, как их собственные посты?

- Я смотрю, они так увлеклись, что для Татьяны даже сделали страницу на французском.

- Причем в их классе этот язык не преподавался! Но они полезли в интернет, пропустили русский текст через интерактивный переводчик... В мир литературы надо пригласить, тогда произведение перестанет быть набором букв, который надо прочитать и пересказать. Пусть сначала рассуждения будут примитивнее, чем хотелось бы, но ребята выйдут в языковое пространство. Это непросто, потому что они вообще не умеют разговаривать со взрослыми, не знают даже многих нужных слов и фразеологизмов — с ними почти не говорят их отцы и матери. Но я уверена, что со своими детьми мои ученики себя будут вести по-другому.

- Почему?

- Это одна из моих целей — воспитать хороших родителей. Здесь не обойтись без русской литературы. Когда в эпилоге «Войны и мира» Анна Макаровна заканчивает вязать чулок, это для детей событие, и Пьер с Наташей всегда идут вместе с ними на это смотреть. Учитесь у них — если дети зовут вас, бросайте все и бегите, вас может ждать невероятное открытие. А Николай Ростов, солидный мужчина, останавливается перед дверью: «Знаю, знаю я это чувство.

Мне идти нельзя, ведь чулки — сюрприз мне». Я читаю этот эпизод вслух, и моя задача — чтобы ученики заплакали. И даже у юношей наворачиваются на глаза слезы.

- Неужели современные ученики на это способны?

- Именно современные — способны. Дети снова становятся детьми. Вы заметили, что они все чаще гоняют во дворах и на переменах в футбол, прыгают через скакалочку? А недавно я увидела, как играют в штандер-стоп. Это такая послевоенная игра с мячом, я думала, она уже никогда не возродится. Я имела несчастье общаться с поколением, которое можно назвать скучным. Это были ребята, которые оканчивали школу около десяти лет назад.

Они не понимали, зачем учатся. Это было немодно, непрестижно. Вот это поколение маленьких старичков и поколение покупателей ушло, и это не может не радовать.

СПРАВКА

Екатерина Павлова родилась в 1972 году. Окончила Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина (1995). Работает в школе со второго курса, с 1991 года. Планирует участвовать в конкурсе «Учитель года».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.