Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Короткие, долгие и вечные истории Киры Муратовой

Развлечения
В среду, 5 ноября, легендарной Кире Муратовой - одному из самых неоднозначных и самобытных режиссёров в истории мирового кино - исполняется 80 лет.

Споры о её фильмах не умолкают - и неважно, когда они были сняты - в шестидесятые, или пару лет назад. Кинорежиссёр Роман Балаян как-то сказал: "Все снимают, как могут, Муратова — как хочет". Кира Георгиевна всегда была убеждённой противницей раскладывания искусства по полочкам: действие её картин, снятых без оглядки на какие-либо рамки, происходит везде и нигде, всегда и никогда. А бывает и так, что над волей, диктуемой автором, держит верх воля, диктуемая самим кино.

Прирождённый исследователь человеческих душ, Муратова всегда обладала уникальной способностью - пробуждать в обычном человеке артиста, а в профессиональном актёре - человека. В начинающем Владимире Высоцком она увидела обычного мужика-геолога, в никому не известной Нине Руслановой - фантастический творческий потенциал. И всё же главную роль в "Коротких встречах" (1968), первой её полностью собственной картине, Муратова сыграла сама. "Я смотрю на человека и пытаюсь как-то влезть в его нутро, вытянуть то интересное, что в нём есть, и придумать ему роль", - говорила она.

Короткие, долгие и вечные истории Киры Муратовой «Я смотрю на человека и пытаюсь как-то влезть в его нутро, вытянуть то интересное, что в нём есть» / Фото: wikipedia.org

Плакат фильма "Короткие встречи" (1967)

В 1971 году Кира Георгиевна начала снимать "Долгие проводы" по сценарию Натальи Рязанцевой. На главную роль она пригласила маститую театральную актрису Зинаиду Шарко. Пересматривая этот фильм сегодня, понимаешь, что в её образе режиссёр нашла свою феллиниевскую Кабирию. "Зина, я многих актрис пробовала. Мне нужна была нелепая женщина, я вас нашла", - признавалась Муратова после съёмок. Начальство Одесской киностудии требовало внести правки, но режиссер отказалась. Приговор был суровым: Киру Георгиевну уволили со студии, а картину положили "на полку" на долгие 16 лет. Вынужденный творческий перерыв привёл к переменам в личной жизни - Кира Георгиевна переехала в Ленинград, где познакомилась со своим вторым мужем, художником Евгением Голубенко.

Короткие, долгие и вечные истории Киры Муратовой Фото: kinopoisk.ru

Зинаида Шарко в фильме "Долгие проводы" (1971)

На "Ленфильме" Муратова сняла картину "Познавая белый свет", но в широкий прокат она так и не вышла, а в следующей ленте, мрачной и безысходной драме "Среди серых камней", даже не указала своего имени, заменив его придуманным Иваном Сидоровым. Впрочем, всё остальное было на месте: странная атмосфера, вереница ярких человеческих образов, обязательный конфликт между плёнкой и реальностью. Кино о том, что словами выразить невозможно.

Ввиду отсутствия денег Муратовой пришлось устроиться на работу в студийную библиотеку - таким образом, она в очередной раз "выпала" из кино. В 1987 году ей вернули диплом режиссёра, выпустили "Долгие проводы" и позволили снова вернуться к работе, но Кира Георгиевна снова пошла против системы и подала заявку, которой от неё не ждали - на экранизацию криминального рассказа Сомерсета Моэма. Как и стоило ожидать, в картине "Перемена участи" Муратова не могла обойтись без привычных "уколов" - ментальность советских интеллигентов была воспроизведена ей в точности и проанализирована без жалости. За этот фильм Кира Георгиевна удостоилась премии Всесоюзного кинофестиваля в номинации "режиссура".

Короткие, долгие и вечные истории Киры Муратовой Фото: kinopoisk.ru

Ольга Антонова в фильме "Астенический синдром" (1989)

Усталость от вечной борьбы с советской номенклатурой вылилась в "Астенический синдром" (1989) - ленту, вызвавшую неоднозначную реакцию критиков и партийного руководства страны, но принесшую международную известность. Впоследствии фильм был удостоен Специального приза жюри "Серебряный медведь" 40-го Берлинского кинофестиваля и премии "Ника". По воспоминаниям Муратовой, после выхода фильма она была полностью лишена мыслей, желаний и перспектив - ей казалось, что она уже сказала всё. К счастью, на сей этот перерыв был коротким - всего два года. В 1991 году режиссёр выпустила картину "Чувствительный милиционер", героями которой стали смешные и трогательные люди, спорящие о том, кому удочерить найденного в капусте ребенка. Лента была включена в список ста лучших фильмов мира по версии Европейской Академии кино и телевидения.

На 1990-е годы пришёлся один из самых плодотворных периодов в творчестве мастера, начавшийся с открытия зрителю актёрского таланта сценаристки Ренаты Литвиновой в "Увлеченьях" (1994) и продолжившийся уморительно грустными "Тремя историями" (1997), роли в которых блистательно исполнили Олег Табаков, Сергей Маковецкий и Иван Охлобыстин. В последующие годы Кира Георгиевна снимала самое разнообразное кино: короткометражка "Письмо в Америку" была криком отчаяния и злости, "Второстепенные люди" (2001) - признанием в любви и в то же время приговором маленькому человеку, живущему в мире, где "никто никого не любит". В "Чеховских мотивах" (2002) лёгкие артисты играли роли "тяжёлых людей", а два года спустя, в "Настройщике", Алла Демидова, Нина Русланова и Рената Литвинова выступили в довольно неожиданных амплуа. Идеальным "дядей Ваней" для этих "трёх сестёр" стал идеолог комик-труппы "Маски-шоу" Георгий Делиев - один из любимых артистов Муратовой.

Короткие, долгие и вечные истории Киры Муратовой Фото: kinopoisk.ru

Георгий Делиев в фильме "Настройщик" (2004)

Последний фильм Киры Георгиевны, "Вечное возвращение", посвящён проблеме, близкой каждому из нас - проблеме выбора. Запечатлев на плёнке нечто вроде памятника человеческой нерешительности, режиссёр заявила, что устала и больше не будет снимать кино. Неужели героиня Ренаты Литвиновой из "Увлечений" была права в том, что "красота всегда стремится к финалу, саморазрушению"? Поверить в такое невозможно. С юбилеем, Мастер! Ваших фильмов мы готовы ждать вечно.

[OBJ Отрывок из фильма "Вечное возвращение" (2012)]

"ИЗ НЕВИДИМЫХ МНОГИМ ТОНКОСТЕЙ МУРАТОВА ПЛЕТЁТ КРУЖЕВА"

Своими воспоминаниями о работе с режиссёром поделился известный актёр, музыкант, художник и режиссёр, художественный руководитель комик-труппы "Маски" Георгий Делиев.

- Георгий Викторович, у Киры Муратовой вы снялись в пяти картинах. Как состоялось ваше знакомство?

- Мы были знакомы давно - она снимала фильмы на Одесской киностудии и я их, конечно же, смотрел. В середине 1990-х я работал над "Масками" и она через ассистентку позвала меня побеседовать - предложила мне, Володе Комарову и Мише Волошину (артисты комик-труппы "Маски-шоу" - прим. "ВМ") сыграть комических персонажей во "Второстепенных людях". Чуть позже, в "Чеховских мотивах", она доверила мне играть одну из главных ролей. Мне кажется, что переход к "Настройщику" получился довольно плавным.

- Сложно ли вам было свыкнуться с киномиром Муратовой после долгих лет работы в "Масках"?

- Самое важное для актёра - всегда слушать режиссёра, чтобы понять его замысел. Как говорится, скучных жанров не бывает, бывает скучное кино. Для меня это была всё та же работа над ролью, только пришлось использовать другие инструменты. Любое актёрское мастерство строится на системах Станиславского и Михаила Чехова, биомеханике Мейерхольда... но это всё основа, а остальное зависит только от художника. Кира обладает неким чутьём, интуицией, а с другой стороны очень высоким профессиональным инструментом - опытом.

- Известно, что до начала съёмочного периода Кира Георгиевна долго репетирует с актёрами, но на площадке происходит нечто совсем иное...

- Вы абсолютно правы - на разных этапах работы над картиной я действительно нахожу что-то новое. Кира всегда находится в творческом процессе и очень часто недовольна собой. Она всё время хочет что-то улучшить, увидеть по-другому. Пока есть возможность что-то менять, она меняет. На съёмках "Настройщика" я иногда терялся и не знал, за что хвататься, но вскоре всё становилось на свои места. Работать с Кирой очень интересно, к актёрам она относится с пониманием.

- Как вы думаете, стоит ли нам ждать нового фильма Киры Муратовой или она окончательно ушла из кино?

- Если она так говорила, значит, что в тот момент она так думала. Но у неё может меняться настроение, а вместе с ним и желания. Это правда, что кино забирает очень много сил. А потом опять возникает вдохновение, которое наполняет её энергией. Даст Бог, она продолжит снимать.

- Как вы думаете, что Киру Георгиевну больше всего интересует в человеке?

- Его личность, состоящая из множества частей. Не секрет, что все мы носим маски, хотим являться теми, кем не являемся на самом деле, а собой бываем редко. Про это Кира и снимает кино, находя в этой теме огромное количество интересующих её парадоксов и конфликтов. Есть тонкости, которые многие не замечают, а она из них плетёт кружева. Она очень чётко чувствует суть киноискусства, дорожит ей и сохраняет её целостность - ни один её фильм не похож на другой! Такой вот удивительный человек.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ КИРЫ МУРАТОВОЙ

"Короткие встречи" (1967)

Пока геолог Максим (Владимир Высоцкий) находится в очередной экспедиции, к его гражданской жене (Муратова) приезжает влюбившаяся в него девушка (Нина Русланова). Для каждого из них счастье лишь кажется близким.

"Долгие проводы" (1971)

Конфликт поколений: властная мать (Зинаида Шарко) изо всех сил пытается удержать взрослеющего сына от переезда к отцу, но сомневается в том, что поступает правильно. Экзистенциальная драма

"Астенический синдром" (1989)

Скорбное прощание с советским кино, одним из важнейших элементов которого Муратова сделала не только отчаившихся людей, но также кошек и собак.

"Три истории" (1997)

Три новеллы, в каждой из которых совершается убийство. Всякий раз виновниками являются люди, на первый взгляд совершенно неспособные на это.

"Настройщик" (2004)

Первая крупная роль клоуна Георгия Делиева, сыгравшего настройщика роялей - самого счастливого и самого несчастного человека на свете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Долгая счастливая жизнь: 5 легендарных фильмов по сценариям Геннадия Шпаликова

Восхождение: 5 легендарных фильмов Ларисы Шепитько

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.