Воскресенье 18 ноября, 18:11
Легкий Дождь + 1°
Город

Искусство танца – выше политики

Ансамбль Моисеева пропагандирует искусство всех народов.
Ансамбль Моисеева пропагандирует искусство всех народов.
Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"
В минувшую пятницу, 28 ноября, в Большом театре стартовала трехдневная программа Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, посвященная 90-летию начала творческой деятельности выдающегося хореографа и его создателя.

О великом мастере и народных традициях «ВМ» поговорила с директором и художественным руководителем коллектива, народной артисткой России Еленой Щербаковой.

- Елена Александровна, как ансамблю народного танца удается держать планку, уже 77 лет оставаясь лучшим в мире?
- Прежде всего благодаря уникальной, талантливой, непохожей ни на кого хореографии Игоря Моисеева, которую мы сохранили в первозданном виде и, соответственно, сохранили все традиции, заложенные мастером, передаем их из поколения в поколение. Все педагоги ансамбля, выбранные самим Моисеевым, сегодня обучают артистов по методике Игоря Александровича, которую впитали, работая в ансамбле. В 24 года, будучи солистом Большого театра, Игорь Моисеев уже начал ставить свои первые балеты. Случай в истории, не имеющий аналогов. Несмотря на блестящее образование и интеллект, Игорю Александровичу всю его долгую жизнь было интересно узнавать все новое. В какую бы страну он ни приезжал, везде его интересовала история, культура, обряды, традиции и, конечно же, народный танец. Так появился огромный цикл «Танцы народов мира».

- Как вообще Моисееву пришла в голову мысль создать такой ансамбль?
- Это случилось, после большого путешествия Моисеева по республикам Советского Союза. В 1936 году он привез в Москву лучших любителей народного танца, которые "танцевали душой" (профессионалов тогда не было). Здесь они выступили в великолепном, богатейшем по колориту концерте, составленном Игорем Моисеевым в рамках первого фестиваля народного творчества.
Блестяще владея школой Русского балета (его педагогом был Александр Горский), и тяготея к народному танцу, Игорь Моисеев создал новый жанр народно-сценической хореографии, создал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца и первую в мире профессиональную школу народного танца при ансамбле, доказав что народный танец, как и классический может быть профессиональным. Сегодня все, что происходит ансамбль Игоря Моисеева — это настоящий театр авторского народного танца.

- Всегда ли народные традиции в хореографии той страны, название которой носит танец, совпадают с постановками Игоря Моисеева? Или это все-таки творческое переосмысление?
- В каждом национальном танце заложены особенности того или иного народа. Взяв их за основу, Моисеев всегда создавал свою собственную хореографию. На сцене нужно танцевать профессионально, не так как принято в народе.

- Трудно ли сейчас найти достойного балетмейстера русского танца?
- Для ансамбля Моисеева невозможно, его просто нет. Планка Игоря Моисеева как хореографа очень высока. После моисеевского русского танца «Лето», ставшего визитной карточкой ансамбля по всему миру, старинной городской кадрили, русских танцев «Полянка» и «Вензеля», я не вижу хореографов равных Игорю Александровичу. Каждый танец Игоря Моисеева - законченное хореографическое произведение, в котором есть развитие, а прежде всего смысл. это не набор отдельных трюковых элементов и движений, как сейчас принято ставить.

- Справляются ли молодые артисты с хореографией Игоря Моисеева или приходится переписывать партии?
- Самое страшное – погубить традиции, которые в нашем ансамбле хранятся и передаются из поколения в поколение. Я сама на них воспитана. Очень важно правильно подобрать репертуар для артиста, увидеть его индивидуальность. А он уже должен внести свою краску в тот или иной образ. Один из первых танцев, поставленных Игорем Александровичем еще в 1937 году – калмыцкий, сегодня заново сияет, благодаря нашему молодому солисту Рамилю Мехдиеву. "Татарочка – черноморочка", также поставленная в 1937 году, блестяще исполняется молодой солисткой Ольгой Волиной. МЫ не меняем хореографию моисеева. Что абсолютно недопустимо - это искажение хореографии. К сожалению, сегодня этот встречается довольно часто.

- Чего не хватает современным народным коллективам?
- Хороших педагогов. Сейчас очень модно: набор движений, не всегда попадающих в музыку, и трюки - все, танец готов. А от внешнего вида некоторых псевдо русско-народных коллективов становится страшно: безобразный макияж, перемазанные губы, все костюмы усыпаны камнями, стразами, кокошники высотой в метр... Разве в народе люди так одевались!? А ведь публика воспринимает культуру такой, какой ее видит и, соответственно, у нее формируется искаженное представление. Настоящего сейчас, к сожалению, мало.

- Как популяризировать народный танец?
- На Кавказе совсем маленькие дети уже знают национальные танцы, потому что сохраняются характер и традиции народа. А русские танцы остались, наверное, только в глубинке. Почему же мы разучились хранить наши традиции? Молодые люди, рожденные за последние 25 лет, практически не знают о русском танце. А ведь каждый российский регион - носитель уникальной хореографии: Север – более сдержанной, Юг – открытой и жизнерадостной. Раньше по телевидению можно было увидеть множество фестивалей, конкурсов, концертов лучших ансамблей народного танца и самодеятельных коллективов. Сейчас этого нет. На чем учиться нашей молодежи!? Я думаю, должна быть специальная государственная программа – «Учитесь танцевать русский танец». Ведь танец – искусство, объединяющее все народы, а танец, который несет людям мир, любовь и добро выше политики.

 

 

Ансамбль Моисеева пропагандирует искусство всех народов.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER