Понедельник 25 марта, 07:03
Ясно 0°
Город

Ольга Николаева: Девушкам ближе Луна, юношам — Солнце

Ольга Николаева в школьном космическом музее, созданном в 2011 году. Рядом с ней макет ракеты Р-7, внизу — макет базы на Марсе. Фотоэкспозиция на стене посвящена станции «Мир» и Международной космической станции
Фото: Павел Волков
В конце ноября состоялся конкурс «Инженерный старт». Сразу в двух номинациях победила Виктория Бояршинова, ученица 11-го класса школы аэрокосмического образования № 1155. Ее научный руководитель — учитель физики Ольга Николаева.

А этим летом команда школы под предводительством Виктории Бояршиновой заняла первое место еще в одном престижном соревновании — Российском чемпионате по запуску «школьных» микроспутников CanSat. Конкурс проводился в третий раз, каждый год в нем принимает участие около 50 команд со всей страны. Спутник размером с банку из-под колы, построенный руками ребят, впервые вывел в победители московскую команду. И занял почетное место в школьном космическом музее.

- Ольга Константиновна, что же ваш спутник передал на Землю?

- Это портативная метеостанция. Она поднимается на высоту около двух километров, затем сбрасывается с ракеты на парашюте и движется вниз со скоростью около 8 м/с. И по дороге передает информацию о влажности, давлении, концентрации угарного газа и других характеристиках атмосферы. Интересно, что эта кроха «умеет» больше, чем первый советский космический спутник, запущенный 4 октября 1957 года.

- Что еще в вашем музее сделано руками учеников?

- Например, вот эти макеты — ракеты Р-7, корабля «Прогресс», «Бурана», Международной космической станции, космических баз на Луне и Марсе. Это ребята построили под руководством нашего учителя технологии Виктора Болеславовича Пригодского. У нас в школе фантастическая мастерская, есть станки с числовым программным управлением. И черчение преподается на хорошем уровне. Месяц назад команда нашей школы заняла второе место на чемпионате высокотехнологичных рабочих и инженерных профессий среди школьников Junior Skills в Екатеринбурге. Жаль, сейчас все на уроках — у нас дети и экскурсии в музее проводят сами. Кстати, не хотите взвеситься?

- Да ну... Это ж только расстраиваться.

- Вы на вот эти весы встаньте, «лунные». На Луне ведь сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле, и мы с вами там весили бы в шесть раз меньше. Все девушки любят взвешиваться в нашем музее на «лунных» весах. А юноши — на «солнечных»: там вес в 250 раз больше, чем на Земле.

- А еще говорят: «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры». Оказывается, «юноши — с Солнца, девушки — с Луны»!

- Получается, да. Эти весы сделали ученики десятого класса — в обычных напольных весах изменили систему пружин и рычагов, пересчитали шкалы.

- Ребята мастерят только для музея или для кабинета физики тоже?

- Один ученик построил недавно (опять же с помощью преподавателя технологии) электрофорную машину. Полгода трудился. Два восьмиклассника вместе со мной реанимировали волосяной психрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Это очень важно — когда дети предлагают пути решения проблемы.

Но сейчас в этом меньше необходимости, потому что оборудование в основном хорошее и новое. Даже школьная стационарная метеостанция есть. Если на уроке надо решить задачу, где упоминается плотность воздуха, можно не искать данные в таблице, а посмотреть, какая она в данный момент.

- Когда для вашей школы началась дорога в небо?

- В 2006 году мы стали базовой площадкой для развития программы аэрокосмического образования в округе. На базе нашей школы проводится городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии и космонавтике «Через тернии к звездам», летом — профильный лагерь «Альтаир». Мы сотрудничаем с Дворцом детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, с компанией «Мобильный планетарий», устраивающей выездные уроки астрономии. У нас бывают космонавты. Ученики задают им очень любопытные вопросы.

- Насколько сегодня космос интересен школьникам? Мне кажется, по сравнению с советским временем престиж астронавтики упал.

- Этот момент мы уже прошли. Были времена, когда родители нацеливали детей на карьеру в сфере торговли. Но вот уже лет 10–12 популярность технического образования растет. И все больше учеников выбирают аэрокосмическое направление, поступают в физико-математическую группу. 95 процентов из них потом становятся студентами профильных вузов.

- Какие у них будут карьерные перспективы?

- Сейчас в научных организациях почти нет сотрудников среднего возраста. Только очень пожилые и очень молодые, которым предоставляется большой простор для деятельности. Я это знаю по своим выпускникам — некоторым еще тридцати нет, а они выполняют работу ведущего инженера.

СПРАВКА

Ольга Николаева родилась в 1960 году. Окончила Московский автодорожный институт по специальности «инженер гидроавтоматики» (1982). Работала в научных институтах. В школе — с 1992 года. В школе № 1155 — с 2000 года. Почетный работник образования г. Москвы (2009), обладатель медали Федерации космонавтики России (2013).

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER