Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Владимир Долгих: Россия и Москва не сдаются!

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
Солдату из поколения победителей — 90! Он всю жизнь — на передовой.

Жизнь и судьба Владимира Ивановича Долгих — выдающийся пример служения Отечеству. 5 декабря 2014 года человеку-легенде исполняется 90 лет. Руководитель советской индустрии цветных и драгоценных металлов, виднейший политик СССР, он и сегодня в строю: представляет столицу в Совете Федерации и руководит Московским городским советом ветеранов. Но мало кто знает, что он был одним из тех солдат, кто спас Москву в 1941-м... 

Он из того поколения, главной ценностью жизни для которого был патриотизм, готовность защищать Родину, не щадя собственной жизни.

ПРИПИСАЛ ГОД

— Я на фронт в 41-м убежал добровольцем, приписав себе годок, — вспоминает Владимир Иванович. — 5 декабря мне исполнилось 17 лет, а 6-го числа наша рота противотанковых ружей вступила под Москвой в свой первый бой.

…О войне сказал отец: «Началась!» Войну ждали. Лекторы общества «Знание» выступали с докладами о хищничестве германского фашизма. По радио сообщали: немцы захватили Францию, Норвегию. Франция была беспредельно далека от сибирского поселка Иланское, но вот война пришла и сюда.

Секретаря комсомольской организации школы Владимира Долгих вызвали в райком комсомола. Сказали, чтобы пришел вместе с ребятами 1923 года рождения. Пришли вместе с комсоргом 18 человек.

— Не боитесь идти в армию? — спросили их в райкоме. Естественно, все заявили, что даже не думают бояться. Сказал и он, 16-летний.

— Таких, как я, тогда были сотни тысяч, — говорит сегодня Долгих. — Сами шли в военкоматы, чтобы встать в ряды Красной армии и уйти на фронт защищать страну.

Дома сказал родителям, что записался добровольцем. Мама долго-долго молча смотрела на него и вышла из комнаты, только когда из глаз неудержимо потекли слезы...

Полтора месяца в Красноярске их учили в школе истребителей танков.

— Наверное, полноценной подготовкой это назвать трудно, — говорит Владимир Иванович. — Невелика премудрость подползти к макету танка и бросить в него бутылку с горючей смесью. Хотя изучили и устройство гранат тоже… Вместо победных сводок о разгроме врага Совинформбюро сообщало о «выправлении» линии фронта. Немцы брали один за другим наши города.

Стало не до учебы. Курсантов Красноярской школы маршевыми ротами отправили на фронт — на пополнение выбитых в боях дивизий. Долгих и его одноклассники попали в 6-ю гвардейскую стрелковую.

— Мы шли пешим маршем через столицу до казарм в Марьиной Роще, — вспоминает Владимир Иванович. — Город был опустевшим и строгим. Каждый из нас понимал, что его нельзя отдать немцам.

5 декабря 1941 года красноармейцу Владимиру Долгих исполнилось 17 лет.

6 декабря его рота противотанковых ружей вступила в первый бой — началось контрнаступление советских войск, Битва за Москву.

У НЕЗНАКОМОГО ПОСЕЛКА НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

— Война — свирепая штука, — говорит Долгих. — Была и мальчишеская бравада у каждого из нас, и боязнь. Помню: ночь, только прикорнули в блиндаже. Вдруг крик: «Немцы! В ружье!» Выскочили — темнотища, выстрелы, дикое желание «поближе познакомиться» с родной землей, упасть, вжаться в нее. А нельзя мне — бойцы увидят, что подумают? Преодолевая ужас, взял себя в руки.

Активного комсомольца, его назначили заместителем ротного политрука, затем политруком. Должность и четыре старшинских «кубика» на петлицах не давали никаких поблажек — он жил и воевал в тех же условиях, что и все. В голоде, холоде и окопных вшах. И ходил по тем же дорогам войны.

— Зимой 41–42 годов мы исходили ногами все Подмосковье, — вспоминает Владимир Иванович. — Роту ПТР постоянно перебрасывали на места возможного прорыва противника. Навьючимся, как лошади, оружием, боеприпасами и просто припасами — и идем, идем... Мимо сожженных деревень, мимо побитой немецкой и нашей техники, мимо застывших в снегу убитых людей...

Самые страшные бои, которые остались в его памяти навсегда, случились летом 1942-го под деревней Вязоватой. Орловское село не осталось в победных анналах истории великой войны, а людей там погибло немало. 25-й стрелковый полк, в который Долгих перевели политруком пулеметной роты, немцы «пасли» уже на подходе: над идущей в ночи колонной то и дело начинали летать трассирующие пули. Это вражеская разведка давала целеуказание своим артиллеристам.

Пережив несколько обстрелов на марше, полк занял позиции на передовой. Утром прилетели «юнкерсы». Тройками и шестерками, сменяя друг друга, бомбардировщики с включенными сиренами беспрерывно пикировали на расположение полка. Их вой и грохот разрывов бомб вымотали нашу пехоту еще до начала наступления.

А сам рывок на занятые и укрепленные врагом высоты был неудачным.

— Немцы подожгли сухое жнивье огнеметами, — рассказывает Долгих. — Сильный обстрел еще был. Отступили в дыму. Не успели отдышаться, нам новая команда: «В атаку, вперед!» Мы с комроты первыми встаем из окопов, это наша обязанность. Пять или шесть раз мы атаковали эти высотки под Вязоватой. Утром в бой уходили сто красноармейцев, а вечером посчитали — половина нас живых осталось в пулеметной роте…

А ДО СМЕРТИ – ЧЕТЫРЕ ШАГА…

— Слезы на войне не текут, — говорит Владимир Долгих. — Смерть врагов и смерть друзей — привыкаешь ко всему. Только больше ожесточаешься. Однажды под той же Вязоватой, где мы прочно и надолго застряли в 1942-м, только я ушел от пулеметного расчета Попова, как позади разорвался снаряд. Пулеметчики расчета погибли, все. Задержись я на полминуты, сейчас бы с вами не разговаривал. А слезы, вспомнил, один раз на фронте у меня все-таки текли.

На передовую приехала агитбригада артистов, и они спели «Землянку». Впервые тогда эту песню услышал. Огляделся я украдкой по сторонам: никто не заметил, как плачет коммунист-политрук? А у всех бойцов тоже лица — мокрые...

Его ранило в феврале 1943-го.

Полк, отбив у врага город Ливны, шел штурмовать железнодорожную станцию Змиевка.

Немцы накрыли атакующих красноармейцев плотным минометным огнем. Владимир Долгих получил множественные осколочные ранения. Хорошо еще, что санитары его на поле боя сразу отыскали и вынесли. Счет времени шел на часы — была зима, и раненый, при большой потере крови, мог быстро замерзнуть...

Политрук Долгих перенес пять операций и только на девятый месяц смог впервые встать на ноги, и то с помощью костылей. Осколки немецкой мины выходили еще долго, даже после того как в начале 1944 года медицинская комиссия вынесла заключение: комиссовать из рядов действующей армии.

— Фотографий военной поры у меня не осталось, не было у нас фотоаппаратов на переднем крае в начале войны, — говорит Владимир Иванович. — Только на партбилет в 1942 году фотографировался. Но в своей фронтовой гимнастерке я на снимках остался — носил ее в институте, пока она до дыр не износилась.

Бедно тогда вся страна жила после такой страшной войны.

Из 18 ребят, в 1941-м добровольцами ушедших из Иланского вместе с Владимиром Долгих на фронт, вернулись домой всего несколько человек, большей частью инвалидами. А школьные друзья его — Сологуб, братья Окуневы — погибли смертью храбрых. Как сотни тысяч ребят их поколения, почти подчистую выбитого войной.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

После войны он учился и много работал — в Красноярске, Норильске, Москве. Бывший секретарь ЦК КПСС, заведующий Отделом тяжелой промышленности и энергетики ЦК КПСС, а сегодня представитель города Москвы в Совете Федерации и глава Московского городского совета ветеранов, дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук Владимир Иванович Долгих по-прежнему — в делах и заботах. Рабочий день — с 8:00 до 20:00. Солдат 1941-го, один из тех, кто спас Москву, и сегодня, в 90 лет, — в строю.

— Война мне не снится, но помнится, — говорит он. — Это самое страшное, что есть на свете. Сейчас многое и многие в мире — против нас. Что бы ни происходило, надо избегать войны, которая приносит людям неисчислимые беды и страдания. Но наши недруги, а главное — мы сами должны понимать: Россия и Москва не сдаются. Не сдали их в 41-м, не сдадим и сегодня.

СПРАВКА

Владимир Иванович Долгих родился 5 декабря 1924 года в поселке Иланское (Красноярский край). В 1941-м, в 16 лет, добровольцем ушел на фронт. Участник Битвы под Москвой.

В 1943-м был тяжело ранен. Почти год лечился в госпиталях, перенес пять операций.

В 1944-м Владимира Долгих признали негодным к службе в армии. Вернувшись с фронта, поступил в Иркутский горно-металлургический институт, который окончил в 1948 году с отличием. В 1948–58 годах — начальник смены, технолог, начальник цеха и главный инженер аффинажного завода в Красноярске. В 1958–61 годах — главный инженер Норильского горно-металлургического комбината, с 1961 по 1969 год — его директор.

В 1965 году В. И. Долгих присвоено звание Героя Социалистического Труда. Работал первым секретарем Красноярского крайкома КПСС, в 1972-м избран секретарем ЦК КПСС, с 1982-го — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1984 году ему вторично присваивается звание Героя Социалистического Труда.

Лауреат премии правительства Москвы «Легенда века» за 2006 год. Почетный гражданин города Москвы. В 2002 году избран председателем Московского городского совета ветеранов войны и труда. С 13 сентября 2013 года назначен представителем от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

КСТАТИ

С 2002 года Владимир Иванович Долгих возглавляет Московский городской совет ветеранов войны и труда. Под его руководством МГСВ активно занимается вопросами социального обеспечения пенсионеров, патриотического воспитания населения Москвы, увековечения памяти защитников Отечества международных и межрегиональных связей. Совет ветеранов активно взаимодействует с правительством Москвы. В составе Московского городского совета ветеранов 11 ветеранских организаций административных округов, 125 районных, 1075 территориальных первичных, 130 предприятий и учреждений, 60 высших учебных заведений. Сегодня в центре внимания МГСВ ход подготовки к празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и определение задач ветеранским организациям по достойной встрече этого исторического юбилея.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ветераны развернули боевые знамена и прошли маршем

4 декабря ветераны Великой Отечественной войны на Мемориальной площади Мужества в Измайловском парке развернули боевые знамена и прошли торжественным маршем. Место мероприятия было выбрано не случайно. В годы Отечественной войны в Измайловском парке проходили обучение радисты и партизаны-подпольщики, формировался добровольческий московский комсомольский 85-й гвардейский минометный полк, начинала свой героический путь и 2-я дивизия народного ополчения. (далее...)

Битва под столицей и медали за отвагу

Мы решили заглянуть в календарь и перенестись в конкретный день, 5 декабря разных лет. В годы войны каждый день газеты выходили с последними новостями с фронта, где на протяжении почти четырех лет шли бои. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.