Воскресенье 25 августа , 22:08
Ясно + 15 °
Город

Юлия Борисова. Принцесса Турандот стала Королевой сцены

На торжественном вечере в честь 100-летия Театрального института им. Бориса Щукина на сцене театра им. Вахтангова воздали должное великой постановке «Принцессе Турандот». Юлия Борисова блистала в роли принцессы Турандот, Василий Лановой — в образе принца
Фото: Александр Казаков
Когда она выходит на сцену, зал сначала замирает, а затем захлебывается овациями. Чуть склонив голову в знак признательности и любви к тем, кому она подарила жизнь и талант, – зрителям, она выдерживает паузу. И наступает тишина. Слова и интонации ее героини ловят, боясь пропустить хоть миг из этого чуда, ведь на сцене – легенда. Юлия Борисова.

Лет десять назад Маргарита Эскина, знаменитая директор Дома актера, со вздохом сказала: «Как жаль, что Юленька, неповторимая совершенно Юлия Константиновна, не дает интервью, ведь она и никто другой у нас – звезда театра, настоящая, без пылинки на совести и биографии». А потом добавила, подумав: «Хотя, наверное, я внутренне ее понимаю. Она так давно отстранилась от всего этого…»

Маргарита Александровна говорила о Борисовой с благоговением. Как о великой актрисе. Как об удивительной женщине. И так о ней говорят все, кто имел счастье работать с ней или общаться.

17 марта Борисовой – 90. Она прекрасно выглядит и играет, как всегда, выкладываясь полностью. И как и прежде не дает интервью.

Она родилась в Москве, 17 марта 1925 года, в 24 окончила «Щуку» и сразу была принята в театр имени Вахтангова, на сцене которого начала выступать еще студенткой. Родившаяся весной, она и была весенней – звенящей, как ручей, гибкой, легкой, как колыханье веток ивы над его стремительными водами. Именно она стала легендарной принцессой Турандот, что теперь, как символ театра, установлена рядом с его царственными колоннами, упирающимися в Арбатскую брусчатку. И лучше нее никто не понял и не сыграл Настасью Филипповну – выписанную Достоевским с невероятным чувством любви и восхищения, познакомиться с которой можно было и посмотрев спектакль или потрясающий фильм Ивана Пырьева.

Они удивительно совпали во времени – она и Рубен Симонов, теперь уже легендарный худрук Вахтанговского театра. Очарованный ее живостью и талантом, он специально для нее поставил несколько спектаклей, составивших славу и актрисы, и театра, которому Борисова верна уже много десятилетий.

К слову о верности… Однолюбы в нашем мире встречаются не часто. Личная история Борисовой – та, в которую она никого не пускает и не пускала, - сама могла бы стать тканью для спектакля или книги. Ее единственным мужем был уникальный человек, ярчайшая личность – директор-распорядитель Театра имени Вахтангова Исай Спектор. Он прожил обидно мало, всего 58 лет, и актриса, невероятно тяжело пережившая его уход, больше не вышла замуж. Хотя влюблялись в нее десятками, если не сотнями... Но в этой лебединой верности – она вся. Цельная натура не может себе изменить, а все, кому посчастливилось работать с ней или общаться, именно цельность отмечают как ее основное качество.

Именно поэтому, наверное, у Юлии Константиновны не так много ролей в кино, как хотелось бы. Она слишком была занята театром. Хотя мне, еще маленькой, Борисову подарили радиопередачи «Театр у микрофона», и даже не-театралы открывали ее как актрису, с восторгом просмотрев постановки, которые транслировали по телевидению. «Город на заре», «Миллионерша», «Иркутская история», «Конармия», «Антоний и Клеопатра» - бесполезно спорить, где она сыграла лучше. Да вспомним хотя бы кинороль Елены Кольцовой в фильме «Посол Советского Союза»! Кольцова, прообраз знаменитой Александры Коллонтай, рассматривая королевскую вышивку, выносит ей вердикт со знанием дела: «В ней – ни единого узелка!»

Вот и в актерских работах Борисовой тоже никогда не было узелков. Они были безупречны.

Ее Кольцова была так хороша, что на нее смотрели с придыханием. Прошло немногим меньше полвека, и так же хороша ее Клара Цаханассьян в «Пристани» - той, что срывает аплодисменты сегодня. Так же обворожительна была Кручинина в «Без вины виноватые» - этой потрясающей ролью Борисова отмечала свой предыдущий юбилей на сцене родного театра десять лет назад. Ну а роль Патрик Кэмпбэлл в «Милом лжеце» вообще кажется написанной именно для нее – такой же ироничной, мудрой и легкой, как знаменитая визави Бернарда Шоу.

У Юлии Борисовой много наград – орденов, медалей, званий. Много профессиональных премий. Но высшей наградой для нее была и остается возможность играть. И лишь одна сторона театральной жизни не коснулась даже ее подола – мир закулисья. Ни интриг, ни сплетен, ни скандалов – ни с чем из этого за годы жизни и работы Юлия Борисова не сталкивалась и даже тени на ее репутации никогда не было. Сознательно уйдя от всего этого, она оказалась много выше этого, а по сути – недоступна.

С днем рождения, великая принцесса, ставшая Королевой. Сил вам, здоровья и долгих-долгих лет.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER