Среда 14 ноября, 10:11
Ясно -3°
Город

Капотня больше не коптит. Благодаря модернизации на Московском нефтеперерабатывающем заводе небо над городом стало прозрачнее

Разница между прошлым и настоящим Московского нефтеперерабатывающего завода нагляднее всего видна, если сравнить спутниковые снимки на Яндекс.Картах и Google maps
Фото: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Разница между прошлым и настоящим Московского нефтеперерабатывающего завода нагляднее всего видна, если сравнить спутниковые снимки на Яндекс.Картах и Google maps.

Там, где американский поисковик показывает черные пятна, на карте Яндекса видна свежая зеленая трава. А все потому, что отечественный интернет-сервис уже обновил свои карты, а американский — нет.

Пятна мазута — буферные пруды МНПЗ — давно стали историей, и, кроме как на старом снимке из космоса, увидеть их нельзя уже нигде. Сейчас на их месте зеленая лужайка больше похожая на поле для гольфа, чем на территорию нефтезавода. Рядом — ровная песчаная площадка, где в этом году начнут строить суперсовременную систему биоочистки. Это уникальное сооружение будет удалять из сточных вод 98–99 процентов всех примесей. С этого момента начнется второй этап модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода.

Серы в воздухе стало меньше

Первый этап модернизации начался в 2011 году, с переходом завода под управление «Газпром нефти», и длился четыре года. За это время удалось не только заменить устаревшее оборудование, но и расчистить авгиевы конюшни, оставшиеся в наследство от предыдущих собственников предприятия, — более 260 тысяч тонн отходов. Всего за четыре года объем отходов, накопленных за 20 лет (!), снизился в 23 раза! А до конца текущего года они будут ликвидированы полностью. В результате замены очистного оборудования объем диоксида серы, попадающего в атмосферу, сократился в 10 раз, объем сероводорода — в 70(!) раз. Общее воздействие на атмосферу столицы за четыре года сократилось более чем наполовину. А еще в 2013 году МНПЗ перешел на выпуск топлива экологического стандарта Евро-5. В итоге содержание соединений серы в выхлопе автомобилей, заправленных заводским топливом, снизилось в пять раз по сравнению с Евро-4 и в 50 раз по сравнению с Евро-3. Если учесть, что 40 процентов всего продаваемого в Москве бензина производится на МНПЗ, то можно подсчитать: соединений серы в воздухе столицы стало меньше на треть.

Завод стал полностью «прозрачным»

Финальный аккорд первого этапа модернизации — запуск автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха (АСМВ). Она стала частью общегородской системы экоконтроля и дает возможность природоохранным органам столицы и всем заинтересованным горожанам в режиме реального времени получать информацию о состоянии воздуха на территории предприятия и в его окрестностях.

Заместитель директора государственного бюджетного учреждения «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич отметил, что установка системы АСМВ — инициатива руководства Московского нефтеперерабатывающего завода.

— Завод заинтересован в том, чтобы быть прозрачным. Приборы установлены на объектах, которые не завод, а мы определили. Вокруг завода также достаточно систем, контролирующих качество воздуха. Стоит отметить, что факт установки подобной системы на предприятии нефтепереработки уникален для России. Даже в Европе далеко не все нефтезаводы оснащены подобными системами, анализирующими состав воздуха, — подчеркнул Евгений Никитич.

Новая система мониторинга состоит из локальных автоматизированных постов, установленных на восьми определенных Мосэкомониторингом ключевых объектах предприятия, которые оснащены приборами аналитического контроля. Данные на эти приборы поступают непосредственно из заводских труб. Установленные внутри труб газоанализаторы обеспечивают непрерывное измерение состава воздуха и содержания в нем тех или иных примесей. На постах в автоматическом режиме происходит анализ этих данных, и по каналам оптоволоконной связи результаты измерений выводятся на мониторы операторов технологических установок, диспетчера по заводу и специалистов экологической службы предприятия.

Полученные в режиме онлайн данные позволяют корректировать режим работы установок и контролировать уровень их воздействия на окружающую среду.

Каждые 20 минут данные о состоянии воздуха над заводом автоматически передаются в Мосэкомониторинг и отображаются на его странице в интернете, где каждый желающий может с ними ознакомиться.

— При наличии подобной системы контроля нам здесь делать нечего, — заявил в ходе приемки автоматической системы контроля руководитель столичного Департамента природопользования Антон Кульбачевский.

Новые земли для города

Второй этап модернизации предприятия продлится до 2020 года. В его ходе, причем уже в нынешнем году, планируется ликвидировать последние накопленные на территории завода отходы. Будут демонтированы подземные мазутные резервуары, каждый объемом 10 тысяч кубометров. Уже к 2017 году завод планирует серьезно сократить санитарно-защитную зону вокруг предприятия. Где-то она приблизится к заводу на 127 метров, а где-то — на все 250. В итоге город дополнительно получит более 500 гектаров земли. Часть из них пойдет под посадки деревьев, часть — под строительство парковок и социальных объектов.

Санитарно-защитная зона сократится потому, что завод станет более экологически безопасным. Кстати, посетивший прошлой осенью Московский НПЗ мэр столицы Сергей Собянин заметил, что здесь уже «произошла экологическая революция». И с мэром нельзя не согласиться. Прямо на наших глазах в Москве появляется новое, современное, экологически чистое предприятие. Очень хочется, чтобы таких было больше, ведь свежий воздух — одно из главных благ, от которого не хочется отказываться.

Показатели, которые будут достигнуты на Московском НПЗ после завершения модернизации в 2020 году

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Аркадий Егизарьян, генеральный директор ОАО «Газпромнефть-МНПЗ»:

- Мы предъявляем серьезные требования к разработчикам новых технологий, применяемых на предприятии. И одно из главных требований — это, конечно, безопасность. Мы расположены в городской черте Москвы, вокруг нас жилые кварталы, и это налагает на предприятие огромную ответственность. Наша задача — максимально обезопасить производство и сократить его воздействие на окружающую среду. В 2015 году мы планируем ввести в эксплуатацию пилотную установку на базе Электрогорского института нефтепереработки.

В 2017 году получим необходимые результаты и, если технология себя качественно зарекомендует, начнем разработку базового проекта промышленной установки. Помимо экономических выгод новая технология позволит достичь и нового качества экологической без опасности.

Это, во-первых, будет экологически чистое производство с практически нулевым воздействием на окружающую среду. Во-вторых, она позволит поставлять на рынок больше современного бензина класса Евро-5 с низким содержанием примесей. Значит, снизится загрязнение воздуха выхлопными газами. Для нас это чрезвычайно важно, поскольку именно экологическая безопасность — главное требование «Газпромнефти» к новым технологиям, внедряемым в производство.

Другой очень важный момент — возможность создавать и совершенствовать отечественные технологии. Совместно с их российскими разработчиками мы используем на наших установках разные виды сырья, создаем рынок сбыта для отечественных производителей.

КСТАТИ

История Московского нефтеперерабатывающего завода (тогда он еще не был Московским) началась 26 июня 1935 года, когда приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР была утверждена площадка под крекинг-завод возле селения Капотня Ухтомского (впоследствии — Люберецкого) района Московского округа Московской области. Первой инновацией на предприятии стал новый метод щелочения бензина с использованием более дешевой кальцинированной соды, разработанный коллективом лаборатории завода и заимствованный впоследствии другими предприятиями страны. В годы Великой Отечественной войны завод продолжал работать на полную мощность, переработав за это время 2,8 млн тонн нефти.

СПРАВКА

В ходе первого этапа модернизации Московского НПЗ в 2013 году завод перешел на выпуск топлива 5-го экологического класса (Евро-5). Больше того: Московский НПЗ стал первым в России предприятием, полностью перешедшим на выпуск топлива класса Евро-5, использование которого позволяет в пять раз снизить количество соединений серы в выхлопах. По итогам 2013 года Всемирная ассоциация по нефтепереработке (WRA) признала Московский НПЗ лучшим нефтеперерабатывающим предприятием СНГ. Завод стал лауреатом конкурса правительства Москвы в области охраны окружающей среды в номинации «Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий».

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER