Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Александр Огарев: «Страдая, мы становимся круче»

Развлечения
В Московском театре «Школа драматического искусства» премьера спектакля (16, 17, 18 мая) спектакля «Горе от ума» в постановке заслуженного артиста России Александра Огарева.

В интервью «ВМ» автор новой версии «Горя от ума» объясняет: почему Дом Фамусова – не сосредоточение всех пороков и глупостей барской Москвы 19 века.

- Александр Анатольевич, что вы думаете об Александре Андреевиче Чацком?

- Он – обаятельный, харизматичный человек с красивыми идеями. Герой, потому что вместо спокойной жизни предлагает искать, спорить, опровергать, доказывать. Но для тех, кто – не герой, общение с такими людьми, как Чацкий, проблематично. Чацкие хотят от окружающих, чтобы они соответствовали тому миру, который они придумали и которому стремятся.  

- До сих пор ведется спор на предмет ума Чацкого? В вашей постановке он - умен?

- Ум Чацкого очевиден. Но из-за того, что он произносит свои речи в присутствии людей, которым они глубоко безразличны, ум героя подвергается сомнению. Но в этом – идеализм Чацкого, а не глупость. На мой взгляд, причина говорливости Чацкого в том, что он влюблен, и это состояние его выводит из себя. Хотя Чацкий говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу», но, на мой взгляд, между умом и сердцем у него прямое взаимодействие. Например, он ждет Софью, а ее  нет и нет, и чем дольше он ждет, тем больше заряжается на спор.  Именно в такой ситуации рождается монолог «А судьи кто?». Хотя это привычная для нас либеральная речь, на которой выросли все демократические державы, но именно она ставится в упрек Чацкому как умному человеку.  Все революционеры произносят такие речи в надежде сделать человечество счастливым. Наша страна неоднократно переживала такие путешествия за счастливым будущем. Правда, воплощение идей – другая сторона вопроса.

- Профессор русской литературы в Сорбонне – Рене Гера не устает повторять, что «Чацкий – истинный герой, потому что он – не приспособленец,  не лжец, не стяжатель». В своем спектакле проводите ли вы мысль, что не нужно приспосабливаться к миру, к обществу, а надо всегда оставаться самим собой?

- Конечно, хорошо говорить то, что думаешь, и не надо идти на компромиссы со своей совестью и убеждениями, но при этом неоднократно мы были свидетелями, когда максималистические идеи, которые несли с собой Чацкие и другие, приводили к катастрофам. Сегодня мы обращаем внимание на те гуманистические ценности, которые привились на Западе. И в этом смысле Дом Фамусова можно сравнить с любым буржуазным домом в Европе, да, и с буржуазным домом в современной России.

- Вы осмеиваете Дом Фамусова, как это делали практически все режиссеры-постановщики?

- Нет. Моя версия отличается от других тем, что я показываю – простые семейные ценности, как любовь отца к дочери,  верность традициям, память о предках – не есть  плохо. В идеале общественного устройства должен быть баланс между идеей или идеологией и семейными ценностями. Если государство настроено только на перемены, перестройки, реформы, то есть подчиняется зову Чацких, оно обречено.

- В вашем постановке герои цитируют роман Пушкина «Евгений Онегин», хотя он написан после «Горе от ума». Такими обращениями вы хотите сказать, что между Чацким и Онегиным близкая связь?

- Во-первых, Чацкий – первый, кто страдает из-за своей любви. В нашем спектакле он уезжает из Москвы – глубоко несчастным. Более того, в нашем спектакле он оставляет  Дом Фамусова, убив в себе любовь к Софье. Уезжает из Москвы уже отчасти лермонтовский герой, который со скепсисом взирает на все человеческие страсти. Онегин и Печорин – уже не такие цельные как Чацкие, ибо, с одной стороны, в них теплится дух тех идей, которые проповедовал Чацкий, а с другой стороны, они уже совсем не способны их осуществить. Весь ужас в том, что и к домашней семейной жизни Онегин и Печорин не приспособлены. Согласитесь, трудно представить Печорина, который живет в браке с княжной Мери в гостиной с уютными занавесками?  Но это все пошло от Чацкого, который с порога отвергает Дом Фамусова как источник счастья.

- Ваша постановка больше о любви или об идеях?

- О возможности или невозможности сосуществования идей и семейного счастья. Моя задача сказать, что не надо жить  далекой отвлеченной идеей, а надо любить, ошибаться, искать.

- А что дает любовь умному человеку?

- Любовь дает опыт страдания, опыт понимания, опыт красоты. Находя и теряя, внутренне мы становимся «круче».

- А Софья страдает, когда узнает, что Молчалин ее не любит?

- Да, в нашем спектакле это взрывает внутренний мир Софьи, ставит ее в тупик. Она не знает – что делать, когда все хрустальные замки, которые она построила, разрушены?

[CDNVIDEO]


[/CDNVIDEO]

- Вам удалось найти достойного исполнителя роли Чацкого?

- Один исполнитель оправдывает мои надежды, второй, увы,  пока нет.

- Почему вы решили одеть героев в современные одежды? Например, у Софьи очень открытее ноги, тогда как в 19 веке обнажали плечи и руки?

- Я бы назвал костюмы не современными, а эклектичными.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.