Остановка общественного транспорта стала памятником архитектуры
Корреспондент «ВМ» отправилась в Тимирязевский район, где находится необычный архитектурный объект.
В Красностуденческом проезде малолюдно. На остановке — уникальном павильоне — и вовсе нет никого. Здесь проходит единственный трамвай 27-го маршрута.
Некогда красивое деревянное здание с чугунной художественной ковкой с геральдическими лилиями сейчас находится в запустении. Видно, что рука реставратора давно не касалась этих милых деревянных строений. Остановочный комплекс, несмотря на свою уникальность и необычность, не избежал участи своих столичных «собратьев» попроще. Конструкция практически полностью обклеена объявлениями.
В недавнем прошлом здесь располагался ремонт обуви — над одним из помещений до сих пор висит вывеска, а на стекле — наклейки в виде туфельки и сапога. В соседнем помещении была обычная продуктовая палатка. Но все это уже ушло в историю.
Через несколько минут после того как мы подошли к остановке, появился председатель молодежной общественной палаты при Совете депутатов муниципального округа Тимирязевский Николай Сурков. Молодой человек сначала не обратил на нас никакого внимания — он начал срывать объявления, расклеенные по стенам.
Он рассказал, что местные жители и представители молодежного сообщества ведут активную борьбу за этот уникальный комплекс.
— Весной мы с жителями устроили здесь субботник — вымели весь мусор, убрали все объявления, вымыли чугунные элементы, — рассказал «Вечерней Москве» Николай Сурков. — Очень надеюсь, что теперь, после того как комплекс внесен в Единый государственный реестр памятников архитектуры, строению ничто не угрожает.
Оно останется украшением района.
По словам Николая Суркова, в 90-м году на остановке случился пожар и в огне уцелели только чугунные элементы. Деревянную же часть пришлось полностью выстраивать заново.
Житель Тимирязевского района Александр Карпов очень рад тому, что живет вблизи необычной остановки. Отсюда он ездит на работу, на рыбалку, да и просто в магазин.
— Здесь особенно хорошо летом — можно от жары укрыться. Настоящее спасение в душном городе. Обычные остановочные комплексы от зноя не спасают, а здесь немного прохладно. Одно удовольствие дожидаться трамвая. Ну и от дождя такая прочная конструкция надежно защищает, — рассказал корреспонденту «ВМ» Александр Карпов.
Также житель Тимирязевского района отмечает, что, пока он ждет транспорт, перед глазами нет-нет да и предстают картины из прошлого. Подъезжают паровые составы, из которых выходят дамы в платьях с зонтиками от солнца, кавалеры в костюмах-тройках с карманными часами на цепочке.
Москвовед Александр Фролов рассказал, что в конце XIX — начале XX века здесь ходил паровик — городской поезд на паровой тяге, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское.
— По разным источникам, павильон был построен в 1941 году. По другой версии — в 1947 году, к 800-летию Москвы. Есть также сведения, что остановочный комплекс был построен в 1926 году по проекту архитектора Трамвайтреста Евгения Шервинского, — рассказал москвовед Александр Фролов. — Помещения, которые со временем превратились в торговые палатки, изначально таковыми не были — они служили для ожидания транспорта и защиты от непогоды пассажиров.
Эксперт отметил, что этот павильон — редкость как для тех времен, так и для современности. Похожий остановочный комплекс, который находится у станции метро «Войковская», сейчас не в лучшем состоянии.
— Считаю, что такие объекты нужно сохранять и охранять. Их изначально в Москве были единицы, — сказал москвовед. — Надеюсь, что теперь их сохранности ничто не угрожает — строения будут приведены в порядок.