Старейшая балетная школа России покорила Москву
Придумал и организовал его нынешний ректор Академии, прославленный премьер Большого театра – Николай Цискаридзе.
Накануне представления «ВМ» поинтересовалась у Николая Максимовича, чем обусловлен такой формат выступления?
– Исключительно высоким уровнем профессиональной подготовки наших ребят и важными юбилейными датами, – пояснил мэтр. – В этом году мы отмечаем 90-летие первого выпуска профессора Вагановой, который подарил нашему балету великую Марину Тимофеевну Семенову, поэтому «Вечер» мы открываем первым актом балета «Спящая красавица». В прошлом году мы отмечали 110-летие со дня рождения одного из выдающихся наших выпускников – Георгия Мелитоновича Баланчивадзе (Джорджа Баланчина). К этой дате мы силами учащихся подготовили его спектакль «Вариации на тему “Раймонды”». Кроме того, одним из главных достояний русского балета является характерный танец. Поэтому в третьем отделении мы представляем сюиту из легендарной «Лауренсии», куда войдут основные танцы из второго и первого актов балета в хореографии Вахтанга Чабукиани.
Идея Цискаридзе представить будущих артистов в контексте театрального спектакля, а не в вырванных из него вариациях и дуэтах оправдала себя. Зрители смогли увидеть и оценить уникальную вагановскую методику подготовки танцовщиков. Сохранение традиций, равнение на лучшие образцы хореографии и исполнительского искусства – основа профессионального воспитания артистов классического танца.
«Вечер» начался показом I акта балета «Спящая красавица» в хореография Мариуса Петипа (1890). Постановщики и исполнители справедливо называют этот балет энциклопедией классического танца, а педагоги – учебником на все времена.
Юные петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Однако об исполнительнице партии Авроры стоит сказать особо. Принцесса Анастасии Лукиной была необыкновенно эмоциональной: веселой и по-детски серьезной, кокетливой и озорной, радостной и лукавой, а ее танец – искрометным, как шампанское, лиричным, чистым и возвышенным.
«Вариации на тему “Раймонды”» – выбор ректора Цискаридзе. Он предложил отметить юбилей великого Баланчина одноактным балетом Мастера (1961), который никогда не ставился ни в Европе, ни в России. Станцевать его должны были учащиеся школы, с которой началось восхождение Баланчина на балетный Олимп. И ребята не подвели, они справились с хореографией, сложной даже для опытных исполнителей.
Под волшебную музыку Глазунова – «величавую, щедрую, веселую, игривую» – Ника Цхвитария и Евгений Кузнецов исполнили адажио и вариации, явив образную красоту и выразительность танца, чувственную грацию, скульптурную изысканность поз и актерское мастерство. Из других исполнителей вариаций я отметил бы Элину Камалову, Ренату Шакирову, Анастасию Лукину, которые столь же изящно плели баланчинские «балетные кружева».
Заключала «Вечер» Сюита из балета «Лауренсия» в хореографии Вахтанга Чабукиани (1939), составленная Цискаридзе специально для выпускников Академии, чтобы они могли проявить себя в характерных танцах, которые определяют особенность русского балетного театра.
Вообще балет «Лауренсия», в котором первыми исполнителями были Чабукиани и Дудинская в Ленинграде, Плисецкая – в Москве, рассчитан на особый исполнительский дар. Им в нынешнем выпуске обладают Рената Шакирова (Лауренсия) и Герман Борсай (Фрондосо). Она умело сочетала виртуозную технику (эффектно изгибалась в знаменитых прыжках, легко крутила фуэте), с присущей вагановкам кантиленой движений. Он был в танце страстен, но аристократичен.
Закрылся занавес, но зрители благодарными аплодисментами еще долго не отпускали юных артистов и их педагогов со сцены.
Поздравив Николая Максимовича с блестящим выступлением воспитанников Академии в Москве, «ВМ» задала ему несколько вопросов.
- Ваше мнение о нынешнем выпуске? На кого из учеников возлагаете особые надежды?
– Надежды возлагаю на многих, но это, как на скачках: при переходе из Академии в театр все заслуги будущего артиста обнуляются, и всё приходится начинать заново – с чистого листа. Поэтому у нас шутят: «Карьеру делают не в школе, карьеру делают в театре».
- Куда отправятся работать Ваши выпускники?
– Во все главные театры страны, в основном, конечно, в Москву и Санкт-Петербург. Некоторые уезжают за границу. Теперь у нас нет государственного распределения, поэтому каждый решает свою судьбу сам, основываясь на информации из всех возможных источников, благо, это теперь легко и просто.
- Чем важен для Вас этот московский показ?
– Возможностью обратить внимание на истинное достояние нашей страны. На то, чем мы по праву можем гордиться.
- Ну, а каковы Ваши личные жизненные и творческие планы на лето?
– Отпуск. Жду не дождусь этого дня. Творческих планов никаких – я просто хочу напитаться энергией и подготовиться к новому учебному году.